Конспект урока на тему «Береги природу, человек»

Тема урока: «Береги природу, человек!»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга.

  2. Учить правильному поведению в природе.

  3. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  1. Проектор.

  2. Презентация.

  3. Учебник, рабочая тетрадь.

  4. Выставка книг о природе.

  5. Красная книга учащихся.

ХОД УРОКА

  1. Самоопределение к учебной деятельности

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Сегодня на уроке мы узнаем, что даёт человеку природа. И как человек должен платить природе за её дары. Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли нашу Землю сравнить с цветком?»

  1. Актуализация знаний

Дома вы готовили рассказы о своих любимых домашних питомцах. Кто желает нам рассказать о них? (заслушиваются рассказы детей)

СЛАЙД №1

  1. Беседа.

Ребята, а что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).

III. Изучение нового материала

Какое значение имеет природа в жизни человека?

  1. Работа по учебнику с. 94.

Рассмотрите рисунок в учебнике на странице 94. Расскажите по рисунку, что даёт природа человеку.

Роль природы в жизни человека велика. Человек всегда взаимодействовал с природой. Природа является источником сырья для различных отраслей промышленности, строительного материала, пищи. Природа – источник вдохновения художников, поэтов, писателей. А ещё – это место отдыха людей.

СЛАЙД №2 (Что даёт человеку природа) ЛЕПЕСТОК 1

  1. Работа по тетради с. 30 в парах.

Откройте рабочие тетради на с.30 и рассмотрите рисунок. Что дети делают правильно? Закрасьте кружок зелёным цветом. Какие же правила поведения в природе мы должны соблюдать?

СЛАЙД №3 (Правила поведения в природе) ЛЕПЕСТОК 2

Прочитайте те правила, которые мы не назвали.

Ребята, послушайте стихотворение, которое нам приготовила

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас много – а она одна!

Человек должен разумно использовать природные богатства. Мы должны помнить о тех, кто будет жить на Земле после нас. В современном мире природе приходиться трудно, потому что человек использует в своей хозяйственной деятельности мощную технику и современные технологии. При этом, совершенно не заботясь о том, что он безжалостно уничтожает всё вокруг. Посмотрите на слайд. Какое влияние может оказывать на природу человек?

СЛАЙД № 4 (Влияние человека на природу)

  • на животных;

  • на растения;

  • на почву;

  • на лес;

  • на воду;

  • на воздух.



В результате своей деятельности, человек оказывает большое влияние на природу. И как следствие – мы получаем вымирающих животных и растения, исчезают леса, которые называют «лёгкими» нашей планеты, нефтяные пятна, разлитые по поверхности воды, затрудняют дыхание подводных жителей, заводы загрязняют воздух, а неразумное освоение земли приводит к оскудению почвы. А ведь, чтобы появился один сантиметр плодородного слоя почвы нужно ждать 70 лет! ЛЕПЕСТОК 3

А теперь давайте отдохнём. СЛАЙД № 5 – 9 ФИЗМИНУТКА

Но не все люди относятся небрежно к природе. Есть такие люди, которые хотят сохранить природу для будущих поколений. Они создают заповедники.

  1. Работа со справочником в учебнике с.141.

— Найдите в справочнике слово заповедник. Что оно означает?

  1. Байкальский заповедник.

СЛАЙД № 10, 11, 12 (Заповедники Байкала)

На территории Байкала действуют три заповедника: Баргузинский, Байкало – Ленский, Байкальский и два национальных парка: Прибайкальский и Забайкальский

СЛАЙД № 7 (Байкальский заповедник)

Байкальский заповедник расположен в южной части республики Бурятия. Большая часть заповедника находится на территории хребта Хамар-Дабан. Создан более 40 лет назад для сохранения природы побережья Байкала и центральной части хребта Хамар-Дабан. Байкальский заповедник входит в состав участка объекта Всемирного природного наследия – Озеро Байкал. Богат и разнообразен растительный и животный мир заповедника. К настоящему моменту на территории заповедника и его охранной зоны найдено более 800 видов растений, насчитывается 318 видов животных, из них 251 вид – это птицы, млекопитающих насчитывается 49 видов, земноводных и пресмыкающихся — 6, рыб — 12. Давайте посмотрим, кого мы можем встретить в Байкальском заповеднике.

СЛАЙДЫ № 13, 14, 15, 16, 17 (медведь бурый, лось, косуля, соболь, выдра, кабан, глухарь, коршун черный, таймень, воробьиный сычик) ЛЕПЕСТОК 4

  1. Красная книга.

Сейчас люди всего мира поняли, что природа на нашей планете в опасности. Поэтому во многих странах начали охранять природу. Редкие и исчезающие виды растений и животных заносятся в Красную книгу.

СЛАЙД № 18

  1. Работа со справочником.

Найдите в справочнике значение словосочетания Красная книга.

Как вы думаете, почему выбрали именно красный цвет книги? А теперь послушаем ребят.

Ученики читают стихотворение «Красная книга»

Красная книга – Красная!
Значит природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Если что-то попало в Красную книгу!


Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.


Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!

Включение вида в Красную книгу – это сигнал об опасности, угрожающий его существованию. Красная книга – важнейший документ, содержащий описание современного состояния редкого вида, причин его бедственного положения и основные меры по спасению.

В классе мы, ребята, тоже работаем над созданием Красной книги. Вы на прошлых уроках рассказывали о некоторых животных, которые занесены в Красную книгу. Давайте вспомним их. ЛЕПЕСТОК 5

  1. Рефлексия учебной деятельности

СЛАЙД №19

Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи. Цвели цветы, летали бабочки. Пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ними за себя и свои поступки.
И сейчас попробуйте ответить на вопрос, который мы озвучили в начале урока «Можно ли нашу Землю сравнить с цветком?» (ответы детей)

А теперь послушаем, к чему нас призывают дети.

На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса,
Останутся лишь в книжке.

СЛАЙД №20

А теперь там, где вам было интересно, вы оставьте свою ладошечку. Спасибо за урок, ребята!

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Жизнь древних славян"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: