Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №145»
Конспект урока окружающего мира на тему
«Насекомые весной»
подготовила учитель-логопед
Гречишникова Ольга Сергеевна
г. Оренбург 2013г.
Тема: «Насекомые весной»
Цель: Развитие компонентов речи и познавательных способностей
Задачи:
Коррекционно-развивающие: развитие навыков речевого общения, связной речи, фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, воображения, общей, мелкой моторики, координации речи с движениями.
Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Коррекционно-образовательные: расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях внешнего вида и образе жизни. Совершенствование грамматического, синтаксического строя речи. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов.
Расширять и активизировать словарный запас: насекомые, бабочка, жук, стрекоза, пчела, оса, комар, муравей, кузнечик; личинка, куколка, яйцо, гусеница; ползать, летать, порхать, собирать; пчелиный.
Приемы руководства деятельности детей в НОД:
1. Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей: Чтение произведений К. Чуковского «Тараканище», «Муха-цокотуха», К. Ушинского «Пчёлки на разведках», разучивание упражнений, наблюдение во время прогулки, составление описательных рассказов по схеме, чтение рассказа «Как кузнечик помогал слабым»
2. Приёмы активизации деятельности детей в процессе НОД: создание эмоционально положительного фона, создание развивающей среды, беседа, загадывание загадок, создание проблемной ситуации.
3. Приёмы организации практической деятельности детей: внесение игрушки-пчёлки, показ слайдов: «Насекомые», беседа по содержанию, рисование, чтение рассказа, разгадывание ребуса, звуко-буквенный анализ слова, использование схем,
4. Приёмы поддержания интереса детей: ситуация выбора, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, чередование видов деятельности.
5. Приёмы оценки и самооценки: поощрение, взаимоконтроль, определение качества продуктивной деятельности
Создание среды для организации и проведения НОД: магнитная доска, игрушка «Пчёлка», набор игрушек-насекомых, контейнеры с карандашами, мяч, набор предметных картинок, карточки для звуковой схемы, схема составления описательного рассказа проектор, ноутбук,.
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая
Коммуникативная
Музыкально-художественная
Чтение художественной литературы
Познавательно-исследовательская
Двигательная
Ожидаемые результаты:
развитие у воспитанников интереса к миру природы;
умения детей действовать самостоятельно
воспитание нравственных качеств
расширение и активизация словарного запаса
Формирование фонематического восприятия
Критерии оценки деятельности детей в НОД:
Проявляет интерес к деятельности
Проявляет самостоятельность
Проявляет волевое усилие
Проявляет активность
Сопереживает
ИНТЕГРАЦИЯ | РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ | |
Познание | Сообщение о насекомых. Рассматривание фото.
| Развивать интерес к миру насекомых, к защите окружающей природы. Расширять кругозор детей о пользе пчелы в жизни человека. |
Коммуникация | Беседа о насекомых. Составление рассказа по схеме. Отгадывание загадок.
| Развивать все компоненты речи(лексическую, грамматическую, связную и фонетическую стороны). Развивать свободное общение со взрослыми и детьми. |
Музыка | Музыкальное сопровождение
| Воспитывать эмоциональное реагирование на изменение характера произведения.
|
Социализация | Слушание рассказа. Составление по схеме. Игры с правилами.
| Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения |
Чтение художественной литературы | Загадывание загадок. Чтение рассказа о кузнечике. Чтение детьми отрывков из пр-й К.И.Чуковского.
| Загадывание загадок. Чтение рассказа о кузнечике. Чтение детьми отрывков из пр-й К.И.Чуковского.
|
Физическая культура | Физминутка «Стрекоза»
| Развивать двигательную активность. Согласовывать речь и движения |
Безопасность | Слушание рассказа «Как девочка ещё раз встретилась с кузнечиком»
|
|
План НОД
1. Вводная часть:
Создание эмоционально положительного фона.(Внесение игрушки)
Психогимнастика.
Зарядка для глаз.
Упражнения на дыхание.
Упражнение на развитие мышления. (5 мин.)
2. Основная часть:
Сообщение о пчеловодстве.
Оздоровительная роль пасеки.
Ситуативная беседа.
Отгадывание загадок о насекомых.
Составление рассказа по схеме.
Упражнение: «Стрекоза».
Игра «Четвертый лишний»
Игра с мячом «Закончи предложение».
Разгадывание ребуса (звукобуквенный анализ).
Чтение стихов.
Слушание рассказа . (22 мин.)
3. Заключительная часть:
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов НОД
Сюрприз от пчелы.
Зарисовка рассказа (3 мин.)
1. Вводная часть
Звучит музыка(пение птиц) на экране весенний лес.
Логопед (Л.): Весна в разгаре, ярче стало светить солнце, потянитесь к солнышку, улыбнитесь ему, зажмурьтесь, откройте глаза, опустите руки, посмотрите налево-направо, вверх-вниз. Всюду поют птицы, расцвела черёмуха. Почувствуйте аромат черёмухи. Вдох-носом, выдох-ртом, вдох-ртом, выдох-носом, вдох и выдох носом.
Проснулись насекомые. Сегодня мы продолжим о них разговор.
— Сядет тот, кто подберёт слово-действие к слову «насекомые» . Что делают насекомые?
— Дети (Д. ) (Летают, порхают, ползают, собирают, пьют, жужжат, гудят, вредят, кусают, звенят, засыпают, просыпаются, помогают).
Слышен гул пчёл и появляется игрушка «Пчёлка».
— Ж-Ж-Ж- Здравствуйте! Я пролетала мимо и услышала, как вы говорили о том, что делают насекомые. Я очень довольна, что вы сказали о нашей пользе. А кого вы имели ввиду?
Д. — (Пчёл, муравьёв, кузнечиков).
— Правильно, а знаете чем я полезна?
— Д. (Пчёлы дают лечебный мёд).
— Согласна, я предлагаю вам сыграть со мной, а потом послушать рассказ.
Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела,
А за нею шмель-шмелёк,
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
Полетали, пожужжали
От усталости упали.
2. Основная часть
Л. — С древнейших времён известно, какую огромную пользу приносят человеку медоносные пчёлы. Они давно стали надёжными спутниками людей.
Значение пчёл в жизни человека характеризуется не только тем, что они дают нам прекрасные природные целебные продукты: мёд, прополис, воск, маточное молочко и др.
Пасека ещё является и природной лечебницей. Пасека и здоровье человека тесно взаимосвязаны: знающий и увлечённый пчеловод успешно разводит и содержит пчёл, а природные факторы исцеляют его от недугов, благотворно действуют на работоспособность и долголетие.
Увлечение пчёлами, любимое занятие и высокая ответственность за живую природу и за тех, кого приручили.
Но это ещё не всё. Главное – это природная оздоровительная роль самой пасеки.
Пасека – пансионат здоровья.
Находясь на пасеке, человек отдыхает, испытывает особое чувство радости от приятного для слуха дружного гудения пчёл, чудесного щебетания птиц и шелеста листвы. Уже только это снимает психические нагрузки, душевное волнение, облегчает недуги. Давно замечено, что человек, ухаживающий за пчёлами, становится добрее, аккуратнее.
На пасеке всегда чистый воздух, значение которого для здоровья человека огромно. Ведь пасеки, как правило, располагаются в саду или на окраине лесного массива. Учёные доказали, что воздух на пасеке насыщен отрицательными ионами почти как в горах. Вдыхание такого воздуха оказывает оздоравливающее влияние на человеческий организм.
Апитерапия – это не только пчёлоужаливание, употребление в пищу мёда и лечение продуктами пчеловодства, а более широкое понятие. На пасеке, где ульи с многотысячным крылатым населением расставлены ровными рядами или группами, человек чувствует какую-то особую торжественность.
Наверное, это важнейший фактор, благодаря которому пасека является местом, где человек получает эстетическое наслаждение, поддерживает здоровье и высокую работоспособность. Это в очередной раз свидетельствует об огромной роли пчёл в жизни человека.
Беседа по содержанию
— Вам понравился рассказ? (Да) Что вы узнали из него? (Про пасеку, про то, как лечат пчёлами).
— А какую медовую продукцию вы знаете? Посмотрите на экран. Крема, витамины, шампуни, зубные пасты, мёд).
Л. — А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки.
1. Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар)
2. Много мастеров срубили избу без углов.(Муравьи)
3. Осенью в щель забьётся, а весной проснётся. (Муха)
4. В луговой траве стрекочет, в руки к нам идти не хочет. (Кузнечик)
5.Чуть выбравшись из кокона,
Она вдруг превращается
Из гусеницы – в куколку,
А куколка – в красавицу (Бабочка)
Л. — Вы знаете, как происходит этот процесс превращения? Тогда расскажите.
(Составление рассказа по схеме) (Бабочка откладывает личинки, они растут и превращаются в гусеницы, потом они заворачиваются в кокон и висят, пока из него не вылетит новая бабочка)
Л.- Сейчас я предлагаю вам игру: «Четвертый лишний», нужно будет сказать кто лишний и объяснить со словом «потому что».
1. Оса, муха, белка, пчела. (Белка, потому что она не насекомое, а животное).
2. Дятел, синица, муравей, воробей.(Муравей, потому что он не птица, а насекомое).
3. Бабочка, стрекоза, гусеница, муха.(Гусеница, потому что она не летает).
Л. — А сейчас встаньте в круг и поиграем в игру «Закончи предложение».
— Посмотрите на экран и сравните:
-Бабочка разноцветная, а жук- (одноцветный)
-У жука крылья короткие, а у бабочки- (длинные)
-У жука спинка широкая, а у бабочки- (узкая)
— У жука большие рога, а у бабочки — (маленькие).
1. Отгадайте ребус и запишите в тетрадь то слово, которое получилось.
— Какое слово записали? (ЖУК)
— Составьте звуковую схему. Сколь всего звуков? (3). Какой 1 (Ж), 2 (У), 3 (К)? Сколько согласных, какие? (2 согласных — Ж,К). Сколько гласных? (Один — У). Сколько слогов? (Один).
2. А теперь впишите на свободные места букву «А» и прочитайте слово. Б…БОЧК…
— Какое слово получилось? (БАБОЧКА).
— Какой слог ударный? (1-ый). Молодцы.
Ребята, а вы знаете какие-нибудь произведения с участием насекомых?
— Да, «Муха-Цокотуха», «Тараканище» К.И. Чуковского.
— Мы можем прочитать отрывки. (Чтение детьми )
Звучит тревожная музыка…
На экране кузнечик.
— Пчёлка: Я не хотела вас расстраивать, но не могу не рассказать грустную историю про нашего боевого кузнечика, о котором мы уже слышали сказку.
— Чтение экологической сказки: «Как девочка ещё раз встретила кузнечика» (Н.В. Нищева «Развивающие сказки» стр.46)
На экране панорама обгоревшего леса.
3. Заключительная часть
Пчёлка: Какую историю вы сейчас услышали? (Грустную).
— Почему произошёл пожар? (Люди оставили в лесу костёр).
— Что должен делать человек, чтобы не страдали животные, птицы, насекомые? (Быть осторожным) (Не оставлять костры в лесу). Кто понравился? (Кузнечик смелый).
— Я принесла вам в подарок вот этот туесок с мёдом.
— Будьте здоровыми, сильными, любите, защищайте, охраняйте природу и тогда она всегда будет дарить вам радость.
— До свидания, меня ждёт работа, а вам я предлагаю нарисовать картинку «мёртвого» леса, показать её и рассказать всем о том, что бывает по неосторожности.
— До скорой встречи.
(Звучит снова музыка, дети начинают рисовать, а педагог продолжает рассказ о пользе насекомых)
Насекомые – это чудо нашей природы. Их мир неповторим и очень хрупок. Не надо их бояться, их нужно беречь и любить. Эти маленькие существа живут практически везде. Наклонитесь и посмотрите себе под ноги – там кто-то живёт.
Поднимите голову вверх, и вы увидите, как они носятся по воздуху.
Эти маленькие существа прекрасно переносят жару и холод, сохраняют жизнь после замерзания и оттаивания. Могут жить в горячих источниках, где очень холодно, где постоянно лежит снег.
Об этих удивительных существах люди сложили много стихов, сказок, загадок и песен. Детские песни о насекомых добрые, весёлые, нравятся и малышам, и взрослым.
Всем спасибо, вы были сегодня все внимательные, активные, правильно отвечали и выполняли задания. Рисунки заберите домой и покажите своим родным и друзьям.
Список используемых источников:
Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития лексико-грамматической структуры речи у старших дошкольников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера 2003г.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-Топ-2. Нетрадиционные приемы коррекционно-логопедической работы с детьми 6-12 лет. — М.: Изд. «ГНОМ и Д» 2004г.
Мариничева О.В., Ёлкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. — Ярославль: Академия развития, 1997г.
Нищева Н.В. «Развивающие сказки». — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбомы 1-3. — М.: Изд. ГНОМ, 2011г.