ТЕМА: ВЕСНА- ПРИРОДА ПРОБУЖДАЕТСЯ
Цель: формирование детей о характерных признаках весны; увидеть связь весенних изменений в неживой и живой природе.
Задачи урока:
1. Дать представление об изменениях в жизни растений и животных весной
2. Показать связь этих изменений с неживой природой
3. Учиться обобщать собственный жизненный опыт, и привлекая полученные знания. строить логические выводы и обобщения
4. Развивать критическое мышление через диалоговое обучение
5. Развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и самооценку деятельности
6. Формировать умение обобщать и делать выводы
7. Воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование:
1. Картинки птиц (оседлые и перелетные)
2. Картинки с весенней природой
3.ИКТ
4. Презентация к уроку
5. Карточки с заданиями
6. Результаты опыта с ветками деревьев
7. Кластер
8. Музыкальная весенняя композиция
Ход урока.
I. Психологический настрой.
Приветствие «Здравствуй друг, хорошо, что ты пришел»
— Ребята, улыбнитесь друг другу. Мысленно пожелайте друг другу успехов в проведении урока.
Сегодня на уроке мы отправимся в гости к природе, откроем ее тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в группах.
II. Повторение.
— Что такое природа?
— Какая бывает природа?
— Что относится к живой природе? (1-й слайд)
— По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе?
— А что относится к неживой природе? (2 слайд)
III. Наблюдение. Введение в тему урока.
— Скажите, а какое сейчас время года? Давайте посмотрим в окно и дадим характеристику сегодняшнего дня.
— А сейчас послушайте загадку.
Весело звенит капель,
На дворе уже апрель,
И грачи к нам прилетают,
Гнезда на ветвях свивают.
— Кто назовет весенние месяцы.
(3 слайд) МАРТ- первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. Небо голубеет. С крыш капает. Потихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна.
(4 слайд) АПРЕЛЬ- месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен. Кругом появляются лужи, первая молодая травка.
(5 слайд) МАЙ- месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Все в нем такое молодое, легкое.
— О чем мы будем говорить весь урок? Кто назовет тему урока? (6 слайд)
— А кто назовет цель урока.
(7 слайд) — Рассмотрите иллюстрацию знаменитого русского художника Саврасова, который рисовал картины родной природы.
— Какое время года здесь изображено?
— Назовите объекты неживой природы.
— А теперь назовите объекты живой природы.
— Знаете ли вы, что это за птицы?
Грачи являются первыми вестниками весны, они открывают весну. Картина так и называется «Грачи прилетели»
— Сегодня на уроке мы будем искать взаимосвязь между живой и неживой природой весной.
IV. Работа в группах.
(8 слайд) — Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.
(9 слайд) — Прочитайте признаки, которые относятся к весне (проверка)
(10 слайд) — Давайте попробуем выделить главные признаки весны.
— А как потепление связано с осадками?
— Как потепление связано с состоянием снега?
V. Физминутка.
VI. Проведение опыта.
— А влияют ли как — нибудь изменения в неживой природе на живую природу? Давайте попробуем раскрыть секреты волшебницы весны. Неделю назад мы сорвали веточку дерева и занесли в теплое помещение. Что же произошло с веточками? (листья распустились). А что произошло с веточками дерева, которые только что занесли с улицы? (веточки не проснулись от зимнего сна)
— В чем же состоит главная причина оживления в жизни растений? (ученики сами делают вывод)
VII. Познание о живой природе.
— Какие вы знаете раннецветущие растения? Почему их так называют?
(11 слайд) мать -и -мачеха — из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний
Подснежники— бывают синие и белые. Занесены в Красную книгу, так как находятся на грани вымирания.
Медуница — лекарственное растение.
(12 слайд) — Вспомните, какие птицы зимуют вместе с нами? Как называют этих птиц?
— Какую пользу приносят птицы?
— ДЯТЕЛ живет в лесах. С помощью своего клюва- долота добывает и поедает вредителей в огромном количестве. За зимний период он уничтожает до 150 короедов.
ВОРОБЕЙ поедает вредителей сада- долгоносиков. Особенно в период , когда вскармливает своих птенцов.
