Конспект урока на тему «Русь моя – край берёзовый»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида № 8 «Солнышко»

Барабинского района Новосибирской области





Познавательно-речевое занятие в старшей логопедической группе

«Русь моя – край берёзовый»

подготовила учитель-логопед

Агапова Ольга Владимировна





























г. Барабинск

2013 г.

Цель: познакомить детей с весенне-летним праздником «Троица». Символом этого праздника БЕРЁЗОЙ.

Задачи:

Образовательные:

  • Приобщать детей к истокам русской народной культуры (знакомство с русским обрядовым праздником Троица).

  • Способствовать развитию любознательности.

  • Приобщать к словесному искусству, развивая художественное восприятие и эстетический вкус.

  • Обогащать музыкальные впечатления детей, способствуя развитию основ музыкальной культуры.

  • Углубить представления детей о полезных свойствах берёзы.

Развивающие:

  • Способствовать развитию воображения, памяти, образного мышления, связной выразительной речи.

  • Продолжать развивать музыкальные способности детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство патриотизма к родному краю, Родине.

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

  • Воспитывать любовь к устному народному творчеству (русские народные песни, хороводы, подвижные игры, потешки, загадки, стихи).

Коррекционные:

  • Развивать слуховое восприятие детей.

  • Обогащать словарный запас детей новыми словами (красавица, белоствольная, стройная, кудрявая, чечевички, береста, лучина, хворь, трапеза).

  • Развивать общую моторику в двигательной активности детей.

  • Следить за речью, правильным произношением поставленных звуков.



Предварительная работа:

  1. Знакомство с берёзой. Беседа о том, какую пользу приносит берёза людям.

  2. Экскурсия «В гости к белой берёзе».

  3. Разучивание русских народных хороводов, подвижной игры «Гори, гори, ясно».

  4. Заучивание загадок, потешек, стихов о берёзе.

  5. Консультация для родителей «Какую пользу приносит берёза?»



Оборудование: детские и взрослый русские народные костюмы, венки, макет берёзы, ленточки, бусы, цветы для украшения берёзы, иллюстрации берёзы в разное время года, поделок из берёсты (посуда, обувь, лекарство, лучина и т.д.), магнитофон, аудиозаписи.

Ход занятия:

I.Орг. Момент: (чтение отрывка из стихотворения Всеволода Рождественского «Берёза» под музыку Эдварда Грига «Утро»).

Логопед: Чуть солнце пригрело откосы, и стало в лесу потеплей,

Берёзка зелёные косы развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета, в серёжках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето она на опушке лесной.

Наряд её лёгкий чудесен – нет деревца сердцу милей.

И столько задумчивых песен поётся в народе о ней.

Он делит с ней радость и слёзы, и так уж она хороша,

Что, кажется, в шуме берёзы есть русская наша душа.

Логопед: — Ребята, вам понравилось это стихотворение?

— А о чём оно? А вы хотите отправиться в гости к берёзке, она нас к себе приглашает?

— То место, где живёт берёза – волшебное, давайте представим, что мы птицы и полетим туда. (Аутотренинг).

Аудиозапись «Вселенная»

II. Знакомство с русским праздником – Троица.

— Вот мы и в гостях у берёзки, у главного и любимого дерева на Руси. Берёзка пригласила нас, чтобы вместе с ней встретить праздник, который издавна встречали на Руси.

В далёкую старину, когда заканчивалась посевная работа на полях, наступало время весёлого и красивого русского праздника – зелёных святок, по-другому Троица. Этот праздник был посвящён Богине Весны, победившей злых демонов зимы. В праздник на Троицу в особом почёте была Берёзка. На троицу ветками берёз, цветами украшали дома и храмы, посыпали полы душистой травой, пели песни, водили хороводы, украшали берёзку лентами, бусами, цветами.

— Берёзонька скрипела, к себе гукала, добрых гостей созывала: «Приходите, девушки, ко мне гулять! Меня, белую берёзу, украшать».

