Конспект урока на тему «Растения в домашней аптечке»

Тема: «Растения в домашней аптечке»(Проектно – исследовательская технология)

Цель урока: Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком

Задачи:

I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

— формирование уважительного отношения к мнению другого ученика, другой точке зрения;

— развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— развитие умения работать в группах.

II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

— развитие умения работать с информацией;

— развитие умения работать с текстом,

— формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;

— формировать умения оценивать свою деятельность;

— формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

-формирование умения грамотно строить речевые высказывания;

— формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;



III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

обобщение знаний;

— дать представление о лекарственных растения в процессе работы ;



Оборудование: презентация к уроку, карточки для групповой работы.

Ход урока.

I.Организационный момент. Работа со словариком настроения.Слайд 1

Я пришла к вам на урок.

Вам, ребятки, будет прок.

Постарайтесь всё понять,

Всё запомнить, рассказать.

Постарайтесь- не ленитесь

А для начала — улыбнитесь!!!

II. Актуализация знаний, постановка проблемы, затруднения.

1.Целеполагание

Ребята, вы когда нибудь играли в больницу? Вот и сегодня мы поиграем .Вы принесли сегодня на урок своих кукол, игрушечных зайчиков и собак. Представьте себе, что они заболели и мы будем их лечить. Расскажите пож-та что с вами случилось. Что болит?

-Чем вы предлагаете лечить наших зверят?

Кто расскажет, как у него дома лечат больное горло, кашель, простуду?

-Что мама ваша делает, когда вы болеете? (идет в аптеку, дает лекарства, вызывает врача)

-Где берет мама лекарства?( в аптеке)

-Что такое аптека? Где об аптеке можно узнать? ( у взрослых, из словаря, из интернета и т.д.)Слайд 2

-Аптека — это учреждение, в котором продаются (или изоготавливаются лекарства, лечебные средства). Это набор лекарств для оказания первой помощи, шкафчик или коробочка с таким набором.

-А вы знаете что Бывает дорожная аптечка, лесная аптека

-Кто догадался. о чем же будем говорить на уроке? Что мы узнаем и чему научимся?

О растениях которые помогают вылечить болезни – те лекарственных растениях



Что бы вы хотели узнать согласно нашей теме? Какие цели поставим?


1.как узнали лекарственные растения Познакомимся с тем, как появились лекарственные растения

2.какие бывают лекарственные растения

3. узнаем как правильно собирать лекарственные растения

4.подобрать лечение для наших друзей

Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса «Валентность. Определение валентности элементов по формулам их соединений»


И создадим свою зеленую аптеку в виде газеты. Слайд 3


III. Решение учебной задачи.

-Начинаем нашу работу.

Ответим на первый вопрос. Как узнали о лекарственных растениях. Об этом нам расскажет Света.

-Лекарственные растения были известны человеку с давних времен. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения.И человек постепенно начал собирвть эти травы и сушить. Занимаясь сбором плодов ,кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. Люди передавали сведения о таких растениях из поколения в поколение, сочиняли про них легенды и мифы. Еще в больших городах,таких как Москва и Санкт Петербург разводили так называемые АПТЕКАРСКИЕ ОГОРОДЫ, где выращивали различные лек.растения, чтобы лечиться ими. Лекарственные растения получили название ЗЕЛЕНОЙ АПТЕКИ.

Ребята перед вами цветочек – возьмите его и раскрасьте один лепесток желтым цветом те кто что-то узнал из рассказа Светы, зеленым –вспомнил, красным – ничего не понял, не узнал.



-Чтобы узнать больше, что нужно сделать? -Откуда мы это сможем узнать? ( у взрослых, из учебника, из книг, из интернета и т.д.)


-Я вам предлагаю поработать в группах, вам даны картинки растений ,названия и их описание , вам нужно будет соотнести название, описание и картинку растений .

Выбрать самую нужную, интересную, полезную информацию и поделится ею с товарищами.


1На Руси считался «травой от девяносто девяти болезней». В народной медицине зверобой является одним из наиболее часто применяемых лекарственных растений. Его используют в основном как средство лечения язвы желудка при язвенных болезнях на коже, а так называемое масло зверобоя применяется, и при стоматитах и т.д.



2Подорожник применяют при воспалительных состояниях желудка, кишечника. Листья оказывают вяжущее действие. Они препятствуют кровотечению, а будучи высушены, способствуют заживлению застарелых и свежих язв, имеют ранозаживляющее и бактериостатическое действие при лечении ран. Подорожник оказывает некоторое успокаивающее действие, понижает артериальное давление. Используется при тахикардии, головной и зубной боли, боли в ушах


3Ромашка Используют настой травы при простуде, при головных болях, при болях в животе.

Наружно применяют, как противовоспалительное для полоскания горла. Применяют в качестве средства укрепляющего корни волос



4Черника-Свежие ягоды черники полезно применять при расстройстве деятельности желудка и кишечника, для повышения остроты зрения, при ревматизме, подагре и некоторых других воспалительных процессах.


5.В народной медицине плоды малины считаются жаропонижающим средством при гриппе, бронхитах, ларингитах, отхаркивающем при кашле

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Кто такие дикие животные?"


