МБОУ «Нижнекондратинская средняя общеобразовательная школа»
Урок по курсу «Окружающий мир»
на тему: «Ветер, ветер! Ты могуч…»
для 4 класса
Провела учитель начальных классов
Федорова Л. В.
Тема урока: Ветер, ветер! Ты могуч…
Цель: формирование представлений о причинах образования ветра и
влиянии ветра на земную поверхность.
Задачи:
формирование представлений о причинах возникновения ветра, о разнообразии ветров, о влиянии ветра на земную поверхность, о разрушительной и созидательной работе ветра;
систематизация и обобщение знаний о значении охраны воздушной среды;
развитие любознательности;
воспитание любви к своей малой родине, бережного отношения к природе родного края.
Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер,
презентация в Microsoft Power Point,
аудиокассеты: «Звуки и шумы. Природа, птицы и животные»
(Штормовое море с ветром № 33), «Звуки окружающего
мира» (Сильный ветер № 37), карточки с названиями ветров.
Ход урока.
Создание рабочего настроя.
— Солнышко ласково смотрит в окно. Создайте и вы в себе солнце, согрейте теплом и добротой окружающих вас людей.
Улыбнитесь друг другу!
Отгадывание загадки.
Летит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Слышишь его,
А не видишь его. (Ветер.)
Сообщение темы и целей урока. Слайды 1, 2.
— Вы правильно угадали тему сегодняшнего урока.
Слушание аудиозаписи «Сильный ветер» (Звуки окружающего мира).
— Эпиграфом к теме урока послужили строчки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
Чтение эпиграфа.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе…
(А.С. Пушкин)
— Мы проведём сегодня исследование и выясним:
1) Что такое ветер?
2) Почему возникает ветер?
3) Какие ветры бывают?
4) Когда ветер помогает человеку, а когда вредит? Для чего необходимо
знание ветров человеку?
Работа над темой.
Что такое ветер?
— Ветер – движение, поток воздуха в горизонтальном направлении. Ветер характеризуется скоростью и направлением. Для определения направления ветра существует специальный прибор – флюгер, а для определения силы (скорости) ветра – анемометр. Слайд 3.
— Есть ли ветер в помещении?
(Демонстрация опыта со свечой).
— А вы можете, своими руками, создать ветер?
Почему возникает ветер? Слайд 4.
— Тёплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх. Поднимаясь, тёплый воздух оставляет за собой зону низкого атмосферного давления. На освободившееся место со всех сторон устремляется холодный воздух. У полюсов воздух всей своей массой давит на землю, создавая зоны высокого атмосферного давления. Воздух, перемещающийся из зон высокого давления в зоны низкого давления, и создаёт ветер.
Какие ветры бывают?
_ Ветры носятся над всей землёй – над сушей и океанами. Одни из них постоянно дуют в одном и том же направлении. Другие время от времени меняют своё направление на противоположное. Есть ветры, которые охватывают весь земной шар, но есть и местные ветры, действие которых ограничено сравнительно небольшой территорией. Всего же на земле насчитывается около 300 разных названий ветров.
(Чтение названий некоторых ветров).
— Вы помните сказку А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»? Как Элли и Тотошка попали в волшебную страну? (Их унёс ураган). Возможно ли такое в жизни?
(Чтение по учебнику «Грозные ветры» с.120-121) Слайды 5, 6.
Физкультминутка.
— Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревце.
Ветер тише, тише, тише…
Деревце всё выше, выше.
— Могут ли живописцы создать образ ветра? Чтобы убедиться в этом рассмотрим репродукции картин Аркадия Рылова и Ивана Айвазовского.
— Как изображает ветер Аркадий Рылов? Картина называется «Зелёный шум». Слайд 7.
— Как называют сильный ветер на море? (Шторм.) Какой ветер у Ивана Айвазовского? (Страшный, грозный, злой.)
Слушание аудиозаписи «Штормовое море с ветром» (Звуки и шумы. Природа, птицы и животные).
— Какие ветры дуют в нашей местности? (В нашей республике преобладают западные и юго-западные ветры).
Когда ветер помогает человеку, а когда вредит?
— А что бы случилось, если бы ветер совсем перестал дуть?
Представьте себе, как в сказке, появилась волшебница, взмахнула своей волшебной палочкой и сказала: «Ветер, не дуй!» И ветер послушался и перестал дуть. Чтобы тогда случилось?
Облака остановились. Там, где нависли тёмные тучи, льёт сильный дождь. Где светило солнце, так и сверкает, сушит землю, губит растения.
У парусных лодок опустились паруса.
Ветряная мельница перестала работать.
Над большим городом стоит облако пыли, гарь, дым от заводов. Нечем стало дышать.
Пыльца не перелетает с цветка на цветок.
— Вот сколько работы у ветра! И вместе с водой и солнцем изменяет рельеф Земли (выветривание). Слайды 8 — 13.
— В самые древние времена человек ощущал полную зависимость от мира природы, поклонялся её главным силам – Солнцу, Воде, Ветру. Ветры олицетворялись как дующими, выпускающими из своих открытых ртов вихри, вьюги и метели. В славянской мифологии богом ветра был Стрибог(стри означает воздух, поветрие). Другие названия, даваемые славянами богу ветров Погода, Похвист. Дагуда – бог восточного ветра у славян. Древние греки поклонялись Эолу. Зефир – у древних греков западный ветер. С течением времени человек почувствовал в себе дух свободы и активно использует силу ветра.
Слайд 14 – 16.
Работа в мини группах (четвёрках). Слайд 17.
— Мы с вами говорим о том, что ветер уносит пыль, гарь, дым от заводов, выхлопные газы автомобилей, то, что загрязняет воздух. Представьте, что вы – мэр города. Какие мероприятия по охране воздуха вы бы предложили? Нарисуйте, пожалуйста, а потом расскажите.
Экспресс опрос.
— Вы согласны, что…
1) Горизонтальное движение воздуха – это ветер. +
2) Прибор для определения направления ветра – термометр. –
(флюгер)
3) В нашей республике преобладают восточные ветры. –
(западные)
Стрибог – бог ветра в славянской мифологии. +
Выветривание – изменение рельефа Земли при участии ветра. Солнца и воды. +
Пословицы и поговорки. Народные приметы, предвещающие ветер.
— Какие пословицы и поговорки вы знаете о ветре? Как вы их понимаете?
Ищи ветра в поле – о бесполезном поиске исчезнувшего.
Держать нос по ветру – приспосабливаться к обстоятельствам; разг. неодобр.
Ветер перемен – о свежих, новых веяниях в общественной жизни; книжн.
Бросать слова на ветер – говорить что-нибудь безответственно, не подумав.
Бросать деньги на ветер – безрассудно тратить.
Ветер в голове – о пустом, легкомысленном человеке.
На семи ветрах – в месте, открытом всем ветрам.
Подбитый ветром – 1) о легкомысленном, пустом человеке (разг.); 2) о слишком лёгкой, не по сезону, верхней одежде (шутл.)
Как (словно, точно) ветром сдуло – о внезапном исчезновении кого-либо, чего-либо.
С ветром (прокатить, прокатишься) – очень быстро, с большой скоростью.
За ветром в поле не угонишься.
Не море топит корабли, а ветры.
Ветер не дунет, так и осока не зашумит.
— Какие приметы, предвещающие ветер вы знаете?
Если днём приятный тёплый ветер дует с какого-то большого водоёма на сушу, то погода будет хорошей.
Если дым от костра поднимается столбом – к ветру.
Солнце красно заходит – к ветру.
Кольцо вокруг луны – к ветру.
— Давайте познакомимся с некоторыми чувашскими приметами. Слайд 18.
Итог урока.
— Подведём итоги.
— Что такое ветер?
— Отчего возникает ветер?
— Как ветер помогает человеку? Для чего человеку необходимо знание ветров?