(дети читают потешки о берёзке, украшая ленточками)

  1. Вокруг берёзки я хожу, вокруг беленькой хожу.

Уж я красной ленточкой березку наряжу,

  1. А чем же я берёзку одарю.

Одарю берёзку алой ленточкой, да переленточкой,

  1. А я одарю берёзоньку шёлковым платком, да лазоревым венком.

  2. Во лесу, во лесочке росла трава-мурава.

До пояса доросла, берёзку обвила.

Мы веночки сплели, берёзоньку завили.

  1. Завивайся ты, берёзка,

Завивайся ты, кудрявая!

Мы к тебе пришли с подарками

С бусами, веночками и лентами яркими.

— Заведём, ребята, хоровод, чтоб был радостным и весёлым весь год.

(Хоровод под музыку вокруг берёзки)

Звучит запись Track №13

— Сколько о тебе, берёзка, добрых слов сказано, сколько песен сложено.



Логопед: — Рано утром встаёт она солнце встречать

Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.

И, наверно, на свете нет берёзы родней

Ведь берёза – частица России моей!

  1. Белоствольная береза –

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей.

  1. Изумрудная весною,

А зимою – в серебре,

Машет веткой золотою

Всем детишкам в сентябре.

  1. Каждый листик, как сердечко,

Полюбуйся, погляди.

У родимого крылечка

Ты березку посади.

  1. Ты до того, березонька, красива,

И в полдень жаркий, и в часы росы.

Что без тебя немыслима Россия.

И я немыслим без твоей красы!

Логопед: — С березой связаны многие традиции и поверья:

  • Если  вы заблудились, по березе можно легко определить части света, поскольку чистая и белая сторона березы находиться на южной стороне, а с северной – обычно кора с трещинами и с пятнами.

  • Чтобы получить богатый урожай, в поле втыкают березовые ветки.

  • Если больного человека попарить березовым веником, болезнь тут же его отпустит.

  • Если убитую змею повесить на березе, пойдет дождь.

  • Из березы течет много сока – к  дождливому лету.

— Как в народе берёзу называют? (кудрявая, стройная, белая, белоствольная, русская, серебристая, зелёная, печальная, задумчивая, нарядная, весёлая, грустная и т.д. )

— Берёза людей кормит, поит, лечит, обогревает, радует своей красотой.

— Она прекрасна в любое время года: осенью в золотом убранстве, зимой – сверкающая, в ажурном инее, летом – длиннокосая, кудрявая; весной – ослепительно-белая на фоне изумрудной травы. (Показ картинок)

III. Беседа о том, какую пользу приносит берёза людям.

— Берёзку любили не только за её красоту, но и за то, что она приносит пользу своему народу.

— Есть такая загадка: “Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: от тьмы – свет, разбитому – связь. Больному здоровье и людям некопаный колодец”.

— У народной загадки отгадка очень простая. Дерево это, конечно, береза. В старину темными зимними вечерами при свете березовой лучины (это такие берёзовые палочки) женщины занимались рукоделием: пряли, ткали, вышивали, пели протяжные песни, слушали бабушкины сказки. Печь топили звонкими березовыми дровами: и жара и света много.

— Разбитые вещи связывали гибкой и прочной берестой. Из березовых почек и бересты готовили лекарства, а березовыми веничками парились в бане– хворь выгоняли.

— Некопаный колодец – это сладкий и целебный березовый сок.

— Береза – щедрое доброе дерево! Весной звери и птицы с удовольствием пьют березовый сок. Любят сладкие березовые слезы медведь, глухарь, муравьи и бабочки. Многие люди собирают березовый сок. Он очень полезен, богат витаминами. После сокосбора ранку на стволе необходимо замазать, чтобы дерево не болело, не погибло.

IV. ФИЗМИНУТКА (звучит русская народная песня «Я в садочке была»

Давайте отдохнём!

Берёзка в белом сарафане

Весенний водит хоровод (идут по кругу).

Шумит листочками так нежно (руки вверх)

И птиц к себе зовёт. (руки перед собой, манят).

Раскинет ветви молодые (машем руками в стороны)

А вот кудряшки смотрят вниз (руки вниз).

Подставит солнышку листочки (руки вперёд)

Чтоб лучик на ветвях повис! (поглаживаем руки).



— В давние времена на Руси много делали поделок из бересты: туески, стаканы, чаши, солонки, ковши, корзины. Береста очень полезная. Посуда из бересты считалась самой лучшей из всей посуды.

— А что такое берёста? — Берёста – это верхний, защитный слой дерева. Она защищает берёзу от вредных воздействий.

— С глубокой древности пришла береза в крестьянский дом. В берестяные туески собирали ягоды, грибы, даже рыбу солили – берёста жидкость не пропускает. Даже калоши на валенки умудрялись из неё плести. А уж про посуду и говорить не приходилось. На сенокос шли – брали в туески квас, воду. Дома хранили молоко, сметану, творог. Даже для строительства её применяли – под крышу бересту для тепла и от гнили клали.

V. Закрепить представления детей о полезных свойствах берёзы.

(Стук в дверь)

— Ой, что это за стук? Не дятел ли это стучит?

Лесовичок: — Нет, это я – старичок-лесовичок! (идёт к берёзке, любуется):

— Ай, да березка, ай, да красавица! Почему же она сегодня такая красивая?

Дети: Сегодня мы отмечаем русский праздник – святую Троицу.

Лесовичок: Молодцы, ребята! Эх, давно я не видел хороводов на поляне, скучно стало в лесу. Раньше-то бывало, в тихие вечера, да в лунные ночи выходили русалки из-под озёрных коряг и прятались в берёзках. Рано утром водили хороводы, пели песни, качались на берёзовых ветках.

— Что-то давно я не играл. Уважите меня старого, поиграете со мной, ребята.

Игра «Гори, гори ясно» (Звучит «Хороводная»)

Лесовичок: — Молодцы, уважили вы меня, старого, за это я вам угощение приготовил, но только откроется волшебный сундучок только в том случае, если вы отгадаете загадки.

  1. Чем берёза была раньше, до того, как стала деревом? (Семечко-крылатка)

  2. А чем будет в будущем, во что она может превратиться? (Из неё могут сделать посуду, мебель, построить дом, изготовить лекарство, а погибшая берёза, сгниет и будет удобрением для других деревьев.)

  3. В бересте берёзы есть отдушины: чёрные чёрточки. Как они называются? (Чечевички)

  4. Зачем берёзе нужны чечевички? (Через них берёза дышит.)

  5. Что такое лучина и для чего она была нужна людям? (Лучина — это берёзовая палочка, которую поджигали и она, как свеча освещала избу.)

-Лесовичок: — Молодцы, ребята, смогли загадки отгадать! А вот и угощение! До свидания, ребята!

Ведущая: — Сегодня у берёзки был праздник. Она вместе с нами радовалась и веселилась. Но и нам пришла пора прощаться. Давайте ещё раз полюбуемся на берёзку и станцуем с ней на прощание.

(Звучит песня Таисии Повалий «Край берёзовый»)











































  1. Список использованной литературы
    Антонов, Ю.Е., Как научить детей любить Родину/ Ю.Е.Антонов, Л.В.Левитина, О.В.Розова. – М.: АРКТИ, 2003.

  2. Елкина, Н.В., Учим детей наблюдать и рассказывать/ Н.В. Елкина, О.В.Марничева, популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.

  3. Соколова, Л.,  Воспитание ребёнка в русских традициях / Ю.Е.Антонов, Л.В.Левитина, О.В.Розова  – М.: Айрис- Пресс, 2003.




Использованные материалы Интернет-ресурса

https://www.bibliotekar.ru/spravochnik-48/9.htm

https://polzavred.ru/berezovye-pochki-polza-i-poleznye-svojstva-berezovyx-pochek.html

https://mojagisn.ru/2013/04/04/polza-berezy/о

https://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E5%F0%B8%E7%E0е



Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Куда текут реки?"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: