Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 14 «Ласточка»
Конспект урока окружающего мира на тему
«Познай природу вокруг себя»
Подготовила
воспитатель
Максюкова Ольга Яковлевна
ст. Тбилисская
2013г.
Пояснительная записка
Экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе — сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Эколого-краеведческое воспитание как направление дошкольной педагогики в настоящее время становится одним из важных вопросов, реализуемых во многих дошкольных учреждениях. Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды всё больше обращает на себя внимание современного общества. Поэтому актуальность охраны природы не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности всё больше выступает на первый план в современной системе образования.
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям, поэтому формирование экологического сознания необходимо начинать с раннего возраста и продолжается всю жизнь.
Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т.е. любви к живой и неживой природе, необходимо просветить ребенка, дать ему минимум знаний о растительном и животном мире, о среде, сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение.
Основными «помощниками» в достижении поставленных целей для нас дошкольных педагогов являются авторские и комплексные программы экологического воспитания для детей дошкольного возраста. Настоящая программа разработана на основе обязательного минимума содержания по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с учётом приоритетного экологического направления работы ДОУ, в основе которого особое внимание уделено региональному компоненту. Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, поэтому в программу вводится изучение экологической обстановки края.
Программа позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку выбрать свой темп усвоения программного материала. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаимопомощи.
Срок реализации: 2 года.
Условия для организации работы кружка
Добровольное участие детей.
Наполняемость: 8 детей старшего дошкольного возраста.
Учебная и развивающая нагрузка сочетается с динамической паузой.
Продолжительность непосредственной организованной образовательной деятельности 25 — 30 минут.
Регулярность проведения непосредственной организованной образовательной деятельности — 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Программа предусматривает проведение одного занятия в неделю (36 занятий в год) во вторую половину дня. Особенностью организации этих занятий является использование дидактических игр с использованием метода моделирования.
Мониторинг уровня знаний и умений детей проводится два раза в год: вводный (сентябрь — октябрь), итоговый (май).
Создание и поддержание в ходе непосредственной организованной образовательной деятельности эмоционально-позитивного фона.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение, проветривание, время проведения).
Цели и задачи программы
Цель программы:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы по экологическому воспитанию у детей старшего школьного возраста
Основные задачи программы:
поддерживать регулярное проявление детьми интереса к объектам живой и неживой природы: к растениям, животным, камням и т. п.; привлекать детей к наблюдению за объектами живой и неживой природы;
расширят возможности знакомства ребенка с объектами природы, на прогулках, экскурсиях, туристических походах, обращать внимание на разнообразие природных явлений (дождь, снегопад, ветер) и их свойств; на сезонные изменения в природе (распускаются или опадают листья, прилетают или улетают птицы);
учить детей замечать происходящие в природе явления и суточные изменения (вечер — на улице стало темно, появилась луна и т. п.);
проводить вместе с детьми простые эксперименты с водой, воздухом, песком, глиной, камнями, знакомить с некоторыми их свойствами, с вариантами использования их человеком;
формировать у детей представления о самых простых природных взаимосвязях (одни животные и растения обитают в лесу, другие — в озерах, третьи — на лугу), поясняя при этом, почему так происходит;
учить классифицировать объекты природы, производить обобщение предметов по определенным признакам (деревья, фрукты, овощи, животные и т. п.);
помогать ребенку устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости: между явлениями природы (с первым теплом появляются растения; птицы улетают на юг, потому что исчезает корм; для того, чтобы сохранить животных, растения, нужно беречь их «дома»); между состоянием объектов природы и окружающей среды (растениям нужны вода, свет, почва и т. п., животным — вода, пища);
создавать условия и пробуждать у ребенка желание помогать взрослому в уходе за комнатными растениями и растениями на территории детского сада, за животными;
продолжать формировать у детей бережное отношение к объектам природы, формулировать вместе с ними некоторые правила поведения в природной и созданной человеком среде (что можно и чего нельзя делать на отдыхе, почему нужно выключать за собой свет, не разбрасывать мусор, а убирать его, и т. п.) – первооснов экологического воспитания.
Основные принципы работы:
Работа должна основываться на принципах доступности;
Необходимо использование модульной системы построения перспективного плана занятий;
В процессе работы в комплексе должны использоваться:
Самостоятельная продуктивная деятельность детей;
экскурсия;
наблюдение;
беседа;
исследовательская деятельность;
экспериментальная деятельность;
эколого-природоведческие игры;
ручной труд.
Условия реализации программы:
Для эффективной реализации настоящей программы в группе созданы благоприятные условия:
Организовано «экологическое пространство» на территории детского сада: экологическая тропа, сад и огород, зона лекарственных растений;
Фонд методических, наглядно — иллюстрированных материалов;
Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
Развивающая экологическая среда представлена в группе
следующими центрами:
«Экспериментальный центр»
Представлены различные приборы: увеличительные стекла, магниты, микроскоп, лупы;
Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;
Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
«Уголок природы»
Календарь природы, модель календаря природы
Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям)
Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые)
Воронки
Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)
Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
Игрушки (резиновые игрушки, кораблики…)
«Умелые ручки»
Детям предложены различные материалы:
для рисования (гуашь, ц/карандаши, акварель, кисти…)
для лепки (пластилин, соленое тесто)
для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…)
«Экологическая тропа»
Организован на территории детского сада.
Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
Перспективное планирование кружковой работы
«Друзья природы» на 2013-2014 учебный год
Модуль№ 1. «Неживая природа осенью»
Программные задачи. | Национально –региональный компонент. | Предварительная работа. | Наблюдения. опыты. | Сопутствующие формы работы. | ||||
сентябрь | ||||||||
1. «Я и природа» | — Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных; — Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы/ | Показать уникальность природы Краснодарского края, её хрупкость и, в то же время могущество.(Презинтация) | Дидактическая игра «Природа –не природа», «Угадай, что в мешочке» | Наблюдения на экологической тропе «Что такое природа». | Сбор мусора на экологической тропе. | |||
2. «Наш дом -природа» | — Воспитывать бережное отношение к окружающей природе; — Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. | Продемонстрировать радость общения с природой своей местности. | Чтение худ. Литературы: Э.Мошковская «Жил на свете человек», В.Орлов «Дом под крышей голубой» | Сравнить: «Дом – жилище человека» и «Дом – природа» Игра «Мой дом» | Аппликация из природного материала «Птичка» | |||
3. Осенние явления в неживой природе | Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями; Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе; Сезонные изменения: день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры. | Особенности явлений природы Краснодарского края /резкий, ранний приход осени/. Календарь природы. | Чтение художественной литературы, заучивание стихов. Дидактическая игра «Когда это бывает». | Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных нашего региона. Игра «Следы осени» |
Развлечение «Путешествие в осеннее царство» | |||
4. «Знакомим детей с почвой» | — Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля»; -Загрязнение почвы, возможные последствия; — Необходимость охраны почвы. | Показать плодородность почвы, разнообразность растительного мира. | Опыты: свойства почвы, «Отпечатки наших рук» . | Сезонные наблюдения за опавшими листьями. | Акция «Поможем земле подготовиться к зиме» |
Модуль №2 «Растительный мир осенью»
Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы | ||
октябрь | ||||||
1.Экскурсия в парк.
| — Закрепить правила поведения в природе; — Учить находить связь растений с насекомыми. — Уточнить знания: влияние света, тепла, воды на жизнь растений | Показать красоту осенних листьев. | Дидактическая игра «Угадай растение» | Наблюдение «Живые барометры» /предсказание погоды/ | Рисование «Парк осенью», сбор природного материала, поделки из природного материала | |
2-3 «Как растения готовятся к зиме» /целевая прогулка/ | — Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений. — Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев. |
Знакомство с местными растениями ближайшего окружения. Календарь природы. | Изготовление моделей «Цветок», «Условия жизни» | Наблюдение за цветущими растениями цветника, принесенными в группу | Аппликация «Осенний пейзаж» /из засушенных листьев/ | |
4. Цветущие растения | — Закрепить названия 4-5 цветущих растений — Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе. — Уточнить части растений и их функции . | Знакомство с холодостойкими растениями, которые цветут дольше остальных. | Пересаживание растений с клумб, уход за растениями | Наблюдение за ростом и развитием цветущих растений | Сбор семян |
Модуль №3 «Животный мир осенью»
Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы | |
ноябрь | |||||
1. «Поможем дождевому червю найти дом» | -Закрепить знания: почва как верхний слой земли. — Уточнить, обитатели почвы /на примере дождевых червей/, их роль в формировании почвы. | Формировать представление детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы. | Домашнее задание: узнать о пользе дождевых червей, Игра «Найди свой овощ» | Наблюдение за дождевыми червями после дождя. Создание дома для червей. | Просмотр обучающего видеофильма |
2. Сравнение диких и домашних животных | — Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных, дать представление о верблюде | Дать представление о кабане /внешний вид, среда обитания/ |
Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова | Поиск мест зимовки животных, насекомых | Насыпать в кормушки корм для птиц. |
3. «У воды, на воде» | — Учить детей замечать сезонные изменения на водоемах; -Закреплять знания: водоем как среда обитания животных и растений. | Бережное отношение к природе родного края | Рассмотрение иллюстраций, чтение книг об обитателях водоема | Опыты с водой. | Игровое экологическое занятие «Берегите воду» |
4. Беседа о перелетных птицах | — Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. — Связь птиц со средой обитания. – Заботливое отношение к птицам | Знакомить с конкретными видами птиц своей местности. Календарь природы. | Изготовление кормушек, заготовка кормов, кормление птиц. | Наблюдение за поведением птиц | Акция «Помогите птицам выжить»
|
Модуль № 4. «Экосистема – лес»
Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы | ||||
декабрь | ||||||||
1«Лес –многоэтажный дом» «Цепочка в лесу» | — Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга; — Уточнить: лес как пример сообщества. | Заповедные места Краснодарского края | Домашнее задание: лес и его обитатели, Дидактическая игра «У каждого свой дом», «Экологические цепочки» | опыт | Поделки из природного материала | |||
2«Кто главный в лесу?» | — Учить распознавать 5-6 деревьев, 3-4 кустарника; — Закрепить, главное звено в лесу – растение; — Уточнить последствия уничтожения деревьев; _ Воспитывать бережное отношение к лесу. | Красота лесов, горные массивы, смешанные леса. | Игра «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет?» Домашнее задание: подобрать литературу о питании обитателей леса | Целевая прогулка «Определение пород деревьев и кустарников» | Аппликация «Лесной житель» | |||
3 Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку –красавицу наших лесов» | — Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его; — Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться. | Бережное отношение к природе родного края | Сравнение искусственной и живой ели | Подсчет выброшенных елок. Опыты | Беседы о пользе деревьев и о вреде их вырубания | |||
4 Как вести себя в лесу. | расширить знания детей о лесе, о том, что он является домом для животных и растений. формировать экологически безопасное поведение детей в природе. воспитывать бережное отношени | Познакомить детей со стихотворением Л.Зеленского «Лесник» | Игра «Живая пирамида» | Опыт «Как маскируются животные» | Поделка из природного материала по желанию. |
Модуль №5. «Животный мир зимой»
Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы | |
февраль | |||||
1«Как животные проводят зиму в лесу?» | — Закрепить значение внешних факторов в жизни животных. — Уточнить, питание животных зимой, способы передвижения, места обитания. — Сезонные изменения в жизни животных. | Сочувствие к животным. Трудные условия жизни в холодный период | Чтение худ. литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картин | Наблюдение за сезонными изменениями в природе | Просмотр обучающего видеофильма «Природоведение для самых маленьких» |
2 «Беседа о зимующих птицах» | — Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. — Сезонные изменения в жизни птиц. Подкормка птиц. | Птицы ближайшей округи | Дидактическая игра по классификации птиц | Цикл наблюдений за зимующими птицами, кормление птиц. | Аппликация «Птицы на кормушке» |
3 Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу. | Формировать у детей представление о жизни животных в лесу , их приспособленности к зимнему периоду. Выявить как маскируются животные. | Какие дикие животные живут в Краснодарском крае. | Просмотр презентации. Игра «Перемешай и соотнеси» | опыт как маскируются животные. с101 Бонд. |
Лепка «Зайчик» |
4 Домашние животные зимой | Рассказать, что домашние животные не могут находить себе корм в природе зимой и люди специально готовят для них корм летом; дать представление об уходе за домашними животными зимой4 закрепить название детёнышей животных. | Просмотр презентации. «Домашние животные Краснодарского края» | Тризовская игра «Что было бы, если кошка лаяла….» | Опыт «Удивительный песок» | Поделка из природного материала по желанию. |
Модуль №6 «Неживая природа весной»
Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдение, опыты | Сопутствующие формы работы | |
март | |||||
1 «Как солнце жизнь дает земле» | — Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. | В Краснодарском крае весна – стремительная. | Поисковая деятельность по теме «Пробуждение живой природы» | Цикл наблюдений за солнцем | Праздник «Масленица» |
2«Камни, песок, глина» | — Уточнить знания детей: песок –сыпучесть, рыхлость… Глина – плотность, пластичность, вязкость. Отличительные признаки камней. | Краснодарский край богат природными ископаемыми | Рассматривание коллекции камней | Опыты по выявлению свойств песка, глины, камней. | Лепка (изготовление различных изделий) из (пластилина, солёного теста). |
Модуль № 7 «Растения весной»
Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы | |
март | |||||
3 «Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду» | — Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. — Зависимость роста растений от условий окружающей среды. — Определение состояния растений по внешним. | Болезни и вредители растений | «Огород на окне». Посев семян на рассаду, пикирование рассады. Уход за растениями уголка природы. | Опыты с семенами. | Определение здоровья растений дома. Помощь детям младшей группы в уходе за комнатными растениями. |
4 «Растения весной» | — Учить наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава… — Уточнить видеть разнообразие видов растений в природе. — Воспитывать эстетическое отношение к растениям. | Растительный мир Краснодарского края Появляются первые цветы: подснежники, одуванчики | Сравнение: дерево – куст; куст – трава. | Наблюдения за состоянием растений в разные времена года. | Просмотр обучающего видеофильма |
Модуль № 8 «Животный мир весной»
Программные задачи | Национально-региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы | |
апрель | |||||
1 «Особенности жизни зверей весной» | — Учить замечать особенности жизни зверей весной. — Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных | Размножение животных на примере 1 -2 видов, обитающих на территории Краснодарского края | Просмотр видеофильма «Дикая природа» | Опыт «Солнечные зайчики» | Тестопластика «Подсолнух» |
2 «О животных, которых не любят» | — Знакомство с некоторыми представителями земноводных, рептилий. Их отличительные черты. — Уточнить значение внешних особенностей в жизни животных. | Формировать понимание важности всех видов животных края. | Домашнее задание: подобрать информацию о пользе земноводных, рептилий. | Наблюдение за черепахой. | Рассматривание модели террариума. |
3 «Встречаем птиц» | — Совершенствовать знания о перелетных птицах; — Уточнить сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) | Первый прилет стрижей, ласточек, скворцов…; затем водоплавающих уток, лебедей, гусей. | Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные. | Наблюдение за прилетающими птицами, их поведением | Акция «Домик для скворца». Установка скворечников на деревья. |
4 «Когда животных в природе становится много или мало» | — Учить замечать нарушение равновесия в природе. — Взаимосвязь обитателей леса, цепочек питания. |
| «Экология в картинках», чтение «Взрыв без шума», «Что делать с кроликами?» Дидактическая игра «Невидимые нити». | Просмотр обучающего видеофильма |
|
Модуль № 9 «Природа и человек»
Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы | |
май | |||||
1 «Земля – живая планета» | — Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей. — Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь. | Закрепить экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе | Чтение художественной литературы о жизни растений и животных в разных экосистемах, необходимых условиях жизни. Дидактическая игра « Где чей дом?» | Наблюдения за живыми объектами, необходимые условия жизни | Выпуск листовок, плакатов «Сбережем планету нашу» |
2«Мы в ответе за тех, кого приручили» | — Познакомить с новыми сведениями о жизни животных уголка природы, рассказать, как за ними ухаживать. — Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. — Необходимость создания соответствующих условий близких к природным. |
| Знакомство детей с жизнью животных в природных условиях. Выделение правил общения с животными | Цикл наблюдений за животными. Экскурсия в зоопарк. | Ворсовая мозаика «Цыплёнок» |
3 «Этот удивительный мир насекомых» | — Уточнить многообразие насекомых. — Сезонные изменения в жизни насекомых. | Сроки пробуждения насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары. | Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе» | Цикл наблюдений за насекомыми | Консультация «Почему дети обижают насекомых?» |
4Беседа о Весне. | — Учить видеть сезонные изменения в природе. — Взаимосвязь живой и неживой природы. — Весенние работы на огороде, в саду, поле. | Ведение календаря природы на местном уровне. | Чтение художественной литературы о весне | Цикл наблюдений за сезонными изменениями в природе, за жизнью растений и животных | Труд на детском огороде и участке |
Ожидаемый результат:
Показателями высокой эколого-краеведческой культуры детей следует считать:
Интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
Желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
Желание заботиться о живых объектах природы;
Желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
Попытка оценивать свое поведение.
В процессе работы кружка предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников, посещающих коррекционную группу.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов экологического кружка «Друзья природы»
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:
Группа детского сада_________________________________________________
Дата проведения мониторинга__________________________________________
Имя, фамилия________________________________________________________
Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений, произрастающих в Краснодарском крае
___________________________________________
Имеет представления о процессе выращивания хлеба, называет зерновые культуры родного края __________________________________________________
Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира, обитающих на территории Краснодарского края _________________________________
Имеет представления о Красной книге, называет редкие и исчезающие виды растений и животных нашего региона
______________________________________
Имеет представления о лекарственных растениях, называть 5-6 лекарственных растения, произрастающих в нашем регионе ____________________________________
Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов родного края ___________________________________________________
Имеет представления об экологии родного края, называет факты отрицательного воздействия человека на природу нашего края_________________
Имеет представления о правилах поведения в природе________________________
Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении____________
Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями______________
Использует моделирование в разных видах экологически ориентированной деятельности___________________________________________________________
Сформированы основы экологического сознания____________________________
Оценка уровня развития:
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла – отдельные компоненты не развиты;
3 балла – соответствует возрасту;
4 балла – высокий.
Дальнейший анализ выстраивается в виде диаграмм в соответствии с уровнями развития по балловой системе. Диаграммы позволяют отследить динамику развития детей по каждому направлению экологического развития в течение учебного года.
Кроме того, учителем – логопедом группы, также проводится обследование детей, данные которого заносятся в подобную диаграмму, которая позволяет отследить уровень развитие словаря, связной речи, грамматического строя и т.д.
Список использованной литературы
Воронкевич. О. А. «Добро пожаловать в экологию» Часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. / Сост.– СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 336 с.
Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми «6-7» лет ТЦ «Учитель» 2007г.
Грехова Л.И. «В союзе с природой» — эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ИГЛ «Ставрополь, 2002 г.
Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) – М.: ВАКО, 2005 г.
Иванова А.И. «Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ»
ТЦ «Сфера» 2007г.
4. Кондратьева Н.Н. «Мы»: Программа экологического образования детей.– СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 240 с.
Николаева С. Н «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», — Москва: Новая школа, 1995 г.
Тавленко Л.Ф. «В гармонии с природой» Часть 1 старшая группа: Программа и методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений – Ульяновск.
Редакция журнала «Марий Эл учитель» «Природа – наш дом» — г. Йошкар-Ола, 1996г.
«Экологическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях Краснодарского края» Краснодар 2001г.