Конспект урока на тему «Россия – наша Родина»


Общая информация

Модуль

«Основы православной культуры»

УМК

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010.

Тема урока

Россия – наша Родина

Тип урока

Комбинированный

Цель, задачи

Цель:

Развитие целостного представления о многообразии и единстве духовных традиций народов России;

Задачи:

— Актуализировать и расширить знания, понятия и представления обучающихся о многообразии и единстве духовных традиций народов России;

— создать условия для развития представлений школьников о духовном мире человека;

— актуализировать представления школьников о значении культурных традиций в жизни человека. Семьи. Общества;

— активизировать интерес учащихся к предмету.

Необходимое оборудование

Мультимедийное оборудование; выставка книг о России; флаг, герб, физическая и политическая карты России; портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин.

Дидактическое обеспечение

Учебник.

Книга для учителя.


Планируемые результаты урока
  • личностные

— формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан;

эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на содержание курса.



  • предметные

Знакомство обучающихся с понятиями «духовный мир человека», «культурные традиции»

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Регулятивные: определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; овладение навыком работы по предложенному учителем или самостоятельно составленному плану; умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия; корректирование своей деятельности.

Познавательные: ориентирование в учебном пособии; в словаре; нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях; извлечение информации, представленной в разных формах; владение и использование разных видов чтения; осуществление анализа и синтеза.

Коммуникативные: овладение умением работать в паре, группе; оформление своих мыслей в устной и письменной форме; коммуникативно оправданное высказывание и обоснование своей точки зрения; умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Самостоятельная работа, фронтальный опрос, составление кластера, синквейн.


Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010.

Книга для учителя.

Дополнительная

Карта России, изображения герба и флага России, аудиозапись гимна России.

Интернет-ресурсы

Спаси,Господи, люди Твоя. Хор Троице-Сергиевой Лавры,

Хор Славься из оперы Иван Сусанин М.И. Глинка

  Г. Струве. У моей России 


ЭОРы

электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры» 4 – 5 класс

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

  • Организация деятельности учащихся

  • Игра «Чем мы похожи»

Учитель приглашает в круг одного из учеников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)».

  • Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества.

  • Знакомство с учебником


— Какие темы содержания учебника вам показались интересными? Какие темы вам уже знакомы?




  • Ученик выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены коллектива не окажутся в кругу.



















  • 1-2 минуты на знакомство с книгой.

  • Ответы на вопросы учителя.




  • Коммуникативно оправданное высказывание и обоснование своей точки зрения.


  • Эмоционально-личностная оценка.


















  • Умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

  • Подведение обучающихся к определению задач урока, создания эмоционального настроя к теме.

  • Г. Струве. У моей России.

— Что вы представили во время прослушивания этого произведения?

  • Беседа по форме «вопрос- ответ».

  • Чтение рубрики «Вы узнаете» с. 4


  • Работа с картой. Ответы на вопросы.

— Как называется наша Родина?

— Кто является главой нашего государства?
– Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о ее территории, какие реки, моря, озера, горы находятся на территории России?
— Какой город является столицей нашего государства?
— В какой области живете вы? В каком городе?
— Какие русские военачальники, писатели, композиторы, художники вам известны? Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему? Работа с портретами.



  • Проверка и обсуждение результатов работы.


  • Принятие проблемной ситуации, высказывания, ответы на вопросы.








  • Чтение рубрики «Вы узнаете» с.4


  • Работа с картой. Ответы на вопросы.


  • Выдвижение гипотез, их обоснование.

  • Определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя.





  • Умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия.

  • Извлечение информации, представленной в разных формах.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения — каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

  • Работа в группе


  • Словарная работа:

Традиции (от лат. T radere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, самые простые — поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.

Ценность – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, и др. – всё это ценности.

Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.






  • Словарная работа

(работа в группе — найти толкование слов). Взаимооценка.



  • Корректирование своей деятельности.

  • Овладение умением работать в группе.

  • Оформление своих мыслей в устной и письменной форме.

  • Ориентирование в учебном пособии; в словаре.


4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

  • Работа с презентацией «Россия – наша Родина».

  • Составление кластера «Духовный мир». (В группе по 4 человека).


знания

информация

традиции

Духовный мир

отношения между людьми

  • Составление кластера «Духовный мир». (В группе по 4 человека).

  • Корректирование своей деятельности.

  • Овладение умением работать в группе.

  • Оформление своих мыслей в устной и письменной форме.

  • Нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях.

  • Владение и использование разных видов чтения.



5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

  • Проверка и обсуждение выполненной работы.

  • Взаимопроверка групповой работы.

  • Умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения.


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

  • Самостоятельная работа (парная).

Допиши пословицы и поговорки, объясни их смысл.

Человек без Родины, что… .

Кто за Родину горой, тот… .

Народное братство дороже… .

  • Обсуждение выполненной работы.

  • Самостоятельная работа (парная).






  • Обсуждение выполненной работы.

  • Овладение умением работать в паре.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Работа с текстом

Метод « инсерт »

(маркировка текста)

Н (новое узнал на уроке)

+ (знаю)

  • Найдите соответствие между понятием слова и его определением

Родина, культура, религия.

— Это правила, нормы, обычаи, проведение праздников, встречи гостей.


— Это мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок.

— Это место, где человек родился, живёт со своими родителями, друзьями.


  • Метод « кальки »

Дети читают и отмечают значки.



  • Выполнение работы.


  • Умение делать выводы, используя различные виды чтения.

  • Овладение навыком работы по предложенному учителем или самостоятельно составленному плану.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

  • Составить синквейн к слову «Родина» (в паре).

  • Обсуждение и оценка выполненной работы.

  • Составляют синквейн к слову «Родина» (в паре).

  • Взаимооценка работ.

  • Овладение умением работать в паре.

  • Оформление своих мыслей в устной и письменной форме.

  • Осуществление анализа и синтеза.




9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

  • Выбери понравившееся высказывание, объясни свой выбор.

Слава жизни

Есть прорывы злого,

Долгие страницы слепоты.

Но нельзя отречься от родного, Светишь мне, Россия, только ты.

Бальмонт К. Д.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»,

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Есенин С. А.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы! Пушкин А. С.

  • Закончи предложение

— На уроке я узнал, что …

— Мне очень понравилось, что …

— Я хочу знать, что …

— Оказывается, что …

  • Д.з.

Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?


  • Дети выбирают высказывание, аргументируют свою точку зрения.

















  • Дети заканчивают предложения на основе полученных знаний на уроке.



Коммуникативно оправданное высказывание и обоснование своей точки зрения.


  • Эмоционально-личностная оценка.

















Осуществление анализа и синтеза для понимания смысла.


Свежие документы:  Классный час «День Независимости Республики Казахстан»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: