Республика Казахстан,
Актюбинская область, Мугалжарский район,
г. Эмба, cредняя школа №2.
Конспект урока на тему
«Времена года»
Подготовила: учитель казахского языка и литературы
Э. М. Курантаева.
2011-2012 учебный год.
Цель урока: расширить представления учащихся о временах года.
Задачи:
дать понятия о природе в разное время года
развить эмоционально-чувственное восприятие природы;
воспитывать бережное отношение к природе.
Наглядность:шары,буквы,рисунки учащихся,презентация
Ход урока:
Приро́да — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).
Загадка о зиме (слайд №3)
Картины зимы (слайд№4)
Учитель: Ни одна пора года не может сравниться по красоте и великолепию с белоснежной нарядной зимой. У зимы нет другой кисти, кроме белой. Зима не просто заметает осеннюю слякоть или безобразные следы прорвавшейся оттепели. Нет, она, мастерски используя игру светотеней, всюду создает живописные уголки зимнего пейзажа, всему придаёт необычный, художественный облик.
Зимние ребусы ( cлайд№5,6)
Физминутка для глаз (слайд№7)
1-й ученик.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри! —
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Загадка о весне. ( слайд №8)
Картины весны(Слайд № 9,10.)
Учитель: Ясное солнышко позвало в гости раннюю весну. Поплыли в небесной возвышенности белоснежные облака. Зазеленевшая молоденькая травка. Свежий ветерок затронул голые деревья.
Все вокруг изменилось. Прилетели певчие птицы из теплых стран. Проснулись милые звереныши из зимней спячки. Деревья проснулись от зимнего сна.
2-й ученик.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Кроссворд ,,Весна’’.(слайд№11)
По горизонтали:1. Глядит из-под снега зеленый росток. Он — первый весенний цветок.6. Совершает перелет, да орешки всё грызет (вид белок). 8. Душистый майский лесной цветок с веточкой белых колокольчиков.9. Слезы тающих сосулек. 10. Гибкое дерево на берегу, которое прозвали плачущим. 11. Ждет, когда весна ему эстафету передаст. 12. Весна «командует» старт, когда наступает … 17. Растаявший снег. 18. В марте он кричит на крышах свои мяукающие песни.19. Пашут и засевают по весне. 20. Когда снег растает и потеплеет, то можно выехать на природу, шашлыки пожарить. А как такой выезд назвать?21. К реке ходила крошка-мышь послушать, как шумит …
По вертикали: 2. Время плача сосулек. 3. Начинается с рождения. 4. Весной ее и шайбу убирают на хранение до следующей зимы.5. «Лужа», которую оставляет на бумаге чернильная ручка. 7. Собрание фотографий под одной обложкой. Например, все фотографии на тему «Пришла весна». 10. Место, где начинается река, ручей. 13. … серебристая — этот куст называют по-другому мимозой.14. «…-цветочки у меня в садочке». 15. Это природное явление любил в начале мая русский поэт Федор Тютчев.
16. Главное украшение стола, по мнению папы дяди Федора из Простоквашина.
Физминутка для глаз (слайд№16)
Загадка о лете (слайд№17)
Картины лета(cлайд № 18,19.)
Физминутка для глаз ( слайд№20)
Учитель: Пришло долгожданное лето. Солнце светит ярко, стоит жаркая погода.
По чистому голубому небу плывут белоснежные облака. Летние дожди – сильные и короткие, с грозами приносят прохладу. После дождя на небе часто появляется разноцветная радуга. В садах, на лугах и в лесах цветут цветы. В садах поспела смородина, малина и вишня. Дети летом много гуляют, купаются в речках и загорают. Можно ходить на рыбалку, в походы и на экскурсии. Хорошо летом!
3-й ученик.
Вот и лето подоспело –
Земляника покраснела:
Повернется к солнцу боком –
Вся нальется алым соком.
В поле – красная гвоздика,
Красный клевер. Погляди-ка:
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом.
Видно, люди не напрасно
Называют лето красным.
Загадка об осени (cлайд№21.)
Картины осени(cлайд№22-24.)
Учитель: Осень — желтые листья, шуршащие под ногами. Осеннее солнце — оно не такое как всегда, оно яркое, но его лучи пробиваются сквозь невидимую завесу, окружающую небосвод. Осеннее небо — оно неописуемо, серо-лиловое, облака теряют свою воздушность, они наливаются свинцом, а осенние закаты — кроваво-красные, совсем не смертельные, но очень красивые… У Осени своя палитра красок, своя судьба, своя особенная атмосфера, понять которую способен не каждый.
4-й ученик.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Итоги урока:
Что вам особенно понравилось на уроке?
Ваше любимое время года.
Особенности каждого сезона.
Использованные источники:
http://childline.ru
https://www.prozagadki.ru