Конспект урока для 4 класса «Вредные привычки. Курение»

Урок окружающего мира с использованием здоровьесберегающей и информационной технологий.

Учебник Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» 4 класс.

Учитель Баранова Т.В.


Тема: Вредные привычки. Курение.

Цели: 1. ознакомить учащихся с распространенными мотивами и последствиями употребления сигарет;

2. воспитание бережного отношения к своему здоровью; отрицательного отношения к вредным привычкам, стойкое нежелание их иметь.

3. дальнейшее развитие коммуникативных умений, воображения, мышления, памяти, речи.

Оборудование: видеодвойка, мультимедийный проектор, ноутбук, калькуляторы, раздаточный материал, таблицы, толковый словарь С.И. Ожегова, кассета с видеороликом «Пожар в квартире».


Ход урока


I. Введение в тему урока. Постановка целей.

Н

ПРИВЫЧКИ

а доске:


Уч.- Как вы понимаете значение этого слова? (выслушиваются мнения детей)

Обращение к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова (с. 477): Привычка – 1) поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными. 2) навык, умение (прост.)

Уч. — Какие бывают привычки?

ПОЛЕЗНЫЕ

Вредные

Уч. — Посмотрим, умеете ли вы различать полезные и вредные привычки.

(по классу на стенах – таблички с привычками в хаотичном порядке)


— Соберем полезные привычки в 1 колонку, а вредные – во 2 колонку? (дети ходят по классу, снимают со стен карточки и вывешивают их на доску)


Полезные:

Вредные:

Занятие спортом

Курение

Зарядка

Алкоголь

Аккуратность

Наркотики

Соблюдение гигиены

Телевидеомания

Чтение книг

Компьютеромания

Правильное питание

Азартные игры

Режим дня

Сквернословие


Уч. — Сегодня на уроке мы поговорим о привычке, которую прозвали «Чумой 20 века». Как вы думаете, о какой привычке пойдет разговор (мнения детей)

Уч. – Сегодня мы поговорим о курении.

(учитель обращает внимание детей на плакат)


Н

КУРИТЬ – ЗДОРОВЬЮ ВРЕДИТЬ

а доске:


Уч. – Как понимаете эту поговорку? (мнения детей)

Уч. — Каковы задачи нашего урока? (выслушиваются мнения детей)

На доске:

  1. Узнать, почему курение вредит здоровью?

  2. Что подталкивает человека к курению?

II. Актуальность проблемы

(группа детей участвует в сценке)

«Жил-был мальчик Петя. Он жил в семье, в которой оба родителя курили. Мальчик изо дня в день дышал табачным дымом.

Петя приходил в школу, где его одноклассники частенько на переменах выбегали покурить за угол школы.

После школы Петя выходил во двор, где его встречали тоже курящие приятели».

Уч. — Как вы думаете, закурит ли наш герой? (выслушиваются мнения детей)

Уч. — Чтобы Пете не закурить, ему необходимо знать, насколько вредна эта привычка, ее последствия.

Уч. — Узнаем это и мы вместе с нашим героем.

(на доске записан план и форма работы)

План:

а. Какие вещества входят в состав табачного дыма? (самостоятельная работа, с.52 учебника)

б. Влияние табачного дыма на организм человека. (групповая работа)

в. Материальный ущерб. (работа в парах, видеоролик)

г. Рекламный щит. (защита)


а. Индивидуальная работа (по учебнику)

Уч. – Какие вещества входят в состав табачного дыма вы узнаете из информационной статьи учебника самостоятельно.

(при выслушивании устных ответов детей учитель вывешивает таблички с названиями компонентов табачного дыма)

(

НИКОТИН

ПРИВЫКАНИЕ

главный компонент табачного дыма, сильнейший яд растительного происхождения, вызывает )



Уч. — Воробьи и голуби погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином.

Кролик погибает от ¼ капли, ¼ — это половина половины капли.

А если все это перевести на сигареты, то для взрослого человека одна пачка, выкуренная за один прием, смертельна, для детей – полпачки!

Известен такой случай: маленькая девочка умерла только из-за того, что в комнате, где она спала, положили порошок – табак в связках.

— В состав табачного дыма еще входят:

СМОЛЫ

(образуются при горении табака)


УГАРНЫЙ ГАЗ

(яд содержится в табачном дыме)



б. Групповая работа (6 групп по 4 человека)

Уч. — На какие органы влияет табачный дым? Подпишите их на рисунке-схеме.

Уч. — Обсудите, что с ними при этом происходит? (5 минут)




Проверка работы: (отвечают все группы по цепочке)

Последствия курения: (высвечивается через проектор на экран)

  1. Влияние на легкие (оседает большое количество табачной смолы);

  2. Влияние на головной мозг (плохая память, внимание, мышление, головные боли, головокружение);

  3. Запах изо рта;

  4. Сиплый голос, кашель;

  5. Желтые зубы;

  6. Желтая кожа, морщины;

  7. Ухудшается работа сердца, сердечно-сосудистой системы (сердце бьется чаще, быстрее изнашивается, появляется одышка, меньше кислорода поступает в ткани);

  8. Чаще ОРЗ, ангина, рак легких, губы, гортани, язва желудка, опухоли мочевыделительной системы;

  9. Нарушается аппетит;

  10. Снижается возможность восприятия запахов;

  11. Ухудшается физическое развитие.


Уч. — Посмотрите, сколько новых красок вносит курение в жизнь человека!


Итог:

Уч. — Как вы думаете, вырвется ли наш герой Петя (из сценки) из табачного плена?

Уч. — Что он посоветует родителям? Друзьям?

Герой Петя читает стих:

«Никотином травите всех,

Тех, кто с вами рядом.

Чтобы не было беды,

Курить бросать надо!»

(родители и друзья выбрасывают сигареты в урну)


Уч. — Как понимаете словосочетания?

АКТИВНЫЙ КУРИЛЬЩИК

ПАССИВНЫЙ КУРИЛЬЩИК

+ рисунок (на доске)




Уч. — Какие меры принимает человеческое общество, чтобы уменьшить число активных курильщиков? (выслушиваются мнения детей)

(

НЕ КУРИТЬ

— таблички в транспорте, в помещениях;


— на пачках сигарет надпись «Минздрав предупреждает: «Курение опасно для Вашего здоровья»)

Уч. — 21 июня 2001 г. принят Государственной Думой Федеральный закон об ограничении курения табака.


в. Материальный ущерб

Уч. — Как понимаете слово «ущерб»?

Уч. — А «материальный ущерб»?

Задание №1 Подсчитайте, сколько тратит в год на сигареты курящий человек, если он курит по пачке в день? (ребята работают в парах, используя калькулятор)

После проверки работы на экране высвечиваются результаты их подсчетов.

12 руб. х 365 дней = 4 т. 380 руб.

13 руб. х 365 дней = 4 т. 745 руб.

Уч. — Это много или мало?

Уч. — Подумайте и скажите, что еще можно купить на эти деньги?

Уч. — Какой можно сделать вывод? (курение может привести к излишним тратам денег)


Задание №2 Посмотрите видеосюжет (взят в учебно-методическом центре МЧС г. Биробиджана) «Пожар в квартире»

Уч. — Ваши впечатления от увиденного?

Уч. — Ваше решение? (мнения детей)

Уч. — А почему люди все-таки курят, зная, что это вредно, наносит большой материальный ущерб? (мнения детей)


г. Рекламный щит (защита)

— Это ваше домашнее задание! (нарисовать рекламный щит против курения и его защитить)


III. Итог урока:

— Напишите (или назовите) три причины, по которым вы не стали бы курить.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Город без окраин"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: