| Государственное бюджетное Средняя общеобразовательная школа № 311 с углублённым изучением физики |
Конспект урока по окружающему миру
Тема урока: «Твой родной край»
для учащихся 4-ых классов
Автор:
Белова Елена Яковлевна,
учитель начальных классов;
Санкт-Петербург
2014 г.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………….4
Основное содержание урока……………… ……………………………………………4
Тема урока………………………………………………………………………………4
Цель урока………………………………………………………………………………4
Задачи урока……………………………………………………………………………4
Дополнительная информация…………………………………………………………5
План урока……………………………………………………………………….………6
Ход урока………………………………………………………………………………..7
Список используемой литературы………………………………………………………11
Приложения……………………………………………………………………………….11
Пояснительная записка
Данный урок проводится в первом триместре 4 класса по УМК ПНШ и открывает раздел «Родной край-часть великой России».
Специфика предмета «Окружающий мир» по УМК ПНШ состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук
Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
На предыдущих уроках учащиеся познакомились с темой « Путешествие по природным зонам России». В начале урока этап целеполагания осуществляется с опорой на ранее полученные знания детей по предмету. В ход урока включены: индивидуальная работа и работа в группах, проблемные вопросы. Компьютерные презентации используется как средство наглядного представления изученного материала, вносят в урок элемент игры, создают возможность задуматься над решением тех или иных вопросов на уроке.
На уроке отсутствует физминутка как таковая, поскольку дети снимают напряжение во время объединения в группы по интересам и проявляют двигательную активность во время поиска информации и в момент представления своих работ.
Тема урока
«Твой родной край», «Создание презентации с помощью программы PowerPoint»
Цель урока
формирование представления о родном крае;
закрепление навыков работы с программой PowerPoint
Задачи урока
Образовательные
обобщение и расширение ранее усвоенных знаний посредством решения практических задач с привлечением краеведческого материала
знакомство учащихся с политико-административной картой России и местоположением на ней родного края
закрепление навыков работы с программой PowerPoint
Развивающие
повышение мотивации к обучению, интерес к окружающему миру, к родному краю
применение полученных ранее знаний в новых условиях
совершенствование умения ориентироваться в информационном материале
развитие творческих способностей учащихся, умение передавать полученные знания
Воспитательные
Дополнительная информация
Тип урока: комбинированный
Формы работы:
Индивидуальные:
Групповые
Универсальные учебные действия:
личностные
смыслообразование (мотивация; границы собственного знания и “незнания”)
самоопределение (внутренняя позиция школьника; самооценка)
морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм работы в группе)
метапредметные
регулятивные (управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность)
коммуникатвные (речевая деятельность; навыки сотрудничества)
познавательные (работа с информацией; анализ; обобщение; подведение под понятие)
предметные
основы системы научных знаний
опыт “предметной” деятельности по получению, преобразованию и применению знаний
предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Необходимое оборудование и материалы:
учебник
карта природных зон
политико-административная карта России
аудиозапись песни “Край родной”
толковый словарь
текстовыделители
статья о Ленинградской области (по количеству групп)
карточки-помощники для каждой группы
ноутбуки (по 2 на каждую группу) c программой PowerPoint
роутер WI-FI
гербарий
справочная литература о животных, растениях и пр. Ленинградской области
компьютер с проектором и экраном
презентация PowerPoint
система голосования mimio
Этап | Время | Методы и приёмы работы | Оснащение | |
| Организационный момент | | Приветствие |
|
| Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме | 5 мин. | Устный опрос
| Учебник; карта природных зон |
| Постановка цели занятия перед учащимися | 3 мин | Эвристический метод (метод догадки): по песне попытаться сформулировать тему самим | Аудиозапись песни “Край родной”; толковый словарь |
| Организация восприятия новой информации | 5 мин. | Фронтальная работа | Политико-административная карта России |
| Первичная проверка понимания | 2 мин. | Устные высказывания |
|
| Организация усвоения способов деятельности путем упражнений в их применении. | 15 мин. | Групповая работа | Текстовыделители; статья о Ленинградской области; карточки-помощники; ноутбуки; гербарий; справочная литература |
| Организация воспроизведения информации | 10 мин. | Коллективная работа | Компьютер с проектором и экраном |
Результаты урока | 1 мин. | Устные высказывания |
| |
| Домашнее задание | 1 мин. | Объяснение д/з |
|
| Итоги урока | 3 мин. | Оценка и самооценка. Тест | система голосования mimio |
Этап | Деятельность обучающего | Деятельность обучаемых | Планируемые результаты |
