Конспект урока для 4 класса «Жизнь древних славян»

Тема: Жизнь древних славян ( 4 класс).

Цели: раскрыть происхождение восточных славян; дать характеристику качеств личности древних славян, их поведения, внешнего вида, быта.


Развивающая: развивать логическое мышление;
развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, расширять кругозор, развивать речь учащихся.


Воспитательная: прививать интерес к истории нашего народа;
развивать коммуникативную компетентность;
развивать познавательную компетентность.

Оборудование: карточки с заданиями; набор деталей для моделирования схематического портрета славянина; рабочие листы.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и целей урока.


— Сегодня на уроке мы начинаем изучение большого и сложного раздела курса истории. Для того чтобы понять его название, необходимо выяснить значение ключевого слова.

— Давайте выполним ряд заданий (работа в группах).

Задание для 1 группы

— Объясните значение этих слов, используя толковый словарь.

а) предки

б) современники

в) потомки

Задания для 2 группы

-На линии времени обозначьте год, котором живем мы и наши современники. Обозначьте фигурными скобками части схемы, соответствующие времени жизни наших предков и потомков. Докажи свою точку зрения.

Задания для 3 группы

— Внимательно прочитайте 3 высказывания , записанные на доске и на карточках, и найдите среди них ложные. Объясните свою позицию.

а) «Наши предки живут в далёком будущем.»

б) «Наши потомки жили в далёком прошлом.»

в) «
Наши предки жили в далёком прошлом.»

— Действительно, истинным является только последнее высказывание.

— Как же будет называться раздел курса истории, к изучению которого мы сегодня приступаем: «Наши предки в далеком прошлом».

Работа с таблицей ЗХУ


Знаю


Хочу узнать


Узнал


?


Кто были наши предки?
Как их называли?
Где они жили?
Откуда они пришли?
Какие они были?
В каких богов они верили? Чем занимались?



— Сформулируйте вопросы по данной теме, ответы на которые вы бы хотели найти на этом уроке.

— Поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего урока.

3.Изучение нового материала
1) Работа с текстом.
— Внимательно прочитайте текст.
Наши предки жили по берегам таких рек, как Днепр, Волхов, Ока и Западная Двина. Пришли они на эту землю с предгорий Гималаев (из Индии). Доказательством этому является похожее звучание слов мать, брат, сестра, нос, двое, как у нас, так и в Индии.

Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов-богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьём, в простых рубахах, а то и полуголые.

— Вы узнаете, как называли наших предков, если дополните схему, используя корень данных однокоренных слов.
Корень + ян + е
Славяне
— Итак, мы нашли ответ, на какой вопрос.

Свежие документы:  Исследовательская работа на тему: "Можно ли защитить продукты от плесени в домашних условиях"

(Кто были наши предки?)
— На какие ещё вопросы вы нашли ответы, прочитав данный текст.

Для того, чтобы рассказать о славянах, выполняя задания, запишите главные слова в рабочих листах.
Приготовьте защиту, можно использовать подборку картинок.

Работа в группах
Задание для 1 группы
1) Рассмотрите карту-схему в учебнике, где изображены реки: Ока, Днепр, Западная Двина.

— Прочитайте текст и объясните, почему славяне селились по берегам рек.

Во времена, когда жили наши предки, твоя Родина была совсем не такой, как теперь. Её территорию почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи.

— На какой вопрос вы нашли ответ в этом тексте?


2) Прочитайте предложения, в которых содержится грубый вымысел о наших предках-славянах. Замените выделенные слова антонимами, используя слова для справок.

Запишите главные, на ваш взгляд, качества славян в рабочих листах.

  1. Древние славяне славились своей скупостью.

    2. В военных сражениях они, как правило, проявляли
    трусость.

    3. Их
    поражения часто объяснялись глупостью воинов.

    4. От других народов славян отличала
    физическая слабость и нетерпеливость.

    5. Но больше всего славяне любили
    рабство.

    (Слова для справок: свобода, смелость, победа, сообразительность, сила, терпеливость, щедрость.)



Задания для 2 группы

1)на какой следующий вопрос вы найдете ответ, прочитав описание.



Славяне были круглолицыми, с русыми волосами , с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.

Воинов, которые неожиданно появляются в тылу врага, называют десантниками. Славянских воинов образно можно было бы назвать подводными десантниками. Нашим предкам удавалось неожиданно появляться в тылу врага, расположенном на берегу реки.

— Догадайтесь, как нашим предкам удавалось неожиданно появляться в тылу врага.

(Если дети не могут ответить на этот вопрос, они задают вопросы учителю, на которые можно ответить «да» или «нет».)
(Славяне умели устраивать засады и пробираться в тыл под водой, держа во рту трубки из выдолбленного внутри камыша).

— На какой вопрос вы нашли ответ в этом тексте? (Какие?)


— Назовите качество, которым обладали славяне? (сообразительностью)

2) Дополните предложения, используя слова для справок.

Запишите главные, на ваш взгляд, качества славян в рабочих листах.


1.В мирное время древние славяне жили без вождей, так как не терпели над собой_______________________________

2.Даже в боях, имея вождя, они не хотели следовать общему плану боевых действий, а каждый воин _____________________________

3.Даже пленных они не превращали в рабов, а заставив их отработать несколько лет, __________________________

(Слова для справок: отпускали домой, действовали самостоятельно, никакого насилия.)
Задание для 3 группы
1)Прочитайте описание ситуации.
Запишите главные, на ваш взгляд, качества славян в рабочих листах.

Отец(уходя на работу, выставляет на стол продукты): Надо оставить немножко гречневой крупы, мёда, простокваши, сухарей.
Сын: Отец, зачем ты оставляешь всё это, мы ведь надолго уходим на сенокос.

-Предположите, что ответил отец сыну.

— Сравните ваши предположения с тем, что на самом деле ответил древний славянин своему сыну.


Отец: Авось, какой-нибудь путник зайдёт, погреется, покормится, да нас добрым словом помянет.

— Итак, каким же качеством славились наши предки? (гостеприимство)
2) Прочитайте текст, рассмотрите рисунки славян и дорисуйте недостающую деталь в их одежде.
Запишите главные, на ваш взгляд, качества славян в рабочих листах.
Одежда славян немного напоминала современную. Женщины носили длинные рубашки. Мужчины были одеты в просторные, подпоясанные кожаными ремнями рубахи и штаны из грубого холста – материи, полученной из толстых льняных ниток. В холода одевали на головы шапки из войлока (сваленной шерсти) или меха. На ногах носили лапти, сплетённые из лыка, или туфли, сшитые из целого куска кожи.


4.Закрепление изученного

1) Защита (выступление детей по группам. На какие вопросы вы нашли ответы в ваших текстах).

2) Назовите самые главные, на ваш взгляд, качества славян.
3) Встаньте в хоровод.
— Изобразите виды деятельности славян (задания на карточках, дети вставая в хоровод, берут карточку с заданиями на столе учителя).
1. Женщина, которая шьёт.
2. Женщина, которая лепит посуду.
3. Женщина, которая готовит пищу.
4. Женщина, которая доит корову.
5. Женщина, которая кормит птиц.
6. Мужчину, который ловит рыбу.
7. Мужчину, который рубит дрова.
8. Мужчину, который охотится с помощью лука.
9. Мужчину, который пашет землю.

5. Подведение итогов урока.
— На какие вопросы мы не нашли ответы на этом уроке.
В каких богов они верили?

6.Рефлексия .Составьте синквейн.
Например
Славяне
Гостеприимные, смелые.
Защищали, сеяли, ловили.
Славяне свободолюбивый народ, который не терпел насилия.
Предки.

7.Домашнее задание.

— Подумайте, чем могли заниматься дети древних славян?
— Нарисуйте жилище древних славян(материал найдите в учебнике, дополнительной литературе или в интернете).

Литература

  1. Учебник А.А Плешакова « Мир вокруг нас».

  2. О.И. Дмитриева « Поурочные разработки по курсу « Окружающий мир» .

  3. Детская энциклопедия « Я познаю мир. История»

  4. Мария Семёнова «Мы –славяне», Санкт-Петербург, Группа «Азбука-классика», 2010г.





Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Природное сообщество болото"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: