Лес- наше богатство.
Цель. Довести до сознания детей необходимость защиты и охраны леса.
Задачи. Формировать умения видеть прекрасное в окружающей природе.
Развивать речь учащихся, познавательную активность; закреплять полученные знания на уроке о природе.
Повышать культуру учащихся; воспитывать уважение, любовь, бережное отношение к родному краю.
Оборудование: цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, аудио записи.
Наглядность: большая картина весеннего леса, картинки с изображением животных и растений, карточки для игры, кроссворды, плакаты об охране природы, сказочный персонаж Леший.
Тип урока: урок- путешествие.
Ход урока.
Психологический настрой. Звучит медленная музыка. В класс заходят дети.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм-
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Он свят в любое время суток
Открыт для нас в жару и стынь
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Если из космоса взглянуть на нашу планету, видны два основных цвета, которые как бы поделили земной шар на два огромных пространства- океан воды и океан растительности.
Лес. Как много вобрали в себя эти три буквы.
У В. Лукши есть замечательные строки:
«Я славлю чудо из чудес
Красу земли
Зелёный лес!»
-Ребята, какие у вас возникают ассоциации при слове лес?
Ответы детей: звери и зелёные ёлочки, красивые птицы и насекомые, трава и грибочки, голубое небо и яркое солнце, грибы и ёжик, речка или озеро, ягоды и варенье, ягоды и деревья, белочка и цветы, кузнечик и трава, малина и медведь.
— Правильно. Лес- великий дар природы.
Э. Сетон- Томпсон писал: « В лесу есть всё, что нужно для человека»
-Сегодня мы совершим удивительное путешествие в лес и поговорим о бережном отношении к нашему зелёному другу. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом. Рядом с нами немало растений и животных, нуждающихся в добром к себе отношении, в охране и защите. Именно от того, как мы ведём себя в роще, у реки, в лесу зависит судьба этих животных и растений.
Наше занятие проходит под девизом «Любить и беречь родную природу!»
Когда мы идём в лес, мы должны помнить правила поведения на лоне природы. Поиграем в игру «Крестики-нолики». Я буду задавать вам вопросы, а вы если согласны положите на парту карточку с крестиком, а если не согласны- с ноликом.
— В лесу нужно ходить, громко разговаривать, чтобы не заблудиться.
— Нельзя ломать ветки и качаться на них.
— В лесу нужно убрать с дороги муравейник, чтобы ничто не мешало вам отдыхать.
— Если увидите в лесу ёжика, то возьмите его с собой.
— После себя затушите костёр.
А теперь, нам нужно проверить, правильно ли вы выполнили задание. Я буду читать вопрос и называть правильный ответ.
— Мы оказались в лесу. А хорошо ли вы знаете жителей этого лесного дома?
Кроссворд «Природа». Слова вписываем вертикально.
п р и р о д а
Загадки.
1.Сок из цветов она берёт
И в сотах копит сладкий мёд.
Это насекомое человек приручил. Они живут в специальных домиках- ульях. Чтобы собрать полстакана мёда, пчёлка должна облететь 1000000 цветов. Прилетев в улей, пчёлка танцем сообщает подругам, где находится много хороших цветов. Если она делает круги, значит, цветы близко, если танцует восьмёрками — далеко.
2.Стояли в лугах сестрички
Жёлтый глазок
Белые реснички.
Лекарственная ромашка используется от простуды, кашля.
3.Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
Кто не знает малину? Лесная малина по сравнению с садовой мелковата, но слаще, душистее и целебнее.
4. Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
Берёза тоже является лекарственным растением
5. Днём слепа,
Ночью зряча,
Мышей ловит, а не мышь.
Сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1тонну хлеба. За ночь сова вылавливает 7-8 мышей. Ни одна кошка не может соперничать с совой.
6. Всё время стучит. Деревья — дом.
Но он их не калечит, а только лечит.
