Конспект урока окружающего мира для 1 класса «Лес и луг»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №19 им. Героя России Алексея Кириллина города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области


Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные

программы дошкольного образования









Конспект урока окружающего мира для 1 класса

«Лес и луг»





подготовила

заместитель заведующего

структурного подразделения

Дрямова Светлана Васильевна










г. Сызрань

2013г.

Цель: Формирование у дошкольников представлений об особенностях растительного мира природных экосистем леса и луга.

Задачи:

Образовательные задачи:

-Уточнить представления детей о растениях экосистем леса и луга (познание).

— Закрепить умение узнавать растения по листьям, плодам и называть их (познание).

— Познакомить с назначением Красной книги (познание)

— Активизировать словарь (Красная книга, исчезающие растения, хвойные деревья, берёзовая, дубовая роща) (коммуникация)

Развивающие задачи:

— Развивать мыслительную активность, сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу (социализация)

— Развивать умение отгадывать загадки (чтение художественной литературы)

Воспитательные задачи:

— Воспитывать умение слушать друг друга (социализация).

— Расширять представления о способах правильного взаимодействия с объектами природы (безопасность).

Воспитывать интерес, прививать чуткость к поэтическому слову

(чтение художественной литературы)

Материал – электронная презентация, Снеговик – игрушка, аудиомагнитофон, аудиозаписи, картинки с изображением разных видов транспорта (вертолет, автобус, ковёр-самолёт, автомобиль, лодка, самокат, ракета), картинки последовательности роста и развития одуванчика, конверты с карточками (части цветка).


Предварительная работа: рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий о природе, беседы природоведческой тематики, дидактические игры «К названному дереву беги», «С какого дерева лист», наблюдения за растениями на участке, экскурсии в природу, чтение стихов, загадок.























Ход мероприятия:

Дети входят в музыкальный зал (одна половина оформлена как зимний лес, другая как летняя поляна). На полу разложены следы. Воспитатель читает записку на двери «По следочкам вы идите, и меня в лесу найдите».

Дети идут по следам по залу, подходят к снежной избушке, из которой выходит снеговик.

Снеговик: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Дети: Да, Снеговик

Снеговик: Вас давно я поджидаю

Вам загадки загадаю


Хлопья белые летят,

Тихо падают, кружат.

Стало всё кругом бело.

Чем дорожки замело? (Снег.)


Странная звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла — и пропала. (Снежинка)

/Л. Сандлер/


Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка… (Снегурочка)

/А.Шибаев/


Я тепла не потерплю:

Закручу метели,

Все поляны побелю,

Разукрашу ели,

Замету снежком дома,

Потому что я … (Зима.)


Снеговик: Молодцы, все мои загадки отгадали.

Воспитатель: Снеговик, мы про тебя стихотворение знаем.

Дети читают стихотворение и выполняют движения по тексту.


Давай, дружок, смелей, дружок

Кати по снегу свой снежок

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.



Но солнце припечёт слегка –

Увы! – и нет снеговика.

В.Егоров

Идут по кругу, изображая, что катят перед собой снежный ком.

«Рисуют» обеими руками большой круг.

«Рисуют» снеговика из трёх комков.

Широко улыбаются.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держа воображаемую метлу.

Медленно приседают.

Разводят руками, пожимают плечами.

Свежие документы:  Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Пресмыкающиеся»


Снеговик: Не хочу, чтобы солнце припекало, я зиму люблю.

Воспитатель: Дети, а вам какое время года нравится? Поднимите руки кому зима нравится. Кому весна? Кому осень нравится? Ну а лето кто больше всего любит? (воспитатель считает количество детей, поднявших руки)

Воспитатель: Вот видишь, Снеговик, нам с ребятами, больше всего лето нравится.

Снеговик: Я его никогда не видел. Что это такое?

Воспитатель: Ребята, расскажите, что бывает летом. (Летом ярко светит солнце, тепло, всегда хорошая погода, цветут цветы, поспевают ягоды, овощи, много насекомых, можно купаться в речке и загорать)

Воспитатель: Хочешь, Снеговик, мы отправимся с тобой в лето?

Снеговик: Конечно, хочу. А как мы туда попадем?

Воспитатель: А попадем мы туда на волшебном сказочном транспорте.

Воспитатель предлагает детям выбрать сказочный транспорт из предложенных картинок с изображением разных видов транспорта (вертолет, автобус, ковёр-самолёт, автомобиль, лодка, самокат, ракета).

Дети выбирают сказочный ковёр-самолёт.

Звучит музыка

Воспитатель: Давайте представим, что мы летим на ковре-самолёте. Закрывайте глаза,

И случатся чудеса.

Наш ковер-самолёт

Совершает свой полёт

Воспитатель: Посмотрите куда мы с вами попали? (В лес)


2 Слайд (Смешанный лес)

Воспитатель читает стихотворение:

Мой друг, посмотри – это смешанный лес.

Берёзы растут, дубы, ели и сосны.

И даже свет солнца под ними исчез –

Закрыли деревьев богатые кроны.

Где встретишь деревья такой вышины?

В день знойный в лесу будет тень и прохлада.

Почувствуй ты прелесть лесной тишины –

Мне летом других удовольствий не надо.

/Автор неизвестен/


Воспитатель: Дети, перечислите названия деревьев, о которых говорится в стихотворении (Берёза, дуб, ель, сосна).

Какие ещё деревья вы знаете? (Рябина, клён, акация, тополь, каштан)

Воспитатель: А сейчас попробуйте узнать дерево по его листьям и плодам.


3 Слайд (Еловая лапа)

Воспитатель: Что это за дерево? (Ель)

Как вы узнали? (У ели есть иголки, они короткие, есть шишки)


4 Слайд (Ель)

Воспитатель: Дети, как одним словом называются деревья, на которых растут иголки (Хвойные)

Воспитатель: А какие хвойные деревья вы знаете? (Ель, сосна, пихта, кедр)


5 Слайд (Жёлуди)

Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите с ветки какого дерева этот плод? (С дуба)


6 Слайд (Дуб)

Воспитатель читает загадку:

Если на небе появятся тучи

Прячутся птицы под кроной могучей.

Здесь кабаны у него под корнями

Громко похрустывают желудями.

Мебель из дерева сноса не знает.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Жизнь луга. Луг - природное сообщество"

Вредных микробов кора убивает.

Дерево это живет сотни лет.

Кто его знает, подскажет ответ… (Дуб)

/Автор неизвестен/


7 Слайд (Клён)

Воспитатель читает стихотворение:

Листву рассыпает метель золотая,

Я в парке сижу и о чем-то мечтаю.

Над лавочкой старой лист клёна кружится

И медленно мне на ладошку ложится.

/С.А.Васильева/


Воспитатель: Как называется лист клёна? (Кленовый)

Как называется осеннее явление, когда опадают листья с деревьев? (Листопад)

Воспитатель предлагает детям превратиться в осенние листочки, кружащиеся в воздухе. Под плавную музыку дети импровизируют, кружатся по залу, изображая листопад.


8 Слайд (Рябиновая гроздь)

Воспитатель: С какого дерева эти плоды? (С рябины)


9 Слайд (Рябина)

Рябина – это дерево, которое часто можно увидеть в городе. Как вы думаете, почему зимой вокруг рябины много птиц? (Они прилетают клевать ягоды, добывают себе корм)


10 Слайд (Сережки берёзы)

Воспитатель: Вы узнали что это? (Серёжки на берёзе)


11 Слайд (Берёза)

Воспитатель читает стихотворение:

В белых платьицах подружи

Из русской выросли земли.

На лесной стоят опушке

Листья в косы заплели.

В мае россыпью серёжек

Их украсится наряд.

Много исходив дорожек

Я всегда берёзе рад.

/С.А. Васильева/


Воспитатель: Дети, если в роще растут берёзы, то как эта роща называется? (Берёзовая роща). А если в роще растут дубы? (Дубовая роща), а осины? (Осиновая роща), липы? (Липовая роща)

Воспитатель: Наш Снеговичок немного загрустил, давайте, подбодрим его и поиграем с ним в игру «Собери листья».

Физкультурная пауза «Собери листья»

Дети делятся на 4 команды по признаку кто в какое время года родился. Команды под музыку собирают разбросанные по залу листья одного дерева в свое лукошко. 1 команда – дубовые, 2 команда – берёзовые, 3 – липовые, 4 – рябиновые.


Воспитатель: Наше путешествие продолжается:

Закрывайте глаза,

И случатся чудеса.

Наш ковер-самолёт

Совершает свой полёт


12 Слайд (Луг)

Снеговик: Дети, куда это мы сейчас прилетели? (На луг).

Что растёт на лугу? (Цветы, травы).

Дети, а как называются цветы, которые растут на лугу, в поле, в саду? (Луговые, полевые, садовые)


13 Слайд (Одуванчик)

Воспитатель: Вы узнали этот цветок? (Одуванчик)

Воспитатель читает стихотворение:

Жёлтая головушка,

Розовая ножка,

Одуванчик – солнышко

Подержу в ладошке.

Появилось солнышко в мае на лугу

На него любуюсь, очень берегу.

Жаль недолго солнышко будет золотым,

Побелеет солнышко –

И расстанусь с ним.

/В. И. Мирясова/


Воспитатель: Ребята, почему одуванчик назван солнышком? (Потому что его цветок жёлтого цвета, круглый и похож на солнышко)

Свежие документы:  Тест по окружающему миру "Безопасность" 3 класс

Воспитатель: А кто расскажет, какие изменения происходят с одуванчиком в процессе его развития?


Дети рассказывают, выкладывая из картинок последовательность роста и развития одуванчика (1. появляется росток, 2. появляются листья, 3. цветок растёт и образуется бутон, 4. раскрывается жёлтый одуванчик, 5. жёлтый цветок превращается в белый шар с мягкими парашютиками, 6. парашютики разлетаются – это семена).


14 Слайд (Ромашка)

Воспитатель читает стихотворение:

У ромашек серединки

В виде жёлтеньких кружков.

Обрамляют сердцевинки

Много белых лепестков.

/С. А. Васильева/


15 Слайд (Колокольчик)

Воспитатель читает стихотворение:

Он расцвел в тиши лесной,

Граммофончик голубой.

А звенит он или нет

Только лес нам даст ответ.

/В. И. Мирясова/


Воспитатель: Что это за цветок? (Колокольчик)

Воспитатель: Дети, как вы думаете, откуда колокольчик получил свое название? (Форма его похожа на колокол)

Воспитатель: А знаете ли вы ещё цветы с «говорящими» названиями (Анютины глазки, кувшинка, гвоздика)


Дидактическая игра «Собери цветок»

Детям предлагаются конверты с карточками (части цветка). Из этих карточек они должны составить цветок.

Воспитатель: Раз, два, три, собирать начни.

— Скажите, а кто какой цветок из вас собрал? (мак, ромашка, гвоздика, колокольчик, ландыш, одуванчик, василёк)


16 Слайд (Ландыш)

Воспитатель читает стихотворение:

Белые жемчужины прилепились в ряд

К стебелёчку тонкому – дарят аромат.

В мае распускаются и цветут в лесу,

Даже книга Красная бережёт красу.

/В. И. Мирясова/

Воспитатель: Дети, о какой книге говорится в стихотворении? (О Красной книге)


17 Слайд (Красная книга)

Воспитатель: Почему многие растения заносят в нее? (В Красную книгу заносят названия редких и исчезающих растений: ландыш, подснежник, кувшинка, колокольчик)

Воспитатель: А что мы можем сделать для того чтобы сохранить эти цветы? (Беречь, не рвать их, не топтать, рассказать другим, чтобы тоже берегли)

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Пора нам обратно в зиму возвращаться.

Закрывайте глаза,

И случатся чудеса.

Наш ковер-самолёт

Совершает свой полёт


18 Слайд (Снежный лес)

Воспитатель: Снеговичок, понравилось ли тебе наше путешествие?

Снеговик: Конечно, понравилось! Я сегодня узнал столько нового.

Воспитатель: А вам, ребята, что больше всего понравилось? (Путешествовать на ковре-самолёте, собирать цветы из частей, собирать листья со снеговиком, отгадывать загадки, слушать стихи и музыку)

Снеговик: А теперь мне пора домой, ребята. До свидания!

Дети: До свидания, Снеговик!









Список использованной литературы


  1. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Нищева Н.В. – СПб.: Детство-Пресс, 2008

  2. Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок / авт.-сост. А. А. Гуськова. — Волгоград: Учитель, 2011.



Использованные материалы и Интернет-ресурсы


  1. https://tsvetyzhizni.ru/detskie-zagadki/zimnie-zagadki-dlya-detej-itogi-pazl-konkursa.html (загадки про зиму)





Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: