Окружающий мир
Тема урока: Как помочь птицам зимой
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с многообразием мира зимующих птиц, их условиями жизни зимой
Задачи:
Образовательная: обобщить жизненный опыт учащихся по наблюдению за зимующими птицами, рассмотреть виды корма для зимующих птиц, научить изготавливать кормушки для птиц из подручного материала;
Развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление, устную речь, кругозор учащихся;
Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи людей зимующим птицам.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Технологии: системно-деятельностный подход, ИКТ
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся узнавать признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа — птицы; называть представителей зимующих птиц; получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (строить кормушки); обобщать жизненные наблюдения
Метапредметные:
Регулятивные: под руководством учителя организовывать своё рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей работы, осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки
Познавательные: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать эти знания для бережного отношения к природе, выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов, формулировать проблему и самостоятельно создавать способы её решения
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, работать в паре
Личностные: осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам
Методы обучения: по активности познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный; по источнику знаний: наглядный, словесный, практический
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Система контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль
Оборудование: электронная презентация, учебник, рабочая тетрадь
Организационная структура урока
Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа
| Универсальные учебные действия | |||
Мотивирование (самоопределение) к деятельности.
Цель – активизация учащихся. Включение учеников в учебную деятельность. «Хочу, потому что смогу». Приемы: добрые пожелания, девиз. У детей должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. | Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. | Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. | Начинается урок, Тихо девочки за парту сели, Эмоциональный настрой. -Какое нам с вами нужно настроение, чтобы урок получился удачным? — А что для этого нужно? -Я желаю вам сохранить хорошее настроение на протяжении всего урока. Пожелаем друг другу удачи. — Наш урок пройдет под девизом: «Тот, кто делает добро другому, делает добро себе» —Как вы понимаете эти слова? | Регулятивные УУД: — организация своего рабочего места Личностные УУД: — формировать интерес к изучению родной природы; — повышать уровень мотивации учебной деятельности. | ||
Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.
Цель – закрепление знаний о времени года зима
Подготовка мышления детей; повторение изученного материала, необходимого для « открытия» нового знания; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение в деятельности. | Работать с информацией, представленной в форме стихотворения.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать фронтальную работу обсуждение проблемных вопросов.
| -Посмотрите за окно, какой чудесный день! — Полюбуйтесь красотой природы. — Послушайте стихотворение известного русского поэта Сергея Есенина Поет зима — аукает, А по двору метелица Озябли пташки малые,
И дремлют пташки нежные
-О каком времени года говорится в стихотворении? — Что изменилось в природе с приходом зимы?
— Давайте мысленно перенесемся в волшебный зимний лес. — Послушайте мелодии. (Звучит запись голосов птиц) -Чьи голоса вы услышали? — Кто такие птицы? — Как называют птиц, которые улетают в тёплые края? — Приведите примеры. — Как вы думаете, почему они улетают в тёплые края? — А какие птицы вам часто встречаются сейчас зимой в нашей местности? -Как всех этих птиц можно назвать? — А почему их так называют? — Какую пользу приносят птицы? — Да, без птиц было бы тяжело на земле, ведь они не только радуют нас своим пением, красотой, но и защищают растения от вредных насекомых. — О чём же мы сегодня будем говорить на уроке | Познавательные УУД: —общеучебные — осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о признаках зимы. — логические – осуществление поиска необходимой информации (из собственного жизненного опыта). Коммуникативные УУД: — умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные УУД: — проявление интереса к новому учебному материалу. Регулятивные УУД: — в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
| ||
Постановка учебной проблемы. Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания; учитель включает проблемный вопрос, создающий проблемную ситуацию для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия. (- Не знаю, что происходит. Но могу узнать. — Мне это интересно!) Обсуждение затруднений (-Почему возникли затруднения? Чего мы еще не знаем?) Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. | Дети высказывают свое мнение.
Самостоятельно формулируют тему урока
Прогнозирование
Составляют план работы | Диалог.
Направляет деятельность учащихся на составление плана | — Кто догадался? Какая тема сегодня нашего урока? -Верно, сегодня мы будем говорить о зимующих птицах. И непросто говорить о них. — Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели урока. Цели: Мы должны научиться зимующих птиц называть, различать и выяснить, чем мы им можем помочь в трудное зимнее время.
