«Жизнь луга. Луг — природное сообщество».
Цель: Сформировать представление о луге — природном сообществе как
совокупности совместно обитающих и находящихся и находящихся в тесной
взаимосвязи организмов, и на основе этого развить представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении.
Воспитывать экологическую культуру, помочь детям задуматься о ранимости
природы, необходимости её охранять.
Оборудование : энциклопедия природы, пособие по экологии «Окно в мир»,
иллюстрации животного и растительного мира луга, динамические схемы рисунки
из книги В. Танасийчука «Энтомология в картинках», знаки поведения в природе, таблицы.
I Организационный момент .
Учитель — Кто будет разговаривать? Учащиеся. — Мы будем разговаривать. Учитель. — Кто будет выговаривать? Учащиеся. — Мы будем выговаривать. Учитель. — Всё правильно и внятно? Учащиеся. — Всё правильно и внятно. Учитель. — Чтоб было всем понятно? Учащиеся. — Чтоб было всем понятно.
Учитель. — Приятно слушать человека, когда он говорит правильно и внятно. А кого интересно слушать?
Учащиеся. — Интересно слушать человека, который много знает. Учитель. -Давайте проверим, хорошо ли мы знаем природное сообщество лес, насколько интересно можем о нём рассказать.
II. Проверка домашнего задания. У доски 4 ученика :
записать ярусы леса, привести примеры
растений;
записать животных леса в таблицу.
Насекомые | Пресмыкающиеся | Земноводные | Звери | |
| | | | |
3) записать животных, обитающих в лесной подстилке;
4) на динамических схемах образовать цепи питания живых организмов леса.
Закончив своё задание , выполнить взаимопроверку 1 и 2 , 3 и 4 Остальным учащимся предлагается фенологический рассказ .
Учитель. Приготовьте индивидуальные таблицы, фишки. Зафиксируйте количество ошибок, допущенных в тексте.
Звучит аудиозапись. Нильс был очень голоден. Пока гуси и утки отдыхали, качаясь на волнах, он отправился в лес, в надежде найти для себя подходящую пищу, ведь пища птиц ему не подходила. Хорош был лес весеннюю пору! Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Нильс проходил мимо деревьев дуба, липы лещины,
шиповника. Вот берёза радует глаз белой корой и зеленной хвоей. Слышно в лесу кукование кукушки . Нильс полакомился ягодкой земляники , нашел спелую малину. На высоком дереве белка охотилась за куницей. Вдруг над Нильсом пролетел ястреб и схватил крупного рябчика. Издалека был слышен стук. Это снегирь искал в коре личинок. Под берёзой рос подосиновик. Пробежала мышь она несла в зубах кузнечика. Нильс увидел бельчонка, который выпал из гнезда и вернул его белке. Она накормила Нильса кедровыми орехами.
Учитель. — Кто помог нам совершить путешествие в лес?
Учащиеся. — Нильс — герой сказки «Путешествие Нильса с дикими гусями». Сельмы Лагерлеф.
Учитель. — Подсчитайте общее количество ошибок. Какие ошибки вы нашли?
Возьмите сигнальные карточки (зеленый, красный), оцените работу учащихся у доски.
В это время 4 человека выполняют задание «шифровальщик», на магнитной доске зашифрована пословица «Раскроешь тайну, обретёшь сокровище».
Учитель. — Наши шифровальщики справились с заданием, как вы понимаете смысл этой пословицы? Немало тайн леса нами раскрыто, мы обрели сокровища — новые знания.
А сейчас я предлагаю вам отправиться в другой уголок природы — луг , где мы сможем , раскрывая новые тайны , пополнить свои знания
/ Звучит запись аудио носителя «музыка — луга»
Ш.РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
Учитель. — Посмотрите на панораму луга. Давайте поставим цели.
Учащиеся. — 1) Узнать, какие растения и животные приспособились к жизни на лугу;
2) доказать, что луг является природным сообществом;
3) выяснить характер и последствия вмешательства человека в природное равновесие
Работаем по плану.
1 .Экологические зарисовки.
Учитель. Какие животные и растения обитают на лугу? В чем их особенности?
-Вспомните растения, увиденные нами во время экскурсии.
Назовите их, покажите на панораме луга, найдите их в гербарии.
На какие группы мы можем их разделить?
Учащиеся. — Растения можно разделить на 3группы:
1)ярко цветущие: тысячелистник, нивяник, колокольчики, клевер, мышиный горошек;
неяркие (злаковые) травы: мятлик, тимофеевка, лисохвост;
ядовитые : лютик едкий, болиголов., чемерица, вех ядовитый. Учитель. — Как приспособились они к жизни на лугу?
Учащиеся. — На лугу растут только травянистые растения. Многие из них имеют два или несколько стеблей, узкие листья, помогающие экономно расходовать влагу. Корни разветвлённые. Яркие цветы привлекают насекомых.
Учитель. — Ознакомимся с животным миром.
Какими особенностями должны обладать животные луга?
Объясните почему?
Учитель — Определим, какие животные живут на лугу.
Учащиеся — Насекомые: цветочные мухи, кобылки, цикады, пчёлы , шмели,
бабочки и гусеницы, кузнечики.
Учитель —Рассмотрим рисунок из книги «Энтомология в картинках.
Часто воздух над лугом звенит, как будто сотни маленьких кузнецов стучат своими молоточками. Внимательно присмотритесь, кто это там высоко прыгнул и исчез в траве? Да это кузнечик. Почему мы его не сразу заметили?
Ученики — Тело вытянуто, окраска зелёная или бурая, под цвет травы
Учитель — Легко ли его поймать?
Учащиеся — Нет, задние ноги, длинные, с их помощью они могут высоко
прыгать, поэтому мы их теряем быстро из вида.
Учитель — А теперь посмотрим, чем он питается. Грызнёт травинку с помощью твердых пластинок — челюстей. Действительно, кузнечики могут питаться растениями, но чаще они нападают на других насекомых, т.к. являются хищниками. Такие приспособления, как прыгательные ноги, маскирующая окраска спасают кузнечиков от врагов и помогают охотиться.
А вот на цветок сел шмель. Шмели — одни из первых насекомых, очень важны для расцветающих растений. Какие бабочки похожи на шмеля?
Учащиеся — Это бабочки — шмелевидки.
Учитель, — Какие насекомые похожи на ос и пчел? Для чего им нужна такая схожесть?
Учащиеся — Цветочные мухи.
Учитель, — Какие из насекомых стали редкими и занесены в Красную книгу?
Учащиеся — Бабочка махаон, многие виды шмелей.
Учитель — На странице 132 прочитайте о птицах луга. О каких птицах мы
говорили на экскурсии. Прослушайте запись голосов. Каких птиц вы услышали?( Викторина из электронной версии энциклопедии «Кирилл и Мефодий»)
Учащиеся — коростель, перепел, сова, жаворонок, соловей.
Учитель — последним был голос не соловья, а серой жабы, которая в брачный
период издает звуки, подобные трели соловья.
Почему ящерицы и жабы тоже жители луга?
Как приспособились к жизни на лугу мыши и полевки?
Учащиеся. Эти крошки весом в несколько граммов питаются растительной пищей. Чаще эти животные прячутся в норах, имеют серую окраску. Хвостик у мышей длинный, а у полевок короткий. Под открытым небом их всюду подстерегают враги : ласки, хорьки, вороны, сороки, совы.
Самостоятельная работа
Учитель: _ Заполните таблицу: растения и животные луга
Растения | Насекомые | пресмыкаю- щиеся | Птицы | Земноводные | Звери |
Мышиный горошек, тысячелистник, нивяник, колокольчик, клевер. | Бабочки, шмели, цветочные мухи, Кобылки, кузнечики. |
Ящерицы, змеи | Трясогузка, корос- тель, перепел, жаворонок. | Жабы, лягушки. | Кроты, мыши, полевки |
Мятлик, тимофеевка, | жук-могильщик | | | | |
Лютик едкий, болиголов, чемерица, вех ядовитый. | | | | | |
Вывод: Животный мир луга разнообразен, представлен многими группами животных, особенно много насекомых и птиц. Животные хорошо приспособились к жизни на открытом пространстве с травянистой растительностью: мелкие, большинство имеет маскирующую окраску, птицы устраивают гнезда на земле, млекопитающие — норы в земле.
2. Экологическое моделирование.
1) построение цепей питания. ( Приложение № 4 «Фотографии»)
2) работа по таблице.
Типы взаимоотношений в природном сообществе.
1)Поедание растений животными.
2)Поедание животными животных
3использование в пищу отмерших растений и животных.
4)Опыление растений насекомыми.
5распространение семян растений животными.
3. Экологическое прогнозирование.
Каждый день по телевизору, радио передают прогноз погоды. Прогноз погоды — это научное обоснование, предположение о будущем состоянии погоды. На основе проведенных исследований мы тоже можем составить некоторые прогнозы, только экологические, позволяющие предвидеть результаты нарушения, существующих в природе взаимосвязей.
Работа в группах Класс разделен на 4 группы. Каждая группа получает задание.
1)Что произойдет на лугу, если погибнут насекомые. 2)Почему нельзя поджигать весной на лугу прошлогоднюю траву. 3)Что может случиться, если уничтожить всех жуков могильщиков и жуков-навозников.
4)Почему нужно регулировать выпас животных и покосы.
IV.Итог урока.
Что такое луг? Почему мы называем луг природным сообществом?
V. Домашнее задание. Страница 134, ответить на вопросы. Построить 2 цепи питания для животных организмов луга. Нарисовать природоохранные знаки.