Урок 2 «Познание мира» | |
Название занятия: | Почва |
Общая цель: | Закрепить представления о типах почв; привлечь внимание учащихся к проблемам экологии. |
Ожидаемый результат: | Знают типы почв. Принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе. Смогут осуществлять контроль и оценку результатов. Смогут осуществлять совместную деятельность в малых группах.
|
Тип урока: | Закрепление изученного. |
Задания: | Индивидуальная работа, работа в группах |
Источники, оснащение и оборудование, ресурсы: | Компьютерная презентация в программе Mikrosoft Offise PowerPoint, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, тесты. |
Ход урока
Действия учителя | Действия учеников | |
Орг. момент | Создание положительного эмоционального настроя учащихся с использованием словесного метода. Вы готовы к уроку? На вас надеюсь я, друзья! Сегодня мы с вами сделаем очередной шаг к покорению вершины под названием «Пик Знаний». |
Проговаривают хором: Мы хороший дружный класс, Всё получится у нас!
|
Вводная часть | Сформулируйте тему урока. Текст-загадка. В ней есть живые существа: микробы, различные животные. Её называют кормилицей, потому что без неё не было на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. Чудесная кладовая Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь – вместо одного мешка в кладовой уже двадцать мешков. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, моркови, редиски, свеклы. – Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. И вы, ребята, уже догадались, что эта кладовая………. – Ребята, у слова земля несколько значений. Слайд 2. Кто догадался? слайд 1. Что такое почва? Слайд 3 Разгадав, кроссворд мы повторим состав почвы. Слайд 4. Вопросы к кроссворду: 1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. 2. Вещество, хорошо удерживающее воду. 3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. 4. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. 5. Вещество, помогающее корням растений дышать. 6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. 7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов.
|
Варианты ответов.
Земля.
Земля – планета. Земля – почва.
Почва — это верхний плодородный слой земли, на котором растут или могут расти растения. Почва служит домом для многих животных. Перегной Глина
Песок Вода Воздух Микробы соли |
Основная часть | Назовите основное свойство почвы /слово/ в выделенной строчке кроссворда. Слайд 12. От чего зависит цвет почвы? 2. Постановка учебной задачи: Я представляю вам учеников-консультантов, которые расскажут о некоторых типах почвы. Разделитесь на 2 группы, внимательно слушайте сообщения ребят, потом заполните таблицу «Особенности почв». Слайд 13-14. Затем мы подведём итог. 3 балла- 0 ошибок. 2 балла-2 исправления, 1 балл- 3 исправления.
3. Работа в группах Чернозёмные почвы — одно из богатств нашей страны. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Чернозёмная почва рыхлая, тёмная, в ней достаточно влаги и воздуха. На черноземных почвах выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы и других ценных культур. Чернозёмные почвы преобладают в зоне степей. Подзолистые почвы — серого цвета, напоминают золу. Перегноя в подзолистых почвах не очень много, они менее плодородны, чем чернозёмные. Но люди научились получать высокие урожаи за счёт хорошей обработки почвы и внесения необходимого количества удобрений. Подзолистые почвы преобладают в смешанных лесах. Рассмотрев внимательно типы почв слайд16-17 на этих же карточках запишите цифру и тип почвы. Справившись, получаете 1 балл. Физкультминутка У каждого из вас есть огород. Расскажите и покажите, что вы делаете, чтобы почва была более плодородной? Правильно, всё это делает почву в вашем огороде плодородней и повышает урожай. За почвой нужен правильный уход. Она нуждается в бережном отношении. Если почва истощается, ей нужно дать отдохнуть. Человек до конца не может восстановить почву ни удобрениями, ни обработкой.
Слайд 18. Сколько времени потребуется для образования 3 см почвы? Самостоятельная работа с текстом на листочках. Что разрушает почву? Как предотвратить разрушение почв? Ответ на этот вопрос вы найдёте в тексте на листочках. Слайд19. Вода, ветер, вырубка лесов, строительство дорог, домов, чрезмерное использование ядохимикатов и удобрений разрушает почву. Если вносить ядохимикаты больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате этого гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие. Чтобы предотвратить разрушение почвы нужно высаживать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, проводить снегозадержание, умеренно использовать удобрения и ядохимикаты и т.д. Один человек решить экологические проблемы почвы не может, поэтому здесь надо потрудиться всем людям.
| плодородие
От количества перегноя. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва.
1 ученик-консультант рассказывает о черноземных почвах.
2 ученик-консультант рассказывает о подзолистых почвах.
Самостоятельная работа детей над заполнением карточек.
Записывают номера образцов и тип почвы.
Перекапываем, рыхлим, поливаем, удобряем. Показывают различными движениями.
750-900 лет.
Чтение текстов учащимися.
Сбор семян, помощь при посадке, прополке, поливе молодых саженцев.
|
Закрепление | Посовещавшись в группе, ответьте на вопрос: какие работы проводятся по сохранению почвы? Слайд 21
Заполните карточки, вставив подходящие по смыслу слова. Слайд22-23 Задания 1 команды 1.Почва – это… 2.Жители почвы — … 3.В составе почвы есть: Задания 2 команды. 1.Чем______________в почве перегноя, тем она плодороднее. 2.Основой почвы являются _______и________. 3.Для хорошего развития растений необходимы __________________, содержащиеся в почве. Максимальный балл – 3 | При строительстве: 1. При строительстве дорог, заводов, жилых домов надо сначала снять слой почвы. 2. После использовать ее при озеленении территории. На полях:
|
Подведение итогов | В завершение нашей работы выполните тест из 5 вопросов, за правильный ответ на каждый вопрос получаете 1 балл. Максимальный балл-5. Выставление оценок | Выполнение теста и сверка с ключом. Подсчитывают баллы. |
Домашнее задание |
| Записывают в дневники. |
Самоанализ урока: на уроке царила рабочая обстановка. Большинство детей уверенно справлялись с заданиями. Урок своей цели достиг. |
Общеобразовательная школа №2 г.Аксая
ПОЧВА
УРОК ПОЗНАНИЯ МИРА
Учитель начальных классов Диярова З.А.
2014 г.