Дятел — лесной доктор. Он, ловко передвигаясь по дереву, долбит кору и длинным языком (до 15 см) вытаскивает из-под неё вредных для дерева насекомых. Птица избавляет деревья от насекомых — короедов. Один дятел за день съедает до 800 короедов.
7. Жемчужный колокольчик
Пришёл в леса весной,
По лесу он разносит
Чудесный запах свой.
Знатоки цветов рассказывают, что не на всех растениях ландышей бывают цветы. Дело в том, что корневище ландыша живёт самое большое — 21 год. Ландыш первый раз цветёт в возрасте 7 лет, а к 10-12 годам растение утрачивает эту способность.
Цветы ландыша идут на изготовление капель, которые употребляют как успокаивающее средство.
Стук в дверь. Входит Лесовик. Он рассказывает, что у него в лесу исчезли цветы и бабочки. Просит детей о помощи.
Оригами.
Бабочки.
1.Сложить квадрат по диагонали.
2.Перегнуть пополам.
3.Вершину отрезать ножницами.
4.Сделать надрез.
5.Отогнуть крылья.
6.Раскрасить бабочку.
Цветы.
1.Сложить двойной треугольник.
2.Повернуть заготовку вершиной вниз.
3.Углы верхнего слоя загнуть к центральной линии.
4.Отогнуть углы назад.
Физминутка.
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок.
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся
Отряхнись и успокойся».
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.
-Молодцы, вы помогли Лесовику. Скажите, что мы с вами, можем сделать для охраны леса?
Ответы детей.
Не ломать ветки деревьев.
Растение – живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни. К тому же листья выделяют в воздух кислород, задерживают пыль, неслучайно, что там, где много растений, легко дышится.
Не разорять птичьи гнёзда.
Не собирать берёзовый сок.
Помните, что это вредит дереву.
Не рвать цветы.
Пусть красивые растения остаются в природе. Наша привычка рвать цветы, привела к исчезновению очень многих растений. Мы наносим вред природе, срывая даже по одному цветку.
Не разорять муравейники.
Аккуратно собирать грибы.
Помните, что грибы очень нужны в природе, но грибы есть съедобные и несъедобные. Встречая несъедобные грибы люди стараются их уничтожить. Но грибы, в том числе и несъедобные для человека, являются важной частью леса.
Не ловить бабочек, стрекоз.
В лесу ходить только по тропинкам.
Ведь недаром народная пословица гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча – пустыню».
Не шуметь в лесу.
Шумом ты отпугнёшь животных, помешаешь им.
Никогда не выбрасывать мусор в водоёмы.
Не обрывать в лесу паутину и не убивать пауков.
Пауки – традиционный объект неприязни, но нужно помнить, что пауки являются частью природы. К тому же эти изящные существа уничтожают множества комаров, мух и других насекомых, приносящих ущерб человеку и его хозяйству.
Вот и закончилось наше удивительное путешествие в лес.
Издавна у разных народов существовали притчи. Это такие сказания, которые учат добру, справедливости, бережному отношению к окружающему миру. Послушайте одну из них.
Один старик бродил по берегу моря, увидел тысячи морских звёзд, выброшенных волной на берег. Он знал, что если не вернуть их в воду – они погибнут. И старик одну за другой стал поднимать звёзды и опускать их в воду. Один человек спросил: «Кому нужен твой труд? Ты ничего не можешь изменить!» Старик ответил: «Я не могу помочь всем, но эти звёзды я спас!»
— Чему учит нас эта притча?
Ответы детей:
Нельзя никого бросать в беде.
Помогать всем, если даже ты один.
Учит добру.
Цените, ребята, на свете всё живое, принимайте участие во всём, не будьте равнодушными. Всё зависит только от нас.
Хочу, чтоб в мире было много света.
Хочу, чтоб в мире было много лета.
В котором – солнце, птичьи голоса
И на траве – блестящая роса.
Хочу, чтоб в мире было меньше плача.
А больше смеха, радости, удачи.
Улыбок детских, как цветенье зыбких
Цветов, сравнимых с детскою улыбкой.