Конспект урока на тему «Кружева Тверского края»

Тема: «Кружева Тверского края»

Вид занятия: тематическое рисование, освоение художественной техники «граттаж».

Цели:

  • Обучающая – познакомить учащихся с тверским кружевоплетением, его особенностями; видами; подготовить учащихся к творческой деятельности, совершенствовать умения и навыки при работе в технике Граттаж.

  • Развивающая – развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимательность.

  • Мотивационная – побудить интерес к кружевоплетению тверской земли.

  • Воспитательная – воспитывать аккуратность, точность в работе, эстетичность, трудолюбие.

Оборудование:

  • Восковая бумага,

  • спица,

  • образцы изделий ильинских мастериц,

  • иллюстрации с кружевом;

  • компьютер, мультимедийный проектор.

Оформление доски: «Граттаж» (французское слово) означает «скрести», «царапать».

Оформление класса: кружевные изделия ильинских мастериц.

План урока.

I. Организационный момент. (Подготовка учащихся к уроку)

II. Вступительная беседа. Сообщение темы занятия, его цели.

Учитель: Здравствуйте! Наш сегодняшний урок посвящен тверскому декоративно-прикладному творчеству, и его особенностям.

Учитель: Разговор я бы начала с вопроса: как вы понимаете смысл выражения «народное декоративно-прикладное творчество»?

Ученики: Народное сделано людьми, народом. Прикладное –это изделие используется в жизни. Декоративное – служит украшением.

Учитель: Верно. Что же изготавливали люди, чем они украшали свою одежду, дом?

Ученики: Дом украшали резьбой и росписью по дереву, была посуда, сделанная своими руками; ткали сами ткани, шили и украшали одежду вышивкой и кружевом.

Учитель демонстрирует изделия народных промыслов (изделия из школьного краеведческого музея).

Учитель: Тверская земля особенно интересна тем, что сохранила много самобытных памятников народного искусства XIX века. Сложились основные виды местного народного творчества: (презентация «Народные промыслы Тверского края»)

  • резьба и роспись по дереву;

  • кованый металл;

  • плетение;

  • керамика;

  • набойка;

  • одежда;

  • ткачество;

  • вышивка;

  • кружево.

Целью сегодняшнего занятия будет изучить особенности, виды кружева тверского края, сделать эскизы кружева в технике граттаж.

III. Объяснение нового материала.

Учитель:

Окружают меня кружева.
Одуванчик дрожащий едва.
Пенный гребень на гладкой волне
И узор на морозном окне.
Кружева в стрекозиных крылах,
И в летящих, сквозных облаках,
В паутинке воздушной, лесной,
В невесомой тени кружевной.
Кружит лист кружевной надо мной,
Заплелась кружевами трава,
Кружева, кружева, кружева…

Эти стихи о кружеве написал Л. Яхнин. Они очень подходят к теме нашего занятия. Не только поэты посвящали свои стихи этому удивительному виду рукоделия, но и художники писали картины, посмотрите на картину Василия Тропинина «Кружевницы». (показ картины)

Учитель: Большими художественными достоинствами, к сожалению, не получившими развития в наше время, обладало кружево Тверской губернии. Его производили в  городах — Калязине, Торжке и Весьегонске. В начале XIX века Калязин называли городом крахмала и кружев. Десятки крахмальных заводов и сотни кружевниц создавали его особенность.

Существует очень красивая легенда когда, возникло это удивительное чудо на земле Тверской?

  • Если верить преданию, то именно к 1654 году относится пребывание царицы Марии Милославской, в г. Калязине Тверской губернии. Государыня приехала в этот старинный русский город со слугами и мастерицами, умевшими плести кружева из золотой и серебряной нити. В то время были распространены металлические кружева, которые нашивались на ткань в виде каймы, круга и т. д. Это кружево было очень дорогим и приобрести его могли только состоятельные, богатые барышни. Этим промыслом занимались очень многие женщины.

Учитель: Давайте рассмотрим в каких городах нашей области изготавливали кружево (Калязин, Торжок, Весьегонск) (иллюстрации кружев на столах)

  • Калязин. Считается, что уже в конце XVIII столетия в Калязине стали плести кружево на продажу. Во всяком случае, именно здесь сложился самый ранний кружевной промысел в России. В связи с этой ранней специализацией и среди мастериц возникли разные группы, в которых исполнялись только определенные типы кружева.

  • Торжок. В другом городе Тверской губернии — Торжке — кружевоплетение тоже появилось довольно рано, и с самого начала, то есть c XVIII века, уже преобладала сцепная техника. Сохранилось изображение широкой прошвы, окаймленной пятилистниками на волнистом стебле. Узор ее состоит из двух перемежающихся мотивов в виде крупных цветочных кустов. Это кружево поразительно по богатству и множеству разработок полотнянки, оказывающейся в нем почти единственным приемом плетения, что вообще типично для XVIII века. Ее варианты красивых рисунков выявляют форму листьев или в виде решеток заполняют внутренние части цветов, ею же образованы и связки фона.

  • Весьегонск. Оригинальным характером отличаются весьегонские мерные кружева. Они выполнялись простым численным способом по памяти, без сколков, по счету нитей. По льняной плетешковой решетке стелется линейный многоцветный узор из красных льняных и излюбленных ярких зеленых, желтых, лиловых, оранжевых, малиновых, синих шерстяных ниток, с типичными и для тверской вышивки и ткачества простыми геометрическими мотивами, которые ритмично повернуты то вверх, то вниз. Такое дробное многоцветье является сугубо локальной особенностью, свойственной не только кружеву, но и местной вышивке и ткачеству.

Рассмотрев иллюстрации кружев, можно сделать вывод, что кружевные изделия в основном создавали вышивкой по сетке, которую получали выдергивая нити (уток и основу) из полотняной ткани. Это так называемое шитье по выдергу, которое получило название «строчевая вышивка», или просто «строчка». Таким способом шили мережки, прошвы, отдельные элементы отделки и край изделий. В разных районах существовали свои приемы шитья, различающиеся и размером ячеек сетки и видом разделок. По виду кружева легко можно было определить, где оно сшито.

Физкультминутка.

IV. Практическая работа

Учитель: Сегодня мы с вами начнем работу по изготовлению Тверского кружева в технике «граттаж» (словарная работа). Для работы нам с вами потребуется загрунтованный лист бумаги, спица и фантазия.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Во время работы учитель подсказывает, направляет.

Изготовление эскизов кружева.

V. Итоги занятия.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Чему вы научились на занятии?

1. Узнали особенности тверского кружевоплетения.
2. Изготовили эскиз в технике граттаж

4. Что было трудно?

4. Из множества иллюстраций выбрать свой и нарисовать.

5. Что интересного было на занятии?

5. Показ слайдов, узнали историю родного края.

VI. Уборка рабочих мест.

Литература: 1. Доскиева Е.Н. Узоры Тверского края – Тверь, 2001

2. Калмыкова Л.Э. «Народное искусство Тверской земли» — Тверь: АНТЭК.1995.

Свежие документы:  Методическая разработка урока музыки в 1 классе "Музыкальные инструменты"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: