Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка Детский сад №8 «Улыбка»
Конспект урока окружающего мира для 3 класса
«В гости к Лесовичку»
подготовила
воспитатель
Акатова Татьяна Владимировна
г.о.Троицк в г.Москве
2012 г.
Программное содержание:
1.Учить различать некоторые лиственные деревья.
2.Закрепить и расширить знания детей о городе.
3.Закрепить знания детей о транспорте.
4. Закрепить правила дорожного движения.
5.Закрепить знания детей о деревьях, грибах.
6. Закрепить образование притяжательных прилагательных.
7. Развивать речевое дыхание, координацию движений, учить изменять силу голоса.
8. Развивать речь, мышление, память.
9.Приучать к культуре поведения в транспорте.
10.Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.
11.Воспитывать бережное отношение к своему городу.
Словарная работа: тротуар, пассажиры, асфальт, жилые дома, остановка, березовый, еловый, сосновый, смешанный лес, экскурсовод.
Ход НОД:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. БЕСЕДА О ГОРОДЕ.
Воспитатель собирает детей возле себя.
Воспитатель: Ребята, где мы живём: в городе или деревне? (Ответы детей). Почему? Докажите. (В городе асфальтированные дороги с дорожными знаками, есть тротуар, светофор, много машин, очень шумно, многоэтажные дома).
Воспитатель: Правильно, молодцы. На городских улицах много домов и все они разные. Как называются дома, в которых живут люди? (Жилые)
Воспитатель: Как называется город, в котором мы живём? (Троицк)
Воспитатель: А какая природа в нашем городе? (В городе мало травы и цветов, деревья специально сажают вдоль улиц, в парках, во дворах).
Воспитатель: Да, в городе меньше зелени, чем в деревне. Как надо относиться к деревьям и цветам? (Не ломать ветки деревьев, не рвать цветы). Правильно, надо беречь природу, хотя наш Троицк зеленый, чистый город, окружён лесами.
ПОЯВЛЕНИЕ СТАРИЧКА-ЛЕСОВИЧКА. БЕСЕДА О ТРАНСПОРТЕ.
Раздаётся стук в дверь. Появляется Cтаричок — лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (Ответы детей).
Я – Cтаричок–лесовичок. Живу в вашем Троицком лесу. Хотите отправиться ко мне в гости? (Хотим). Пешком мы быстро устанем. Как вы думаете, на чём нам можно доехать? (Дети перечисляют виды транспорта).
Воспитатель: А как назвать всё одним словом? (Транспорт).
Лесовичок: Угадайте, на чём я хочу поехать. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать:
«Что за чудо синий дом,
Окна светлые кругом.
Носит обувь на резинке,
А питается бензином» (Автобус).
Воспитатель: Что, ребята, уважим Cтаричка–лесовичка, поедем на автобусе? Где нам сесть на автобус? (На остановке). Остановку показывает знак «А».
«Буква «А» здесь неспроста,
Остановка здесь.
Порядок просит соблюдать.
Если хочешь сесть в автобус,
Надо в очередь вставать»
Сейчас мы отправимся на остановку. Давайте построимся парами. (Дети строятся и начинают двигаться к остановке).
Воспитатель: Ребята, нам нужно перейти улицу. Скажите, где можно перейти дорогу? (По пешеходному переходу). Правильно, а на некоторых пешеходных переходах есть ещё и светофор. На какой сигнал светофора переходят дорогу?
(Воспитатель с кругами в руках изображает светофор, дети переходят улицу).
Воспитатель: Вот и автобус подъехал. Нужно купить билет.
«ВНИМАНИЕ, ВНИМАНИЕ К ПОЕЗДКЕ ВСЁ ГОТОВО, БИЛЕТЫ ПРОДАЮТСЯ ЗА ВЕЖЛИВОЕ СЛОВО».
Дети подходят к кондуктору и за вежливое слово покупают билет. Когда все дети сядут на места, контролёр проверяет, правильно ли дети сели. (У детей в руках билеты с нарисованными геометрическими фигурами: треугольник, квадрат, круг).
Воспитатель: Ребята, как мы теперь называемся? (Пассажиры). Поехали. Я буду вашим экскурсоводом. Ребята, справа от вас много берёз. Как можно назвать такой лес? (Березовый лес, березовая роща). Слева много ёлок. Как можно назвать такой лес? (Еловый лес, ельник). А справа теперь сосны. Как можно назвать такой лес? (Сосновый лес)
БЕСЕДА О ГРИБАХ.
Воспитатель: Молодцы. А вот и лес. Выходите из автобуса.
«Здравствуй лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес!
Вы чувствуете, какой чистый воздух в лесу? Давайте подышим поглубже. Сделаем глубокий вдох ртом и выдох носом (3 раза)
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какие деревья вы видите? (Ель, берёза). А какие деревья вы ещё знаете? (Ответы детей). Такой лес называют — смешанный. Повторите.
Воспитатель: Лесовичок, хочешь послушать стихотворение про дуб? (Хочу). Егор, расскажи Лесовичку стихотворение. (И.Токмакова «Дуб»).
Лесовичок: А почему с деревьев опадают листья? (Потому что наступила осень). Молодцы! А когда листочки медленно кружатся в воздухе, как это явление в природе называется? (Листопад). Сколько у осени месяцев? (Три осенних месяца). Назовите их. (Ответы детей). Молодцы. А вот и моя любимая поляна. А если кто-то заблудится в моем лесу, что нужно делать? Нужно покричать «АУ!» Давайте покричим сначала негромко и недолго, а потом громче и дольше, и ещё раз громко и долго (произносить на одном выдохе). Дети кричат «АУ!» (3 раза). Давайте посидим, отдохнём, присаживайтесь на брёвнышко.
Воспитатель: Дети, посмотрите, это необычайная поляна. Сколько здесь много грибов! Как можно назвать эту поляну? (Грибная поляна).
Лесовичок: Правильно, я привёл вас на грибную поляну. Посмотрите, что я вам собрал. Что это? (Грибы). Правильно. С давних пор люди не только охотились в лесах на зверей и птиц, но и собирали дары леса – грибы. Собирание грибов называют «тихой охотой». Вот какую поговорку сложил народ.
«Кто раньше встаёт, тот грибы и соберёт, а сонливым да ленивым остаётся лишь крапива».
Лесовичок: Отгадайте, какие грибы я для вас собрал (Лесовичок достаёт из корзины по грибочку и рассказывает о них).
1. Не спорю — не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.
(Подберёзовик).
Подберёзовики, где растут? Как вы думаете? (Ответы детей). Правильно, они растут в берёзовых или смешанных лесах, на опушках, пригорках, оврагах и на болотах.
2. Ходят в рыженьких беретах —
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Называются…лисички.
Почему их так назвали? (Ответы детей). Эти некрупные, но крепкие и ароматные грибы своей ярко-жёлтой или золотисто-рыжей окраской и в самом деле напоминают лесную красавицу лисицу, потому и называют их лисичками.
3. На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(Опята).
Почему их так называют? (Ответы детей). Они растут на пнях, на упавших деревьях. Их до поздней осени собирают. Опята очень душистые (дать понюхать). Чем пахнет? И сырыми опавшими листьями, и поблекшими лесными травами, и влажной корой деревьев. Это крепкий грибной осенний аромат!
4. А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки.
(Мухомор).
А вот какой красавец! (Показывает мухомор). Как называется этот гриб? (Мухомор). Правильно. Для людей он ядовит, но сбивать его ногами нельзя, он нужен зверям. Лось и белка лечатся им.
Воспитатель: Спасибо тебе, Лесовичок! Теперь мы будем знать, что мухомор это лекарство для лесных жителей.
IY.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Воспитатель: Ребята, вы заметили, как часто меняется осенью погода – то солнышко выглянет, то тучка небо закроет. Давайте поиграем в игру «Солнышко- тучка». Нужно вытянуть правую руку ладошкой вверх и сказать: «Солнышко», вытянуть левую, сжать в кулак и сказать: «Тучка». Затем поменять положение рук.
Y.ЧТЕНИЕ СТИХОВ О ГРИБАХ.
Воспитатель: Лесовичок, ребята приготовили для тебя стихи о грибах. Хочешь послушать.
Лесовичок: С удовольствием!
Воспитатель: Тогда присядь на пенёк и послушай.
Дети читают стихи.
Лесовичок: Спасибо, ребята! Мне очень понравились ваши стихи. Я для вас тоже приготовил подарок. Вот вам игра, будете в группе играть и меня вспоминать. А мне пора дальше свои владения обходить.
Воспитатель: Спасибо тебе, Лесовичок, за твой рассказ и подарок. Мы много узнали нового и интересного. Попрощаемся, ребята, с Лесовичком и лесом.
Дети прощаются с Лесовичком.
Воспитатель: «Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес, могучий лес
Полон сказок и чудес!»
Дети проходят в автобус. В автобусе воспитатель подводит итог занятия.
YI. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
1.Понравилось вам путешествие?
2.Что нового узнали?
3.Что больше всего понравилось?
Список использованной литературы
1. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская П.А. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет» — М.: ТЦ Сфера, 2011.
2. Рыжова Н.А. «Не просто сказки» — М.: Линка-Пресс, 2002.
3. Шорыгина Т.А. «Знакомим с окружающим миром и развитие речи» — М.: Издательство ГНОМ, 2012.
4. Составители: Ёлкина Н.В., Тарабарина Т.И. «1000 загадок» — Ярославль: Академия развития, 2002.