Конспект урока на тему «Предмет»

Занятие 1 «Предмет»

Задание 1: «Перечисли как можно больше слов, называющих фрукты» (овощи, игрушки, посуду, одежду, обувь, мебель, диких животных, домашних животных, деревья, цветы, продукты, транспорт, ягоды, инструменты и т.д.)

Задание 2: «Прочитай слово, соотнеси с обобщающим понятием»

Например: Груша – это фрукт, лилия – это цветок и т.д.

Занятие 2 «Действие»

Цель: Развивать у детей умение подбирать и называть действие к предъявленному предмету. Развивать глагольный словарь.

Дидактический материал. Карточки со словами: солнце, метель, гром, ветер, снег, дождь, птица, дети, мыло и т.д. Карточки с картинками.

Задание: «Сейчас я буду поднимать карточку на которой написано слово (нарисован предмет), а ты будешь называть, что этот предмет может делать. Вот, например: солнце – светит, греет, освещает.»

Занятие 3 «Признак»

Цель: Развивать у детей умение образовывать относительные прилагательные от существительных. Обогащать словарь детей прилагательными.

Задание 1: «Скажи, если предмет сделан из железа, то какой он?»

Слова: железо, бумага, дерево, снег, пух, стекло, кирпич, глина, фарфор, мех, пластмасса, шерсть и т.д.

Задание 2: «Сравни»

Сравни предметы:

По вкусу – лимон и мед, лук и яблоко;

По цвету – гвоздику и ромашку, грушу и сливу;

По ширине – дорогу и тропинку, речку и ручей;

По высоте – куст и дерево, гору и холм;

По прочности – веревку и нитку, камень и глину и т.д.

Занятие 4 «Родственники»

Цель: Учить детей образовывать родственные слова, называть общий корень»

Оборудование: ребусы.

Задание: «Разгадай ребус. Назови родственные предметы (слова). Например: кот, кошка, котенок.»

Занятие 5 «Слова – приятели»

Цель: Учить детей подбирать близкие по значению слова (синонимы).

Задание1: «Подумай, как можно по-другому сказать о человеке, если он печальный?» (Грустный)

«Ценный – это какой? Ломкий – это какой? Жесткий – это какой? Отважный – это какой? Надежный – это какой? и т.д.»

Задание 2: «Каким словом можно заменить слова: конь, врач, чашка, дом, бой, рисунок, холод, враг, бабушка, ученик, детвора, вещи и т.д.?

Задание 3: «Какое слово лишнее. Почему?»

Грустный, печальный, унылый, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Крепкий, далекий, прочный, надежный и т.д.

Занятие 6 «Слова – неприятели»

Цель: Развивать умение подбирать слова, противоположные по значению (Антонимы).

Задание 1: «Скажи наоборот»

Холодный тупой просторный поднять

Зима низко забыл легкий

Чистый мокрый враг день

Свежие документы:  Проект урока окружающего мира в 1 классе «Мы - разные по внешнему виду»

Редко сел уронил высокий

Твердый старший утро рано

Медленно взял насорил больной

Задание 2: «Прочитай внимательно текст. Найди в тексте слова, имеющие противоположное значение».

Цель: Учить детей в тексте находит слова, имеющие противоположное значение.

Дидактический материал: текст.

Странны й в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка… Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песня птиц и тишина. Грустно и радостно! (По Н. Сладкову)

Задание 2: «Прочитай внимательно текст. Найди в тексте слова, имеющие противоположное значение».

Занятие 7. Игра «Кто внимательнее?»

Цель: Продолжить учить детей определять синонимы и антонимы. Обогащать словарь.

Задание 1: «Определи, синонимы это или антонимы»

Азбука – алфавит, утро – вечер, беда – горе, ночь – день, война – мир, холод – жара, конец – начало, труд – работа, врач – доктор, радость печаль, ураган – буря и т.д.

Задание 2: Прочитай текст. Укажи в тексте слова:

А) близкие по значению словам ГРУСТИТЬ, ГРУСТНЫЙ;

Б) противоположные им по значению.

Цель: Учить детей находить в тексте слова близкие и противоположные по значению. Пополнять словарь детей новыми словами.

Дидактический материал: Текст «Погрустили»

Погрустили

Жил – был очень грустный человек. Ну, а раз он был грустный, то приходилось грустить. Да вот только одному грустить очень грустно и пошел он поискать кого – нибудь, чтобы вместе погрустить.

Видит — ива у реки стоит. Плакучая ива. Вот, думает, какую речку наплакала. И спрашивает:

— Ты, ива, грустишь или печалишься?

— Грущу, — говорит ива, — и печалюсь тоже.

— Пойдем вместе попечалимся.

Согласилась ива, пошла. Идут они по полю, видят аиста. Стоит аист, клюв повесил.

— Почему, аист, клюв повесил?

— Потому, что я не весел.

— И мы не веселые. Пойдем с нами!

— Пошли.

Шли – шли, видят унылый дождик идет.

— Иди, унылый, к нам в компанию.

— Не все ли равно, куда идти, — отвечает дождик и за ними пошел.

Шли они, шли, и всех грустных к себе звали. Много всяких грустных собралось. Обрадовались они друг дружке.

— Ого, — кричат, — сколько нас! Ну, теперь погрустим как следует!

Радостно в грустные прятки поиграли, с хохотом невеселые салочки затеяли. Угрюмый хоровод завели – чуть со смеха не лопнули. Печальную песню запели – за животы схватились

Свежие документы:  Классный час для 4 класса "Валерий Чкалов – легендарный лётчик-испытатель"

Оказывается, вместе грустить – не так уж и грустно! (Е.Измайлов)

Занятие 8. «Объясни слово»

Цель: Учить детей не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать свои мысли, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.

Задание 1: «Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?»

Слова: нож, шляпа, мяч, письмо, зонтик, мех, меч, герой, подушка, алмаз, неприятность, азартная игра и т.д.

Задание 2: «Как ты понимаешь эти выражения»

Цель: Учить понимать и объяснять переносное значение слов.

Выражения:

Железный топор – железный человек

Золотая стрела – золотые руки

Золотая нить – золотое сердце

Ядовитый уксус – ядовитый взгляд

Острый нож – острое слово

Низкий стол – низкий поступок

Черствый хлеб – черствый человек

Холодная погода – холодный взгляд













Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: