Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №40 «Веселинка»
г. Губкина Белгородской области
Конспект урока окружающего мира для 1 класса
«Домашние животные»
подготовила
учитель-логопед
Малышева Светлана Александровна
г.Губкин
2013
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование притяжательных прилагательных).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, тонкой моторики, координации речи с движением, вкусовой и тактильной чувствительности.
Воспитательные цели. Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.
Оборудование. Мольберт, коврограф, альбом «Живая природа. В мире животных. Выпуск 1», альбом «Мир природы. Животные», сд-проигрыватель, сд с записью животных пузырьковая колонна, надувные игрушки — домашние животные, плоскостные изображения домашних животных, контейнеры с карандашами, альбомные листы с изображение лошади по числу детей, большой кусок ткани зелёного цвета .
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционального положительного фона. Развитие слухового внимания и восприятия.]
Логопед приглашает детей в группу, в которой расставлены и развешены надувные игрушки —домашние животные включена пузырьковая колонна. Слышны звуки домашних животных.
Логопед. Мы с вами оказались на лужайке. Садитесь прямо на травку. Сегодня мы будем говорить о домашних животных, чтобы узнать много нового о жизни животных.
Дети и логопед садятся на ковер.
Логопед. Что мы слышим, сидя на травке?
Дети. Шум листвы, голоса животных.
Логопед выключает проигрыватель.
Логопед. Верно. А теперь вставайте. Давайте подойдем поближе к животным, чтобы разглядеть их.
Дети и логопед движутся по ковру.
2. Упражнение «На лужке». [Развитие общих речевых навыков.]
Логопед предлагает детям вновь сесть на ковер, ставит на мольберт альбом «Живая природа. В мире животных. Выпуск 1».
Логопед. Вот мы и оказались рядом с животными. А сейчас послушайте стихи о домашних животных, которые окружают нас.
Корова Бурёнка
В пятнистой рубашке,
Гуляла по травке
И ела ромашки.
Жевала и думала:
— Это легко,
Пастись целый день
И давать молоко.
Вот если б не слепни
И не было мух,
Не бил бы кнутищем
Сердитый пастух…
Но вспомнив про дом,
Облегчённо вздохнула:
— Мне хлебушка с солью
Даст бабушка Шура.
С. Лопатина
Жеребенок, что ты грустный,
Почему глаза покорны:
Не досталось травки вкусной –
Все табун сжевал проворный?
Ножки звонки, ушки тонки,
Хвост коротенький дрожит –
Очень трудно жеребенку,
Если мама убежит.
Ю. Первухина
По лужайке с травкою
Я хожу и чавкаю.
У забора с дыркою
Я стою и фыркаю.
У реки с осокою
Я лежу и чмокаю.
Хвостик закорюкою,
Радуюсь и хрюкаю!
В. Масалова
3. Упражнение «Узнай по контуру». [Развитие тактильного восприятия.]
Этот этап занятия может провести педагог-психолог. Он приглашает детей к большому куску ткани, лежащему на ковре. Под тканью спрятаны плоскостные изображения домашних животных. Педагог предлагает детям сесть вокруг куска ткани.
Педагог. А сейчас новая интересная игра. Положите руки «На травку», которую изображает эта ткань, найдите карточки с изображениями домашних животных и, ощупывая их, попробуйте узнать, кто на них изображен.
Дети просовывают руки под ткань, находят карточки, ощупывают их, называют животных. Педагог предлагает детям достать карточки из-под ткани и проверить правильность выполнения задания. Затем он убирает ткань и карточки.
4. Развитие общей моторики.
Конь
Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот.
На ветру качает гривой:
Пышной, сказочной, красивой.
Быстро на коня вскочу
И поеду, поскачу.
Там за дальней за рекой
Помашу тебе рукой.
(Постукивая одной ногой об пол, покачивая головой, прыжки, подскоки, помахать рукой)
5. Упражнение «Подбери схему». [Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза.1
Логопед пригашает детей к контейнерам с овсом, стоящим на столе. Рядом на мольберт педагог вновь ставит альбом «Живая природа».
Логопед. Опустите руки в контейнеры, достаньте то, что спрятано в корме для животных.
Дети опускают руки в контейнеры и достают схемы.
Л о г о п е д. Те дети, у которых звуковые схемы слов, должны подойти к картине, показать и назвать животных, к названиям которых подходят эти звуковые схемы.
1-й р е б е н о к. Моя схема подходит к слову лошадь.
Логопед. Верно.
2-йребенок. Моя схема подходит к слову корова.
Логопед. Правильно.
3-й ребенок. А моя схема подходит к слову поросёнок.
Логопед. Отлично. Вы просто молодцы! Теперь к картине подойдут те дети, которые достали слоговые схемы, и расскажут, к каким словам они подходят.
4-й ребенок. Моя схема подходит к словам лошадь, овца.
Логопед. Очень хорошо.
5-й ребенок. Моя схема подходит к словам корова, теленок.
Логопед. Чудесно!
6-й ребенок. А моя схема подходит к словам пёс, кот.
Логопед. Я горжусь вами! Это было самое трудное задание сегодня.
Логопед убирает альбом и схемы.
6. Упражнение «Заштрихуй лошадь». [Развитие тонкой моторики.]
Логопед приглашает детей за столы, раздает альбомные листы, на которых нарисовано контурное изображение лошади
Логопед. А сейчас послушайте стихотворение о лошади?
Цок-цок-цок – подковок стук!
Ветер раздувает гриву –
То бежит мой верный друг,
Головой трясёт игриво!
Верный друг мой — рыжий конь,
Что живёт в селе у деда.
Мы зовём его Огонь.
Как он ждал, что я приеду!
Ну, и я скучал… С конём
Вдоль села теперь несёмся!
Мы спешим на водоём –
С другом вместе искупнёмся.
В.Берестов
Логопед. Выполните штриховку изображения лошади так, как показано стрелками.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.
7. Игра «Кто живет у бабушки» Развитие зрительного внимания и восприятия, профилактика нарушений письменной речи.]
Логопед приглашает детей к коврографу, помещает на него игровое поле, раскладывает на столе перед детьми плоскостные изображения домашних животных.
Логопед. Возьмите по одному изображению животного и найдите ему место на игровом поле.
Дети выполняют задание. Логопед убирает игру.
8. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Педагоги предлагают детям перечислить все задания, которые они выполняли, и оценить работу друг друга.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Баряева, Л. Б. Логопедическая работа по развитию связной речи дошкольников с задержкой психического развития (на модели обучения рассказыванию по картине) [Текст] / Л. Б. Баряева, И. Н. Лебедева // Логопедия. — 2005.
2. Борякова, Н. Ю. Исследование лексико-грамматического компонента языка у дошкольников с ЗПР [Текст] / Н. Ю. Борякова, Т. А. Матросова// Логопедия. — 2005.
3. univer5.ru›pedagogika/spetsialnaya-pedagogika.-…
7