Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №83
«Детский сад общеразвивающего вида» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно — эстетическому направлению развития воспитанников.
Конспект урока окружающего мира для 1 класса
«Путешествие к лесным жителям»
подготовила воспитатель
Малышева Татьяна Александровна
г. Кемерово
2013г
Цель:
Учить детей выполнять простейшие действия с предметами. Обращать их внимание на сенсорную характеристику игрушек, вызывая эмоционально-положительный отклик;
Учить детей зрительному анализу и синтезу формы предмета, состоящего из нескольких частей;
Развивать умение называть геометрические фигуры, сравнивать, называть их цвет;
Развивать познавательный интерес, закрепить сенсорные эталоны;
Развивать мелкую моторику рук, обучать ориентированию в помещении;
Создавать эмоциональное настроение, активизировать речевое развитие ребенка и словарный запас;
Воспитывать желание заниматься, интерес к занятию и доброжелательное отношение друг к другу.
Материал: мешочек, игрушки — мишка, зайка, геометрические фигуры, ежата, прищепки, козлята, ведерки, рукавички, рисунки из фигур.
Мотивация (до завтрака)
Воспитатель с детьми заходят в группу и обращают внимание
на необычный мешочек.
— Ребята, посмотрите какой необычный мешочек. Может он волшебный, давайте посмотрим, что там лежит. (Воспитатель кладет руку в мешочек, и голосом теперь уже Медведя не высовывая руки из мешка, загадывает загадку).
Я косолапый и большой,
Сплю в берлоге я зимой.
Люблю шишки, люблю мёд,
Ну-ка, кто меня назовет?
Воспитатель вместе с детьми отгадывает загадку. Только после этого вытаскивает из мешка руку с Мишкой.
Мишка (воспитатель голосом мишки): — Здравствуйте, ребята! Я к вам пришёл из сказок, а вы любите сказки? (Ответы детей.)
— Я тоже их очень люблю. А какие вы знаете сказки? (Ответы детей.)
— Какие вы молодцы, так много знаете сказок. А где живут все эти герои: волк, лиса, медведь, заяц и так далее (перечисляются только те персонажи сказок, которые назвали дети).
— Правильно, ребята они живут в лесу. А вы хотите отправиться в лес, в гости к лесным жителям? (Ответы детей.)
— А на чём мы туда можем добраться? (Ответы детей.)
Воспитатель приглашает всех отправиться в путешествие на сказочном автобусе.
(Воспитатель заранее расставляет стулья в три колонны друг за другом, на спинках которых прикреплены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник различных цветов).
Ход занятия:
Но, прежде чем сесть в автобус, нам необходимо решить, кто и на каком месте поедет. (На отдельно стоящем, заранее подготовленном столе лежат геометрические фигуры). Воспитатель предлагает взять одну любую фигуру. Дети смотрят, называют, сравнивают фигуру и цвет и занимают свои места. Мишка путешествует вместе со всеми, выполняя задания, а дети ему помогают.
— Все сели, никого не забыли? Ну, тогда в путь (включается запись звуков леса). Пока мы едем, давайте поиграем.
Мы делили апельсин
(левая рука раскрыта, а правой рукой делим апельсин)
Много нас, а он один:
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Эта долька – для ежа
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька — для утят
Эта долька — для бобра
А для волка – кожура!
Волк сердится, вот беда
Разбегайтесь, кто – куда.
Воспитатель: — Первая остановка «Лесная полянка». Мы с вами
встретили первых жителей. Кто это сидит на полянке? (Ежики). Какого они цвета? (Ответы детей). Ой, но что-то здесь не так, чего не хватает у ежат? (Иголок). А мы можем им помочь? (Ответы детей). А из чего мы можем сделать иголки? (Ответы детей). А я предлагаю сделать иголки из прищепок. Какого цвета костюм у ёжика, такого же цвета должны быть и прищепки (дети выполняют задания и отправляются дальше).
Воспитатель: — Вторая остановка «Волк и семеро козлят». На фланелеграфе расположены козлята и ведерки.
— Узнали к кому мы приехали в гости? (Ответы детей.) Расставьте козлят по росту, начиная с самого большого козленка. А еще у нас есть ведерки, давайте дадим по ведерку козлятам соответствующего размера. (Дети расставляют ведерки каждому козленку.)
-Ребята, а вы любите играть? Козлята тоже любят играть. Давайте поиграем с ними в игру.
Проводится музыкальная игра «Коза».
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
( Отправляемся дальше.)
Воспитатель: — Третья остановка «Рукавичка». Посмотрите, кто-то рукавички потерял. Сколько их? (Ответы детей.) А давайте найдем им пару. Дети подбирают рукавички по цвету и рисунку на них.
Воспитатель: — Четвертая остановка «Зайка». Вот и зайка идет, но он почему — то плачет. У него что – то случилось. Давайте спросим у зайки про его беду.
-«Зайка, расскажи ребятам, что у тебя случилось? Почему ты такой грустный?»
(Воспитатель отвечает за зайку): — Ребята! Я так люблю рисовать, а вот кисточек, красок у меня нет. Что мне делать?
— Не плачь, зайка! У наших деток золотые руки. Они научат рисовать тебя с помощью геометрических фигурок.
— Посмотрите на фланелеграф. На нем есть рисунки, составленные из фигур. Помогите мне и расскажите, что нарисовано и из каких фигур?
1)Вот первая картинка,
А на ней машинка.
Вот кабина, руль и кузов.
Кузов нужен ей для грузов. (Дети рассматривают рисунок машинки.)
-Из каких фигур состоит машина? (Два круга, прямоугольник, три квадрата)
2) Чтобы дом построить новый,
Запасаем тес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, шифер и замазку.
А потом, потом, потом,
Начинают строить дом! (Дети рассматривают рисунок домика.)
— Из каких фигур составлен домик? (Треугольник, квадрат)
3)У нее одежды колки:
Все иголки, да иголки.
Звери шутят: «Дядя еж
На нее слегка похож».
— Что это? Дети рассматривают рисунок елочки. Из каких фигур она состоит? (Из треугольников.) А треугольники все одинаковые? (Ответ детей.) Нижний треугольник – самый большой, следующий сверху – поменьше, верхний – самый маленький. А какая фигура изображает ствол? Маленький прямоугольник.
— Сейчас вы будете составлять понравившийся рисунок из фигур. А зайка будет смотреть, как у вас получатся и будет делать то же самое. (Дети рассказывают зайцу, какие фигуры они составили.)
— Ну, что, Зайчонок, тебе понравились детские работы? А ты сам научился составлять разные фигурки? (Ответ зайчика.)
Мишутка (воспитатель говорит за мишку): — Вот мы и побывали в лесу.
А теперь нам пора домой. (Все занимают свои места и отправляются домой).
Воспитатель: — Ребята, где мы сегодня с вами были, куда путешествовали? (Ответы детей.) А кого мы там встретили? (Ответы детей.) А кому вам больше понравилось помогать? (Ответы детей.) А задания трудные или легкие были? (Ответы детей.) Молодцы, а хотите ещё попутешествовать? (Ответы детей.) А давайте в следующий раз мы отправимся в гости к Бабе Яге.
Список использованной литературы:
Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.- М.: Просвещение, 1973.
Поддьяков Н.Н., Аванесова В.Н. сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 1981.
Яртова Л.Я. Пальчиковые игры и физкультминутки. – Ардис,2011.