Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка Детский сад №8 «Улыбка»
Конспект урока для 4 класса
«Вода. Какая она?»
подготовила воспитатель
Акатова Татьяна Владимировна
г.о. Троицк в г. Москве
2012г.
Программное содержание:
Формировать у детей знания о значении воды для всего живого; представление о свойствах воды: нет формы, растворяет некоторые вещества, а некоторые не растворяет, может находиться в твёрдом, жидком и газообразном состояниях.
Развивать навыки проведения лабораторных опытов, внимание, логическое мышление, речь.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа: чтение художественных произведений: «Живая вода» (сказка народов Сибири); «Русалочка» Г.-Х.Андерсен; рассматривание фотоиллюстраций различных водоёмов; репродукции картин русских и зарубежных художников; оформление в книжном уголке выставки.
Демонстрационный материал: дидактическая игра «Весёлые человечки», картинки к опытам, глобус, кубик.
Раздаточный материал: стаканчики, сахар, соль, масло, ложечки, кусочки льда.
Словарная работа: океаническая, морская, родниковая, газообразная, пресная, водопроводная, лаборатория.
Ход НОД:
Воспитатель: — Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся и ласково приветливо улыбнёмся (дети здороваются и улыбаются).
Воспитатель: — А теперь настроимся на нашу встречу и проведём небольшую зарядку. (Тренинг «Заряд бодрости»).
Мои ушки слышат всё, (дети гладят ушки)
Мои глазки видят всё, (дети гладят глазки)
Я вдыхаю аромат цветов. (Дети делают вдох и выдох).
Воспитатель: — Молодцы! Теперь вы готовы видеть, слышать, правильно отвечать на вопросы, рассказывать.
— Послушайте внимательно и догадайтесь, о чём мы будем сегодня говорить. (Воспитатель включает звуки: шум моря, журчание ручья, звук водопада и т.д.).
Воспитатель: — Что это? Догадались, о чём мы будем с вами говорить? Что есть в ручейке, море, дожде? (Ответы детей).
— Сегодня мы с вами будем говорить о воде.
Воспитатель показывает глобус (рассказывает, что это «модель» земного шара).
— На земном шаре воды очень много (показывает детям на глобусе голубой цвет)— это всё вода.
— Посмотрите сколько морей, океанов, рек.
Дидактическая игра «Какая бывает вода?»
Цель: расширить словарный запас детей (океаническая, морская, чистая, родниковая, газообразная, пресная, водопроводная и т.д.).
Воспитатель: — Молодцы! А теперь, я приглашаю вас в лабораторию. (Дети садятся за столы).
На столах кружки с холодной кипячёной водой; стаканчики с водой и стаканчики с сахаром, солью, маслом; ложечки.
Воспитатель: — Сегодня мы свами будем проводить опыты с водой.
1 опыт « Имеет ли вода форму?»
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Оборудование: сосуд, стаканчик, блюдце.
Ход:
Воспитатель: — Посмотрите, что это? (Показывает сосуд с водой).
— А что у меня в сосуде?
— Какую форму принимает вода? (Форму сосуда).
— А сейчас я перелью воду из сосуда в стаканчик. Вода изменила форму? Какую форму она приняла?
Дети: да, вода приняла форму стаканчика.
Затем воспитатель переливает воду из стаканчика в блюдце (сейчас вода приняла форму блюдца).
Воспитатель: — Ребята, вспомним, какую форму принимала вода? (Сосуда, стаканчика, блюдца).
Воспитатель: — Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: вода принимает форму того сосуда, в который её помещают. (Воспитатель помещает на доску картинку).
2 опыт: «Растворяет ли вода вещества?» (Сахар, соль, масло).
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Оборудование: стаканчики (3 шт.), ложечки, сахар, соль, масло.
Ход:
Воспитатель: — Насыпаем сахар в стаканчик и размешиваем.
— Вы видите сахар? (Да).
Воспитатель: — Помешайте ещё. А теперь видите сахар? (Нет).
Воспитатель: — Что произошло с сахаром? (Сахар растворился в воде).
— Попробуйте, какая вода стала? (Сладкая).
Воспитатель: — А теперь насыпаем соль в стаканчик и размешиваем. Вы видите соль? (Да).
Воспитатель: — Помешайте ещё. А теперь видите соль? (Нет).
Воспитатель: — Что произошло с солью?
Дети: соль растворилась в воде.
Воспитатель: — А теперь попробуйте, какая стала вода?
Дети: солёная.
Воспитатель: — А в третий стаканчик я добавлю вам масло. Давайте размешаем. Вы видите масло?
Дети: да.
Воспитатель: — Масло растворилось в воде?
Дети: нет.
Воспитатель: — Какой мы сделаем вывод?
Вывод: вода растворяет некоторые вещества, а некоторые не растворяет. (Воспитатель помещает картинку на доску).
3 опыт: «В какой воде лёд растает быстрее?»
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Оборудование: лёд, стаканчик с водой.
Ход:
Воспитатель: — Оказывается, вода бывает не только в жидком состоянии, но и в твёрдом. У меня есть вода в твёрдом состоянии, попробуйте отгадать загадку:
Зимнее стекло
Весною утекло. (Лёд)
Воспитатель раздаёт детям по кусочку льда.
Воспитатель: — Какой лёд? (Холодный).
Воспитатель: — Что происходит со льдом? (Тает).
Воспитатель: — Почему он тает? (Тёплая рука).
Воспитатель: — Опустите лёд в стаканчик с водой. Лёд опустился на дно?
Дети: нет.
Воспитатель: — А кто-нибудь знает почему? (Лёд легче воды).
— У вас в стаканчике какая вода стала? (Холодная).
Воспитатель: — У вас в стаканчике холодная вода, а у меня тёплая. В какой воде лёд растает быстрее? (Ответы детей).
Вывод: лёд легче воды, в тёплой воде лёд растает быстрее, чем в холодной.
Воспитатель рассказывает детям о том, что вода может быть не только в жидком и твёрдом состояниях, но и в газообразном, в виде пара.
Воспитатель: — Кто видел пар, поднимающийся над кастрюлей с кипящей водой или идущий из носика чайника? (Ответы детей).
Воспитатель демонстрирует несложный опыт с термосом (в термосе кипячёная вода, воспитатель открывает крышку термоса, из неё идёт пар).
Вывод: вода может находиться в твёрдом, жидком и газообразном состояниях. (Воспитатель помещает на доске картинку).
Дидактическая игра «Весёлые человечки».
Цель: формировать у детей представления о свойствах воды: твёрдая, жидкая, газообразная.
Развивать внимание, логическое мышление.
Ход игры: воспитатель показывает детям картинку. Дети, ориентируясь на картинку, должны показать соответствующее движение.
Твёрдое (лёд) — дети встают в круг плечо к плечу, чтобы не было окошек между ними.
Жидкое (вода) – дети, стоя в кругу, берутся за руки так, чтобы между ними образовались окошки.
Газообразное (пар) – при показе картинки, изображающей пар, дети бегают в разном направлении.
Итог НОД:
1. Вам понравилось занятие?
2. Что понравилось больше всего?
3. Что нового узнали?
Список использованной литературы
1. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода» — М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста» — СПб.: Детство- Пресс, 2009.
3. Шорыгина Т.А. «Беседы о воде в природе». Методические рекомендации – М.: ТЦ Сфера, 2011.
4. Шадрина Л.Г., Семёнова Н.В. «Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет» — М.: ТЦ Сфера, 2012.