Тема: Деревья, кустарники, травы.
Цель: 1.Научить различать и классифицировать по внешним признакам в природном окружении и окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения.
Оборудование: Изображение мимики, слово САД на карточках разного цвета (согласные — синие, гласная-красная), таблица «Растения», схематическое изображение дерева, кустарника, травянистого растения, разрезанные на части схемы дерева, кустарника, травянистого растения, клей, чистый лист бумаги (для работы в парах).
Ход урока
1. Организационный момент
-Ребята, покажите в каком настроении вы пришли сегодня в школу?
-Теперь мимикой покажите, как пройдет сегодня наш учебный день… (улыбаются).
2. Актуализация опорных знаний, постановка целей и задач
-Сегодня мы отправимся на прогулку, но чтобы узнать куда. Поиграем в игру «Поле чудес». Я задаю вопрос, вы отвечаете. Каждая первая буква слова-отгадки спрятана. Отгадав и открыв это слово, вы узнаете, куда мы отправимся на прогулку.
-В каком месяце вы пошли в первый класс и вас стали называть первоклассниками? (Сентябрь) БУКВА С —на синей карточке (твердый согласный)
-По какому учебнику мы обучаемся грамоте? ( Азбука) БУКВА А –на красной карточке (гласный)
-Какое качество вы считаете одним из главных и важных в вашей школьной жизни? (Дружба) БУКВА Д-на синей карточке (твердый согласный)
САД
—Прочитайте, куда мы отправимся на прогулку?
-Мы узнаем, какие растения растут в садах, а именно в нашем школьном саду, в ваших садах, т. к. мы с вами живем в поселке, и у каждого есть свой сад. Находить отличия между ними. Научимся изображать растения с помощью схемы, называть и показывать части растений. Вспомним, правила поведения на природе.
3. Изучение нового материала
(2 ученика читают заранее выученное стихотворение):
Здравствуй сад! Осенний сад!
Как красив ты и богат!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто внутри тебя таится?
Что за зверь,
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои!
-Чтобы узнать, какие растения растут в садах, отгадайте загадки:
Клейкие почки, зеленые листочки, Что же это за девица:
С белой корой стоит над горой. Не швея, не мастерица,
(Береза) Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель, сосна)
Будто белый шар бела, На сучках висят шары,
По весне она цвела, Покраснели от жары.
Нежный запах источала, (Яблоки)
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды красна.
(Вишня, черешня)
(Учитель показывает в таблице эти растения)
-Как одним словом можно назвать березу, ель, сосну, вишню, черешню, яблоню? (деревья)
-В нашем школьном саду растут (показывает) береза, клен, тополь, вяз, абрикосовое дерево.
Физминутка (Руки подняли и покачали…)
-Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, Черных ягод пышный куст
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. Хороши они на вкус.
(Малина) (Смородина)
Стоит высоко, висит далеко,
Кругом гладко, в середине сладко.
(Орех, орешник)
-Прочитайте, как называюся эти растения? (кустарники).
-В нашем школьном саду из кустарников растет смородина, сирень.
Стоят в поле сестрички: Это зелье ты не тронь,
Желтый глазок, белые реснички. Жжется больно, как огонь.
(Ромашка) (Крапива)
Держит девочка в руке В траве густой, зеленой он выглядит нарядно
Облачко на стебельке. Головка голубая и длинный стебелек
Стоит дунуть на него- Но кто ж его не знает, ведь это…
И не будет ничего. (Василек)
(Одуванчик)
-Прочитайте, как называются эти растения? (травянистые растения).
-В нашем школьном саду можно увидеть и ромашку, и одуванчик, и крапиву.
-А какие деревья, кустарники и травы растут у вас ваших садах?
-Внимательно рассмотрите эти растения и скажите, чем они отличаются друг от друга?
(Дети выходят к доске, объясняют и показывают части растений).
Вывод: — У деревьев один ствол, у кустарников несколько стволиков, покрытых одревесневшей корой, у кустарников не ствол, а стебель. Он сочный и тонкий.
-Как можно схематически изобразить эти растения?
(Обучающиеся рисуют на доске схемы, затем учитель вывешивает на доску схематическое изображение и сравнивают).
Физминутка-хоровод «Мы на луг ходили…»
—О каких растениях упоминается в этой хороводной? (мята, ромашка)
4. Работа с учебником С.26, №2.
5. Закрепление изученного
—Что нового узнали? Чему научились?
-Что удалось на уроке?
-Как оцениваете свою работу? (Самооценка с магнитиками)
7. Итог урока
(Отмечается работа на уроке)