Модуль | «Основы православной культуры» |
УМК | Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010. |
Тема урока | Россия – наша Родина |
Тип урока | Комбинированный |
Цель, задачи | Цель: Развитие целостного представления о многообразии и единстве духовных традиций народов России; Задачи: — Актуализировать и расширить знания, понятия и представления обучающихся о многообразии и единстве духовных традиций народов России; — создать условия для развития представлений школьников о духовном мире человека; — актуализировать представления школьников о значении культурных традиций в жизни человека. Семьи. Общества; — активизировать интерес учащихся к предмету. |
Необходимое оборудование | Мультимедийное оборудование; выставка книг о России; флаг, герб, физическая и политическая карты России; портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин. |
Дидактическое обеспечение | Учебник. Книга для учителя. |
| — формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан; — эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на содержание курса.
|
| Знакомство обучающихся с понятиями «духовный мир человека», «культурные традиции» |
| Регулятивные: определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; овладение навыком работы по предложенному учителем или самостоятельно составленному плану; умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия; корректирование своей деятельности. Познавательные: ориентирование в учебном пособии; в словаре; нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях; извлечение информации, представленной в разных формах; владение и использование разных видов чтения; осуществление анализа и синтеза. Коммуникативные: овладение умением работать в паре, группе; оформление своих мыслей в устной и письменной форме; коммуникативно оправданное высказывание и обоснование своей точки зрения; умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения. |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения* | Самостоятельная работа, фронтальный опрос, составление кластера, синквейн. |
Основная | Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010. Книга для учителя. |
Дополнительная | Карта России, изображения герба и флага России, аудиозапись гимна России. |
Интернет-ресурсы | Спаси,Господи, люди Твоя. Хор Троице-Сергиевой Лавры, Хор Славься из оперы Иван Сусанин М.И. Глинка |
ЭОРы | электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры» 4 – 5 класс |
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД(с указанием конкретных действий) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). |
Учитель приглашает в круг одного из учеников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)».
— Какие темы содержания учебника вам показались интересными? Какие темы вам уже знакомы?
|
|
|
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. |
— Что вы представили во время прослушивания этого произведения?
— Как называется наша Родина? — Кто является главой нашего государства?
|
|
|
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения — каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. |
Традиции (от лат. T radere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, самые простые — поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др. Ценность – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, и др. – всё это ценности. Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.
|
(работа в группе — найти толкование слов). Взаимооценка.
|
|
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). |
знания информация традиции Духовный мир отношения между людьми |
|
|
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. |
|
|
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). |
Допиши пословицы и поговорки, объясни их смысл. Человек без Родины, что… . Кто за Родину горой, тот… . Народное братство дороже… .
|
|
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | • Работа с текстом Метод « инсерт » (маркировка текста) Н (новое узнал на уроке) + (знаю)
Родина, культура, религия. — Это правила, нормы, обычаи, проведение праздников, встречи гостей.
— Это мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. — Это место, где человек родился, живёт со своими родителями, друзьями.
|
Дети читают и отмечают значки.
|
|
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
|
|
|
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. |
Слава жизни Есть прорывы злого, Долгие страницы слепоты. Но нельзя отречься от родного, Светишь мне, Россия, только ты. Бальмонт К. Д. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!», Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». Есенин С. А. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Пушкин А. С.
— На уроке я узнал, что … — Мне очень понравилось, что … — Я хочу знать, что … — Оказывается, что …
Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?
|
|
• Коммуникативно оправданное высказывание и обоснование своей точки зрения.
• Осуществление анализа и синтеза для понимания смысла. |