МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 34
СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН
Конспект урока окружающего мира
«ЭКСКУРСИЯ В БИБЛИОТЕКУ»
Подготовила: воспитатель
Вихрова Екатерина Петровна
станица Ленинградская
2011 год
Программные задачи: познакомить детей с библиотекой ДОУ, дать основы
библиографических знаний, рассказать о том, какой книга была в древности.
Развивать связную речь, активизировать словарь. Воспитывать бережное отношение к книге, любознательность.
Словарная работа: абонемент, читальный зал, библиотекарь, разделы книг.
Методы и приемы: беседа, вопросы, сюрпризные моменты.
Материал: выставка детских книг.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций из книг: Разгон Л. «Черным по белому»; Дацкевич В. « Как делают книгу»; Зубков Б. «Книжка про книжку».
Ход занятия
I. Организационный момент:
Воспитатель: посмотрите, сколько здесь книг! У вас дома есть книги?
Дети: есть: сказки, рассказы.
Воспитатель: а если у вас нет книги, которую вам хотелось бы почитать, где ее можно взять?
Дети: купить в книжном магазине, попросить у друга.
Воспитатель: а еще книгу можно взять в библиотеке. Вы хотели бы побывать в библиотеке?
Дети: да.
(Дети идут в библиотеку, там их встречает Королева книг)
II. Основная часть:
Королева книг: Здравствуйте, ребята!
Как летать с Земли до звезд,
Как поймать лису за хвост,
Как из камня сделать пар,
Знает книга – ценный дар!
Я – Королева книг. Приглашаю вас в мою волшебную страну – Читалию, то есть в детскую библиотеку. Сначала мы попадем в первый город Читалии, который называется Абонемент. Трудное и непонятное название. Что оно обозначает, я объясню. Посмотрите, сколько здесь красочных книжек. И все они стоят в определенном порядке, на своих полочках с указателями. Например, на указателе написано: «Про пернатых и косматых». Как вы думаете, о ком эти книги?
Дети: о птицах и животных.
Королева книг: а вот – «Про седую старину, про героев и войну» О чем эти книги?
Дети: о войне и ее героях.
Королева книг: ну, а сказки вы любите? Посмотрите, какой «Теремок сказок»! На этой книжной выставке представлены разные сказки. Какие сказки вы знаете?
Дети: «Гуси – лебеди», «Лиса, заяц и петух», «Бременские музыканты», «Сказка о глупом мышонке» и т. д.
Королева книг: В городе Абонемент книги выдаются на дом пять дней. В дни, когда книга придет к вам в гости, вы можете рассматривать картинки, читать с родителями, рисовать иллюстрации в своих альбомах. Но в определенный срок книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна другим детям.
Чтобы записаться в библиотеку, с вами должны прийти родители. На каждого человека заводится карточка (формуляр), где указывается ваша фамилия, имя, адрес, как зовут ваших родителей.
Появляется Книга: (ребенок). ( В руках у него испачканная, потрепанная книга; плачет)
Воспитатель: почему ты плачешь?
Книга: я и книжка «Сказки» вместе стояли на полке, дружили. Но попала она в руки к мальчишке, который обращался с ней очень плохо, небрежно. Неаккуратно. Посмотрите, во что она превратилась. Страницы вырваны, на иллюстрациях грязные пятна. Она погибает…
Королева книг: что же делать?
Дети: нужно книгу полечить.
Королева книг: верно, мы полечим эту книгу, приведем ее в порядок, и она снова будет радовать ребят своими сказками. Дорогая Книга, расскажи, как нужно обращаться с вами.
Книга:
Не берите нас, пожалуйста, грязными руками: мы будем испытывать стыд, если окажемся в пятнах.
Не перегибайте наш переплет: мы можем потерять самые интересные страницы.
Мы любим чистоту, но боимся воды, защищайте нас от дождя и снега.
Не рисуйте на наших страницах: вашим друзьям будет трудно нас читать.
А если нечаянно порвали, тогда отремонтируйте.
И берегите нас!
Королева книг: сейчас мы отправимся в следующий город страны Читалии, который называется Читальный Зал. Книги из него на дом не выдаются, они постоянно должны находиться в библиотеке. Потому что есть книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. Это энциклопедии, справочники, редкие книги.
В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите, разговоры,
В вестибюли, коридоры!
Не мешайте нам читать,
Фантазировать, мечтать…
Воспитатель: ребята, как выглядит книга сейчас, вы знаете. А какой была первая книга? Книги существуют уже несколько тысяч лет. Но в глубокой древности выглядели они совсем иначе. В древности писали на стенах пещер, на скалах, костях, листьях деревьев, коже, шкурах животных – пергаменте.
А вот самый удобный материал – бумага появилась в Китае две тысячи лет назад. Вначале книги писались от руки, были рукописными. Современная книга выглядит иначе: с обложкой и страницами.
Королева книг: в этом зале, взяв любую книгу, например сказки, вы сможете встретиться с любыми сказочными героями. С кем бы вы хотели встретиться?
Дети: с Золушкой.
Баба Яга: (появляется). Ух, какие нехорошие дети! Золушек им подавай! Я самая хорошая и красивая! Вот задам вам вопросы по сказкам, не отгадаете – съем!
Вопросы викторины:
1.Как звали девочку, которую дед с бабой вылепили из снега?
2.Какие волосы были у Мальвины?
3.В кого превратился Гадкий утенок?
4. Кто доставил Айболита в Африку?
5.Кто произносил эти слова: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»?
6.Что несла бабушке Красная Шапочка?
7.Где спрятался седьмой козленок в сказке «Волк и семеро козлят»?
8.Кто спас Дюймовочку от крота и мыши?
9.Кто говорил волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению»?
Баба Яга: ну ладно! Справились с заданием! Вы многое знаете, наверное, много читают вам родители. Мне с вами неинтересно. Ухожу искать тех, кто не знает сказок.
III. Заключительная часть:
Королева книг: вам понравилось наше путешествие?
Дети: понравилось.
Королева книг: кто желает записаться в нашу библиотеку, милости просим. Здесь вас ждут интересные книги, а значит, знания, увлекательные путешествия, открытия и приключения. До новых встреч!
Список литературы:
1.Варяева Л. Б. Ознакомление с окружающим миром. – М.: Дрофа, 2007.
2.Гарнышева Т. П. Ознакомление с окружающей деятельностью.- М.: Детство – Пресс, 2001.