Занятие 1 «Предмет»
Задание 1: «Перечисли как можно больше слов, называющих фрукты» (овощи, игрушки, посуду, одежду, обувь, мебель, диких животных, домашних животных, деревья, цветы, продукты, транспорт, ягоды, инструменты и т.д.)
Задание 2: «Прочитай слово, соотнеси с обобщающим понятием»
Например: Груша – это фрукт, лилия – это цветок и т.д.
Занятие 2 «Действие»
Цель: Развивать у детей умение подбирать и называть действие к предъявленному предмету. Развивать глагольный словарь.
Дидактический материал. Карточки со словами: солнце, метель, гром, ветер, снег, дождь, птица, дети, мыло и т.д. Карточки с картинками.
Задание: «Сейчас я буду поднимать карточку на которой написано слово (нарисован предмет), а ты будешь называть, что этот предмет может делать. Вот, например: солнце – светит, греет, освещает.»
Занятие 3 «Признак»
Цель: Развивать у детей умение образовывать относительные прилагательные от существительных. Обогащать словарь детей прилагательными.
Задание 1: «Скажи, если предмет сделан из железа, то какой он?»
Слова: железо, бумага, дерево, снег, пух, стекло, кирпич, глина, фарфор, мех, пластмасса, шерсть и т.д.
Задание 2: «Сравни»
Сравни предметы:
По вкусу – лимон и мед, лук и яблоко;
По цвету – гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
По ширине – дорогу и тропинку, речку и ручей;
По высоте – куст и дерево, гору и холм;
По прочности – веревку и нитку, камень и глину и т.д.
Занятие 4 «Родственники»
Цель: Учить детей образовывать родственные слова, называть общий корень»
Оборудование: ребусы.
Задание: «Разгадай ребус. Назови родственные предметы (слова). Например: кот, кошка, котенок.»
Занятие 5 «Слова – приятели»
Цель: Учить детей подбирать близкие по значению слова (синонимы).
Задание1: «Подумай, как можно по-другому сказать о человеке, если он печальный?» (Грустный)
«Ценный – это какой? Ломкий – это какой? Жесткий – это какой? Отважный – это какой? Надежный – это какой? и т.д.»
Задание 2: «Каким словом можно заменить слова: конь, врач, чашка, дом, бой, рисунок, холод, враг, бабушка, ученик, детвора, вещи и т.д.?
Задание 3: «Какое слово лишнее. Почему?»
Грустный, печальный, унылый, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.
Крепкий, далекий, прочный, надежный и т.д.
Занятие 6 «Слова – неприятели»
Цель: Развивать умение подбирать слова, противоположные по значению (Антонимы).
Задание 1: «Скажи наоборот»
Холодный тупой просторный поднять
Зима низко забыл легкий
Чистый мокрый враг день
Редко сел уронил высокий
Твердый старший утро рано
Медленно взял насорил больной
Задание 2: «Прочитай внимательно текст. Найди в тексте слова, имеющие противоположное значение».
Цель: Учить детей в тексте находит слова, имеющие противоположное значение.
Дидактический материал: текст.
Странны й в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка… Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песня птиц и тишина. Грустно и радостно! (По Н. Сладкову)
Задание 2: «Прочитай внимательно текст. Найди в тексте слова, имеющие противоположное значение».
Занятие 7. Игра «Кто внимательнее?»
Цель: Продолжить учить детей определять синонимы и антонимы. Обогащать словарь.
Задание 1: «Определи, синонимы это или антонимы»
Азбука – алфавит, утро – вечер, беда – горе, ночь – день, война – мир, холод – жара, конец – начало, труд – работа, врач – доктор, радость печаль, ураган – буря и т.д.
Задание 2: Прочитай текст. Укажи в тексте слова:
А) близкие по значению словам ГРУСТИТЬ, ГРУСТНЫЙ;
Б) противоположные им по значению.
Цель: Учить детей находить в тексте слова близкие и противоположные по значению. Пополнять словарь детей новыми словами.
Дидактический материал: Текст «Погрустили»
Погрустили
Жил – был очень грустный человек. Ну, а раз он был грустный, то приходилось грустить. Да вот только одному грустить очень грустно и пошел он поискать кого – нибудь, чтобы вместе погрустить.
Видит — ива у реки стоит. Плакучая ива. Вот, думает, какую речку наплакала. И спрашивает:
— Ты, ива, грустишь или печалишься?
— Грущу, — говорит ива, — и печалюсь тоже.
— Пойдем вместе попечалимся.
Согласилась ива, пошла. Идут они по полю, видят аиста. Стоит аист, клюв повесил.
— Почему, аист, клюв повесил?
— Потому, что я не весел.
— И мы не веселые. Пойдем с нами!
— Пошли.
Шли – шли, видят унылый дождик идет.
— Иди, унылый, к нам в компанию.
— Не все ли равно, куда идти, — отвечает дождик и за ними пошел.
Шли они, шли, и всех грустных к себе звали. Много всяких грустных собралось. Обрадовались они друг дружке.
— Ого, — кричат, — сколько нас! Ну, теперь погрустим как следует!
Радостно в грустные прятки поиграли, с хохотом невеселые салочки затеяли. Угрюмый хоровод завели – чуть со смеха не лопнули. Печальную песню запели – за животы схватились
Оказывается, вместе грустить – не так уж и грустно! (Е.Измайлов)
Занятие 8. «Объясни слово»
Цель: Учить детей не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать свои мысли, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.
Задание 1: «Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?»
Слова: нож, шляпа, мяч, письмо, зонтик, мех, меч, герой, подушка, алмаз, неприятность, азартная игра и т.д.
Задание 2: «Как ты понимаешь эти выражения»
Цель: Учить понимать и объяснять переносное значение слов.
Выражения:
Железный топор – железный человек
Золотая стрела – золотые руки
Золотая нить – золотое сердце
Ядовитый уксус – ядовитый взгляд
Острый нож – острое слово
Низкий стол – низкий поступок
Черствый хлеб – черствый человек
Холодная погода – холодный взгляд