— А как вы думаете, для чего нам это нужно? -Мы не должны навредить птицам. -Как же мы им будем помогать? -Составим план нашей работы: 1.Вспомнить известные знания о птицах; 2. Выяснить, чем питаются эти птицы, 3.Выяснить, каким птицам нужна помощь 4. Найти способ оказания помощи птицам
| Личностные УУД: — повышать уровень мотивации учебной деятельности.
| ||
Физкультминутка Стая птиц летит на юг, Чтоб скорее прилетать, В небе ясном солнце светит, Птички начали спускаться, И опять пора в дорогу, Вот и юг. Ура! Ура! | ||||||
«Открытие» нового знания. Цель – Познакомить учащихся с зимующими птицами
Построение проекта выхода из затруднения. Реализация проекта. Обсуждение проекта решения проблемы, ее решение. Процессом руководит учитель. Методы: подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.
|
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать работу по изучению новой темы
Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов
| — Ребята, а это что за птица? Трещала, с самого утра Пор-р-ра! Пор-р-ра. А что пора? Такая с ней морока, Когда трещит…. — Сегодня с самого утра трещала сорока о том, что наступила зима и надо всем птицам собраться и решить, как перезимовать. Вот птицы и решили собрать лесное собрание. — Мне бы хотелось побывать на этом собрании. А вам? Ну, тогда в путь. -Как вы думаете, о чем они могут разговаривать? Они говорят, что им голодно зимой и холодно. Почему?
— Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега. Поэтому они вынуждены ежегодно совершать перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно. Это ласточки, журавли, гуси, скворцы, аисты. А что же делать птичкам, которые остаются зимовать? Правильно. -Давайте познакомимся с птицами, которые зимуют в наших краях. — А что это за птицы вы узнаете, если отгадаете загадки. Загадки . Работа в группах определить птиц (проверка по образцу) — Как мы можем отличить птиц друг от друга? Что же страшнее для птиц, голод или холод? (слова на доске) -Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий день птицы едва успевают его утолить. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. | Познавательные УУД: — перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; — наблюдать и делать выводы; — дополнение и расширение имеющихся знаний; — знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц; Коммуникативные УУД: — участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик); — приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
| ||
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цель – познакомить , чем можно кормить птиц.
| Работать с информацией, представленной в форме рисунка. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать работу в парах, обеспечить контроль за выполнением задания.
Организовать фронтальную работу по учебнику.
Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
| Наблюдает за деятельностью учеников, вместе с учащимися исправляет ошибки. — Ребята, давайте составим меню для птиц. Что бы они заказали себе на обед? Работа в парах (проверка по образцу) — Чем можно подкармливать птиц? — Меню для птиц мы выбрали, а куда же можно положить корм? 1) Вводная беседа. — Сегодня мы с вами познакомимся как можно сделать птичьи столовые из подручного материала. Для этого нам понадобятся – пустая коробка из – под сока, ножницы, бечевка или шпагат. Посмотрите внимательно на выставку кормушек разных видов.( в учебнике стр. 74). — Они изготовлены из разных материалов. Но не всегда под рукой находятся фанера, доски, молоток, гвозди. Для изготовления сложных кормушек нам необходима помощь взрослых. Они всегда заняты и у них часто не хватает на это времени. И мы сегодня с вами научимся делать кормушку, которую вы сможете сделать сами, без помощи взрослых (показ образца). — Рассмотрите образец кормушки. — Из каких частей состоит кормушка. — Из каких материалов сделана кормушка. Изготовьте кормушки дома под руководством родителей. Ход работы показан в рабочей тетради. — Молодцы! С такими заботливыми ребятами как вы ни одна птичка не погибнет. |
| ||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа побуждает учеников ответственно относиться к выполняемой работе, учит оценивать результаты своих действий. В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Важно, чтобы на данном этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня все получается) | Ученики на листочках отвечают на вопросы, ставя «+», если ответ правильный, «0», если ответ неверный
Взаимопроверка выполненного задания в парах.
|
| — А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Крестики-нолики», благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока. Игра «Крестики-нолики». 1. Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? () 2. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+) 3. Ласточка, соловей, скворец — зимующие птицы? () 4. Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+) 5. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+) 6. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+) 7. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? () — Давайте проверим свои ответы. Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! Справились с этим заданием.
| . Регулятивные УУД: — применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, построения рассуждений и выводов | ||
Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
| Отвечают
Определяют свое эмоциональное состояние оценивают результаты учебных действий (по алгоритму, заданному учителем);
|
| -Наш урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги. Под каким девизом мы работали? -Скажите мне, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой сегодня на уроке? -Удалось ли нам её достичь? -Что нового узнали? -Чему научились? — Теперь я знаю, что …. — Я понял, что ……… — Я буду …..
-Удалось ли вам сохранить хорошее настроение? Кому удалось сохранить хорошее настроение, помашите мне рукой.
Закончим урок замечательным стихотворением. Морозы жестокие в этом году… Тревожно за яблоньку в нашем саду, Тревожно за Жучку: В её конуре такой же морозище, как во дворе. Но больше всего беспокойно за птиц, За наших воробушков, галок, синиц: Ведь очень же холодно в воздухе им. Поможем ли мы беззащитным таким? (хором) Поможем! (Е.Благинина) | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и оценивают результат своей работы.
|