Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. УМК «Школа России»
Составила: учитель начальных классов Свидлова Галина Григорьевна
МКОУ «Павлоградский лицей» Омской области.
Тема: «Поможем сохранить удивительный мир растений»
Цель: Сформировать у учащихся экологическое сознание и культуру поведения в природе.
Задачи:
1.Систематезировать знания о роли растений в жизни человека;
2.Раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения;
3.сформулировать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе; определить другие меры охраны природы;
4. учить самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах.
Содержание урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | |
Запуск проекта. | Определение проблемного поля. Формулирование и выбор темы проекта. Организация групп, распределение ролей. Обсуждение в группах плана работы. | (Класс делится на 4 группы).
— Это растения.
— Растения образуют леса, луга. Зелёный наряд делает нашу планету удивительной.
(читает подготовленный ученик) — Я воспитан природой суровой, Мне довольно заметить у ног Одуванчика шарик пуховый, Подорожника твёрдый клинок.
Чем обычней простое растенье, Тем живее волнует меня Первых листьев его появленье На рассвете весеннего дня.
В государстве ромашек у края, Где ручей, задыхаясь, поёт, Пролежал бы всю ночь до утра я, Запрокинув лицо в небосвод…
— Они окружают нас повсюду.
— Поэт хотел обратить наше внимание на красоту и привлекательность самых обычных растений.
— Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, ткани, древесину.
(Задание даётся каждой группе) Загадки для кроссворда: 1.Весной растёт, летом цветёт, Осенью осыпается, зимой отсыпается, А цветок-то – медок, Лечит от гриппа, кашля и гриппа. (липа) 2.Стоит земной кустик В красный горошек А тронешь – укусит. (шиповник) 3. Стоит Егорка В красной ермолке, кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт. (земляника) 4. Из-под снега вышел друг, И весной запахло вдруг. (подснежник) 5. Маленький, удаленький, Сквозь землю прошёл – Красную шапочку нашёл. (гриб) 6.В красном платьице девица Вышла с осенью проститься, Осень проводила, Платье снять забыла. (рябина)
— ПОМОГИ.
— Наверное, потому, что человек иногда, совсем не подумав, наносит огромный вред окружающей природе.
— Растения охранять нужно. Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их из-за красивых цветков. Бывает, что люди, даже не срывая губят их. Причина этого – вытаптывание.
-Охраняют в заповедниках, выращивают в ботанических садах, создана Красная книга.
(читает подготовленный ученик) -Хозяйка – белочка в лесу Орехи собирала. Она в лесу том каждый сук И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип Пришёл с большой котомкой. Небрежно сбил ногою гриб И выругался громко! Стал гнуть орешину – сломал, Зажал под мышкой ветви; Нашёл один орех – сорвал, Сорвал второй и третий …
Отбросил куст и как медведь, Пошёл себе довольный, А бедной белке и смотреть На это было больно.
-Нет. Он не соблюдал правил поведения в природе.
— Нет, не всегда.
— Мы не всегда задумываемся над последствиями своего пребывания в природе.
— Выполним проект.
— Решить, что мы можем сделать для охраны природы. — Выработать нормы поведения в природе. (Ребята обсуждают в группах проблему, определяют план действий, решают, как они будут выполнять и представлять проект) 1 группа – «Создание правил друзей природы». 2 группа – рисует плакат «Судьба природы в наших руках». 3 группа – оформляет раскладушку «Берегите природу» 4 группа — создает «Красную книгу» Павлоградского района. | Приветствие. — Для работы на уроке я предлагаю вам разделиться на 4 группы. — А теперь послушайте загадку: Дышат, растут, а ходить не могут. — Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное слышали такое выражение: (на слайде) «Растения – зелёная одежда Земли». — Как вы понимаете его смысл?
— Обратите внимание на любое, самое обычное растение, и вы увидите, что оно по-своему красиво и привлекательно. Вот как рассказал о самых обычных растениях поэт Н.Заболоцкий.
— Расскажите, где вы видели растения, о которых написал поэт?
— Как вы думаете, почему поэта волнуют самые обычные растения?
-А какое значение имеют растения для жизни человека?
-Предлагаю вам разгадать кроссворд.
— Какое слово получилось в выделенных клетках?
— Почему же у нас получилось такое волнующее слово?
— К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменила жизнь растений. К примеру: на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. При этом гибнет много дикорастущих растений. Так постепенно человек как бы наступает на природу. А вы как думаете, нужно ли охранять растения?
— Что в нашей стране делается для охраны растений?
— Иногда, не задумываясь над своими поступками, мы наносим вред природе. –Прослушайте стихотворение «Дикарь в лесу» Ладонникова.
— Хотелось вам быть похожими на этого мальчика?
— А всегда ли мы с вами соблюдаем правила поведения в природе?
— Знаем ли мы, как сберечь растительный мир Земли? -Почему так происходит?
— А как мы с вами на уроке можем решить эту проблему? — Определите в группах цель нашей работы.
|
Работа над проектом. | Сбор и анализ информации, оформление результатов. | 1 группа – создаёт презентацию правил друзей природы. 2 группа – рисует плакат «Судьба природы в наших руках». 3 группа – работает с различными источниками информации, выявляет значение растений в жизни человека, причины исчезновения растений. Оформляет раскладушку «Берегите природу» 4 группа – изучает «Красную книгу» Омской области и определяет, какие растения, произрастающие на территории Павлоградского района, занесены в «Красную книгу».
|
|
Презентация проекта. | Представление проектов. Ответы на вопросы. Рефлексия и оценка. | 1 группа –представила в виде презентации правила друзей природы с помощью условных знаков. Каждому знаку дали краткое описание.
2 группа – представила плакат «Судьба природы в наших руках». 3 группа – представила раскладушку «Берегите природу» 4 группа – представила «Красную книгу» Павлоградского района.
(Учащиеся дают оценку работы каждой группы, отвечают на вопросы оппонентов и учителя). | -Проблема сохранения окружающей среды актуальна во все времена. За время работы над проектом мы постарались вникнуть в эту проблему.
-Молодцы ребята! -Давайте дадим оценку работы каждой группы и подведём итоги. -Понравилось ли вам работать над проектом? Что? -Как вы считаете, достигли мы цели? — Что запомнилось из того, что вы делали? — Что вы расскажете сегодня дома? — С какими трудностями вы встретились? -Что вам не понравилось? -Всем спасибо за интересную работу!
|