| |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||||
| Организационный момент | Приветствует учеников -Начнём урок. Работаем дружно, быстро, чётко, по-деловому. | Приветствие | | | | |
| Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме | -Мы с вами совершили заочное путешествие с севера на юг по нашей прекрасной Родине. Вы уже можете рассказать о природе каждой зоны, сравнить их между собой. Предлагает обратиться к учебнику -Перечислите природные зоны, где мы побывали. -В какую природную зону хотелось бы вам отправиться? Почему? Останавливает внимание на лесной зоне, в которой находится наш край. Предлагает на ближайших уроках как можно больше узнать о родном крае. | Выполняют задание на с. 124 учебника. Один из учеников, по мере перечисления зон детьми, показывает их на карте природных зон. Высказывают свои мнения, обосновывают их. | Установление понимания границ «Что я знаю»; самоопределение; внутренняя позиция школьника | Регулятивные; построение речевых высказываний; умение работать с картой | Основы системы знаний | |
| Постановка цели занятия перед учащимися | -Много красивых и интересных мест на земле… (звучит песня «Край родной») Предлагает догадаться, что является целью/содержанием урока Записывает слово «край» на доске, сообщает, что слово это многозначное. Школьникам предлагается узнать все значения этого слова в Толковом словаре, который находится в учебнике русского языка. -Как вы понимаете значение слова край? Где мы можем узнать точное значение слова? -Какое из значений подходит на уроке? | Высказывают свои предположения Работают с толковым словарём | Мотивация на учебную деятельность | Работа с источником информации | Метапредметные действия с учебным материалом | |
| Организация восприятия новой информации | -Познакомимся с новой для нас картой – административной картой России. | Знакомятся с условными обозначениями границ республик, краев, областей Российской Федерации, находят на карте свой край и его главный город. | Учебно-познавательный интерес | Использование знаково-символических средств | Опыт “предметной” деятельности по получению, преобразованию и применению знаний | |
| Первичная проверка понимания | -Всё ли мы знаем о своём родном крае? О чём хочется узнать больше? | Высказывают свои пожелания
| Границы собственного знания и “незнания” | Речевая деятельность; анализ | | |
| Организация усвоения способов деятельности путем упражнений в их применении. | Выслушивает высказывания и предлагает разделиться на группы по интересам: географы, ботаники, зоологи. Организует работу групп по теме: обеспечивает инструкциями по распределению обязанностей в группе, подсказывает где найти нужную информацию, в каком виде её представить. (Приложение 1, 2, 3) Учитель напоминает о правилах работы по поиску информации и оформлению её в программе PowerPoint | Распределяют обязанности в команде. Выполняют порученные обязанности (поиск информации, отбор информации, изготовление презентации, представление презентации) | Самоиндефикация; мотивация на учебную и социальную деятельность | Умение сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе; умение работать с информацией участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; выполнение логических операций: сравнение, анализ, обобщение. | Умение работать с программой PowerPoint; предметные и метапредметные действия с учебным материалом | |
| Организация воспроизведения информации | Учитель обеспечивает передачу данных на компьютер с проектором. Учитель организует выступление каждой группы и обсуждение выступлений. -Оцените сообщения своих товарищей. Дополните. | Представляют свои презентации. Отвечают на вопросы одноклассников. По необходимости дополняют выступления товарищей. | Мотивация на достижение результата; ориентация на выполнение моральных норм при оценке товарищей | Управление своей деятельностью; речевая деятельность; | Умение ориентироваться в программе PowerPoint | |
| Результаты урока | -Перед тем, как приступить к изучению родного края, вы высказывали волнующие вас вопросы. Смогли мы найти ответы на какие-либо из них? Остались ли ещё вопросы? | Высказывают своё мнение | Границы собственного знания и “незнания” | Контроль и коррекция; речевая дятельность | | |
| Домашнее задание | -Найти материал об историческом наследии нашего края. Представить его в форме на выбор (презентация, сообщение, заочная экскурсия и т.п.) | Записывают домашнее задание | Внутренняя позиция школьника; мотивация на учебную деятельность | Работа с информацией; управление своей деятельностью | Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению знаний | |
| Итоги урока
| Подводит итоги урока. Предлагает тест на рефлексию в системе голосования. (Приложение 4) Выставляет оценки | Работают с системой голосования. | Мотивация на достижение результата; самооценка | Умение оценивать учебные действия | |
Список используемой литературы
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник. 2011.
Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Малаховская о.В. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник. 2011.
Большая советская энциклопедия: В 30 т. — М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978.
Статья о Ленинградской области
Наш край расположен на северо-западе Русской (Восточно-Европейской) равнины и занимает территорию 83900 кв.км.
Близость Балтийского моря обусловливает сравнительно мягкую зиму и тёплое, иногда прохладное лето. Средняя температура января: -8 — 10 С; средняя температура июля :
+ 18 С.
Поверхность нашего края носит равнинный характер. Но Карельский перешеек отличается пересечённым рельефом и большим количеством озёр. Низменности расположены по берегам Финского залива и Ладожского озера.
Территория Ленинградской области имеет густую, хорошо разветвлённую речную сеть. Крупные реки: Луга, Волхов, Свирь, Оредеж, Вуокса, Нева, Сеять, Оять, Паша.
В водах области водится около 80 видов рыб. Из морских рыб чаще всего встречаются салака, балтийская килька, треска. Среди пресноводных рыб наибольшее значение имеет сиг; встречаются окунь, судак, лещ, плотва. По берегам рек и озёр живут выдра, бобр, ондатра.
Территория нашего края расположена в зоне тайги. На юге области отмечается переход от хвойных лесов к смешанным. Лес занимает 55,5% (больше половины) территории области. В лесах произрастают лекарственные растения и ягоды: ландыш майский, толокнянка, черника, брусника, клюква, можжевельник. Лесные ресурсы сильно истощены. Сосновые и ,особенно, еловые леса сохранились местами на северо-западе и востоке области. В основном они замещены мелколиственными лесами (берёза, осина, ольха серая). Территории, прилегающие к Санкт-Петербургу заняты под сельское хозяйство (пашни, луга). В области обитают главным образом лесные животные. Основными из них являются белка, заяц-беляк, заяц-русак, хорь, крот, куница, различные грызуны (полевая и лесная мышь, крыса). Реже встречаются волк, кабан, косуля, лисица, лось, медведь, рысь, норка.
В наших краях обитают около 300 видов птиц. Основными являются глухарь, куропатка, рябчик, тетерев, гусь, утка, кулик, дятел, дрозд, скворец, синица, кукушка приносят пользу, истребляя вредных насекомых. Зимуют в наших краях лишь ворона, воробей, синица, дятел, снегирь; большинство же птиц покидают нас.
в 1999 году вышла в свет Красная книга Ленинградской области. Редкими являются балтийская кольчатая нерпа, нерпа ладожская, серый тюлень, беркут, сапсан, скопа, орлан-белохвост.
Карточки-помощники
Распределите обязанности в группе
Поиск информации («журналисты»)
Отбор информации («редакторы»)
Составление презентации («режиссёры»)
Презентация продукта («ведущие»)
Подготовьте презентацию по плану (не более 3-х слайдов).
План работы для групп
Географы
Как называется наш край?
Географическое положение (в какой части страны находится)
Поверхность края
Крупные водоёмы
Ботаники
В какой природной зоне расположен наш край?
Природные условия (зима…, лето…)
Растения нашего края
Зоологи
В какой природной зоне расположен наш край?
Животный мир нашего края.
Составьте 1-2 цепи питания.
Тест (в системе голосования мимио)
Узнали ли вы сегодня на уроке новое о нашем крае? (данет)
Понравилось вам работать в группе? (данет)
Как вы оцените свою работу на уроке? (я работал хорошо и много узнал я мог бы работать лучше, не все мне было понятно я недоволен своей работой на уроке)