6.Листья берёзы помогают снять отёки сердечно – сосудистого и почечного

происхождения


7.В народной медицине отвар листьев брусники принимают как мочегонное средство при заболеваниях почек. Ягоды рекомендуются при авитаминозах, как утоляющее жажду средство, при повышенном кровяном давлении, для полоскания горла при ангинах



8. В народной медицине тысячелистник применяется как кровоостанавливающее средство, при болезнях печени, кашле, простудных заболеваниях, как успокаивающее средство




9.Крапива — это и сорняк и лекарство одновременно.

Это растение умеет останавливать кровь и насытить наш организм витаминами. Она применяется при различных заболеваниях сердца, туберкулезе, бронхиальной астме, бронхитах, аллергиях. Наружно –при ранах, кожных заболеваниях, для укрепления волос



















Давайте оценим вашу работу.

раскрасьте один лепесток желтым цветом те кто что-то узнал нового, зеленым –вспомнил, красным – ничего не понял, не узнал.





-Какие интересные у Вас сообщения!

Но я тоже вам приготовила интересную информацию -думала, чем вас удивить, чтобы вы больше захотели узнать о лекарственных растениях -и нашла ЛЕГЕНДУ. Слайд 9.10.11

-Что такое легенда? ( рассказ, предание о каком-либо событии)Садитесь удобнее. Я нашла легенду о б одном растении -лекарственном мать -и мачехе.

-Кто такая мать? ( женщина по отношению к своим детям)

-А кто такая мачеха? (жена отца по отношению к его детям, неродная мать)

Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа, потому что не хотела, чтобы он ходил встречаться с ней и своей бывшей женой. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем времeнем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала: девочка уже не дышала. Бросилась мать на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки.


IV.Физминутка и самооценка

В природе существует много растений, которые человек назвал лекарственными.

-Почему их так назвали люди?

-Где их можно приобрести?

-А в аптеку как они попадают?

-А кто их собирает?

-Какие люди их собирают?(знающие)

-Какой же наш следующий вопрос?

— мы узнаем как правильно собирают лекарственные растения.


-Где это можно узнать?

-Для чего нам это нужно?

-Впереди лето, у вас у всех есть возможность собрать свой небольшой гербарий . Но как вы думаете, что надо знать, прежде чем собирать лек. растения?

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Дорога и мы»

Мы теперь будем работать по карточкам



V. Решение учебной задачи .РАБОТА В группах. Составление правил сбора лекарственных растений.

Соединить начало предложения и конец. Каждой группе по одному предложению на карточках

Сверка с эталоном. слайд 15


1.СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДОЛЖЕН


КАЖДОЕ РАСТЕНИЕ НУЖНО КЛАСТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГОГО, ИСПОЛЬЗУЯ ПОЛОТНЯНЫЕ МЕШОЧКИ



2.ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ


ОКОЛО ШОССЕ, ДОРОГИ, ТРАССЫ



3.ПРИ СБОРЕ


ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ОН ДОЛЖЕН РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЗНАТЬ, ЧТО У ЭТОГО РАСТЕНИЯ НАДО ВЗЯТЬ: ЛИСТ, КОРЕНЬ ИЛИ СОЦВЕТИЕ.



4.ПРИ СБОРЕ


РАСТЕНИЯ, ЗАНЕСЁННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ.



5.НЕЛЬЗЯ СОБИРАТЬ

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ



НАДО ВЗЯТЬ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО



6.НЕ НУЖНО БРАТЬ


СОБИРАЮТ ТОГДА, КОГДА В НЁМ МНОГО АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ.



Самооце нка своей деятельности.( лепесток)


Что нам еще осталось сделать? Подобрать лечение для своего друга. Давайте вернемся в нашу игрушечную больницу. Вспомните кто из больных на что жаловался? Значит нам нужно найти средства против кашля, боли в горле . простуде и порезах. Послушайте, для чего используют растения, с которыми вы познакомились и попробуйте подобрать лечение для них. Я буду читать ,а вы по мере чтения выбираете то растение которое подходит для лечения вашего друга. И хлопайте в ладоши Итак, начинаем. Слайды 16.17.18.19.20.21


VI.Итог урока. Рефлексия.

-Ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке?

-Что мы хотели узнать?

Продолжите.

Я УЗНАЛ(А)…

Мне было интересно……………

Хочу ещё узнать…………………..

Мне понравилось………….

……………………Слайд 22..

Ребята посмотрите мы с вами создали свою газету – лекарственных растений «Зеленая аптека», прочитав которую каждый может узнать о том какие бывают лекарственные растения , как их правильно собрать.

Д/з (на выбор)- подготовить сообщение о лекарственном растении, которое вы еще не знаете, о котором не говорили.

-Покажите ваши цветочки- те, у кого больше желтых лепестков -хорошо поработали, у кого все желтые лепестки- молодцы. Прикрепите их на доску

Спасибо за урок.

Чтение стихов подготовленных детей:

Все травы – лекари -душица,

И зверобой, и медуница,

И земляника, и черника,

И брусника с голубикой.

Чистотел, полынь, калина,

Лён, календула, крапива.

Все целебные растения

Знаем без исключения

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!





Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: