Интегрированный урок (познание мира и русский язык).
Тема : « Мы дети галактики».
Цель : Познакомить с материалом по теме « Космос».
Закрепить полученные знания по русскому языку ( предложение, части речи ).
Совершенствовать навыки самостоятельной работы, работы в группах.
Расширять кругозор детей , воспитывать любовь к окружающему миру .
Оборудование: плакат с изображением солнечной системы, фигурки инопланетян,
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Формы работы: групповые, индивидуальные, самостоятельные
Методы: словесные, практические, творческие, частично-поисковые, конструирование
Элементы творческой работы: художественное чтение, изобразительная деятельность, конструирование, сообщения учащихся
1.Орг. момент
Психологический настрой
Дети придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться « Доброе утро»
И каждый становится добрым , доверчивым
Пусть доброе утро продлится до вечера
2.Фаза вызова интереса
Собрать из букв слово «КОСМОС»
3. Сообщение темы:
-Тема нашего урока « Мы дети галактики» .
-Почему именно сегодня берем эту тему?
-12апреля- день космонавтики.
-Что означает слово галактика?
(дети находят в словаре Ожегова значение слова )
4. Вступительное слово.
( сообщения делают учащиеся)
С давних времен человек стремился изучить космос. В17 веке английский ученый Ньютон предсказал
возможность запуска объектов в космос. Понадобилось еще 2века и русский школьный учитель К. Циолковский установил ,чтобы ракете выйти за предел земной атмосферы, нужна скорость 40250км в час.
В1926г. Американец Роберт Годдарт запустил первую ракету .В 1961 году русские ученые запустили первую ракету с человеком на борту.
5.Подготовительная работа:
а) Деление на группы: Конструкторы, Астронавты, Земляне.(значение слов в словаре)
б)Речевка:
Если в космос захотим,
Значит, скоро полетим.
Самым дружным будет наш,
Наш веселый экипаж.
6. Работа группы «Конструкторы»
а) Сконструировать ракету из геометрических фигур.
б) Ответить на вопросы.
На обратной стороне деталей записаны вопросы по русскому языку :
Из чего состоит наша речь?
Как записать правильно предложение?
Что знаешь о прилагательном? и.т.д.
7.Физ. минутка для глаз:
— Ракета отрывается от земли, зажмуриваем глазки и резко открываем .
— Звезды мерцают в ночном небе, моргают глазками .
-Планета вращается вокруг солнца , движения глаз по часовой стрелке .
в) Работа со словариками :
—Записать слова , связанные с темой « Космос» .
— Какой частью речи они являются?
( Во время работы звучит музыка из репертуара группы « Спейс» Композитор Маруани .)
8. Работа группы « Астронавты»
а) Сообщения детей .
Комета – небесное тело . Имеет вид светящегося пятна с хвостом .Состоит из каменных пород и льда .
Звезда – это гигантский шар . Состоит из газа и пыли .От высокой температуры звезда раскаляется и навет —-Созвездие – отдельная группа звезд . Зрительно соединяясь , образует рисунок .
Астероиды – малые планеты . Тела , которые вращаются вокруг солнца . Отличаются от планет малым размером и большим количеством .
Планета – небесное тело , которое вращается вокруг солнца и получает от него свет и тепло .
б) Составление и запись предложений с данными словами.
б)Работа с книгой .
Чтение текста « летчики» . ( учебник «Познание мира» )
9.Проверка полученных знаний.
а)Фигурки инопланетян ( вырезаны из картона) , на обратной стороне записаны вопросы :
Как сказать на казахском языке
« Меня зовут …»
« Я учусь во втором классе»
« Моя Родина Казахстан»
« Я мирный человек»
. б) Задания по теме «Космос»
Земля –планета или звезда ?
Солнце –планета или звезда ?
Обладает ли Земля магнитными свойствами ?
Какая форма Земли?
в) Выбрать из прилагательных те, которые подходят к описанию Земли : большая, маленькая ,черная , голубая , и.т.д. И записать данные прилагательные.
Физ. минутка
Раз- два – три – четыре,
Плечи выше, руки шире.
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня космонавт.
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем.
А потом наоборот,
Будет вправо поворот.
Раз – хлопок, два – хлопок.
Повернись еще разок,
Опускаем руки вниз,
И за парту вновь садись.
10. Работа группы « Земляне»
а) Вопросы для команды:
— Выбираем маршрут, куда полетим?
— На Плутон ? ( нет, он далеко от солнца , там очень холодно )
— На Сатурн? ( нет, он окружен кольцом из камней и глыб. Корабль может разбиться .)
— На Землю? ( Да)
— Главное отличие Земли от других планет — на ней есть жизнь.
б) Сообщение детей .
( домашняя работа детей )
— Наша Земля представляет собой огромный шар, состоящий из горных пород . Это одна из 9 планет, которая вращается вокруг солнца . из Космоса наша Земля голубого цвета , так как на ней много водоемов . На нашей планете много лесов , гор пустынь …Она богата полезными ископаемыми. Но все это надо беречь.
в) Дети читают стихотворение:
Смотрю на глобус- шар земной
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
« Ты береги нас, береги !»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах,как слеза,
И тихо просят родники:
« Ты береги нас береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
« Ты береги нас, береги !»
Смотрю на глобус-шар земной
Такой прекрасный и родной
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу, вас, сберегу!»
г) Где используют знания, полученные в космосе?
Спутниковое телевидение
Спутниковые телефоны
Определение и нахождение полезных ископаемых
Определение погоды.
11. Интеграция с изобразительной деятельностью.
— Сейчас мы попробуем рассказать о нашем путешествии при помощи рисунка.
Техника Граттаж (или Гравюра)
Замечательная нестандартная техника рисования – граттаж – будет интересна всем
Что такое граттаж Итак, Граттаж (фр. gratter — скрести, царапать) — это способ рисования методом процарапывания заостренным инструментом — грунтованного листа — бумаги или картона, залитых тушью (в классическом варианте).
Все шаги подготовки листа к работе – интересны и тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на выделанном уже листе – вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как на графитово-черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи. Наряду с проявлением творческой, художественной мысли, можно сказать, что ребенок ставит эксперимент, практически познает законы физики, понимает значение слоев.
Техника рисования «Граттаж» – варианты:
Вы можете выбирать на свой вкус любой из этих вариантов подготовки листа для граттажа:
Вариант 1.
1) Плотный картон, зарисовать цветными восковыми мелками – можно одним цветом, можно разноцветными пятнами-полосками (толстым слоем). Не оставляя белых пятен.
2) Сверху с помощью широкой кисти или даже небольшой губки — покрыть слоем густой (консистенции сметаны) черной гуаши (либо черная тушь + капля шампуня – не красит руки при работе, либо акриловая краска), дать подсохнуть.
3) Возьмите не пишущую шариковую ручку, (либо подточенную деревянную палочку для суши, либо зубочистку, и даже пластиковую вилку, либо другой удобный заостренный предмет, либо все предметы сразу) – при процарапывании проступают четкие контрастные разноцветные линии. Рисовать можно линиями, штрихами – что угодно: подводный мир, яркий осенний лес, космос…
12. выставка работ.
13. Итог урока .
Работа в кругу.
Учитель:
— Встретились на Земле, улыбнулись друг другу , пожали руки.
— Что нового узнали на уроке?
Что больше всего понравилось?
-О чем хотели бы узнать?
14. Домашнее задание.
Творческое задание:
Сочинение « Мое путешествие в космос»