СИНИЦЫ в марте улетают в лес и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы.
(13 слайд) — Вспомните, почему осенью многие птицы улетают в теплые края?
-Какое главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись?
— Какие птицы прилетают весной? Как называют этих птиц?
— Кто раньше всех весной прилетает из птиц?
ГРАЧ уничтожает в течении дня до 8 тысяч вредных червей и гусениц.
— А кто прилетает сразу после грача?
СКВОРЕЦ за месяц поедает до 10 тысяч полевых слизней и других опасных врагов полей.
— Следующими прилетают жаворонки. Песня жаворонка приносит людям много радости. Недаром в народе установили обычай печь булочки в виде жаворонка.
— В разгар весны прилетают дрозды,
(14 слайд) зяблики, горихвостки. Одними из последних прилетают ласточки и СТРИЖИ.
Одна семья ласточки уничтожает до 1 мил. насекомых.
(15 слайд) — Какие гнезда построили сами птицы, а где им помогли люди?
— Как надо поступить, если обнаружишь птичье гнездо? (дети делают вывод)
— Яйца- это птичий клад. В каждом яйце скрыта жизнь- будущая птица. Птичий клад не надо трогать, иначе он может погибнуть и не принести людям радость. Да и птицы, почуяв человеческий запах, бросают свои гнезда. А еще весной надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц.
(16 слайд) — А повлияла ли весна на жизнь животных? (пробуждаются после спячки, меняют шубку, появляются детеныши, птицы выводят птенцов)
VIII. Работа в группах.
— Все события весной наступают в определенном порядке. Возьмите краски и кисточки, и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде.
Работа с кластером. (Звучит мелодия весны) 1-я группа- изображают начало весны, 2-я группа- конец весны.
Спикер защищает свою работу.
IX. Рефлексия.
— Что нового узнали на уроке? Что было для вас самым интересным?
— Возьмите смайлики и оцените свою работу на уроке. (взаимооценка детей)
(17 слайд) — Закончить урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина «Все прекрасное на земле — от солнца, и все хорошее от человека»
— Как вы понимаете эти слова?
Дома: наблюдать за весенними изменениями в природе.
Анализ урока
Внешним результатом учебной деятельности на данном уроке является приобретение нового знания и его применение при решении учебной задачи (показать пробуждение природы, наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определить последовательность событий в природе)
На уроке применяла формы и методы — это технология проблемно- диалогического обучения; критическое мышление через диалоговое обучение (тонкие и толстые вопросы); частично- поисковый метод, исследовательский и коммуникативный подход; оценочно- рефлексивный метод.
Красной нитью на уроке проходит воспитательная задача- бережное отношение к природе.
На этапе актуализации знаний и постановки учебной задачи предлагаются задания на повторение изученного материала.
На уроке используется технология проблемно- диалогического обучения, которая предполагает создание проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность учащихся по ее разрешению. В результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и развитие мыслительных способностей.
Этапы изучения нового материала построены на основе создания проблемных ситуаций, которые стимулировали самостоятельность мышления и творческую активность учащихся. Работа в группах позволила организовать самостоятельное получение новых знаний.
На уроке использовала ИКТ. Презентация к уроку помогла детям расширить кругозор, услышанное увидеть. Считаю, что ИКТ Вызвало у детей большой интерес. В моей речи отсутствует в ходе работы категоричная интонация: ты не прав! Это не так! На уроке дети прислушиваются друг к другу, дополняют друг друга, размышляют и находят правильные ответы. Прослеживается межпредметная связь ИЗО и музыки.
В соответствии со здоровьесберегающими технологиями была проведена физминутка.
На этапе подведения итогов урока была проведена рефлексия. Ученики участвуют в оценочно- рефлексивной деятельности. Каждый ученик задумывается о том, что у него получилось, а над чем нужно еще поработать.
Применила на уроке новые методы технологии. Учащиеся усвоили материал и смогут использовать знания в жизненных ситуациях.
Цель и задачи реализованы в полном объеме. Показателем эффективности усвоения новых знаний по моему мнению явились активная познавательная деятельность учащихся в течении всего урока.