Муниципальное общеобразовательное учреждение
Детский сад «Ромашка»
Красноярский край. Город Шарыпово.
Конспект урока окружающего мира «Животные в зимнем лесу»
Составила
воспитатель первой
квалификационной категории
Тарасенкова Жанна Владимировна.
Цель:
закрепить представление о жизни животных (волк, лиса, заяц, медведь, белка) в зимней период, развивать умение составлять описательные рассказы используя схемы.
цели:
образовательная:
Научить детей взаимодействовать со сверстниками, продолжать учить детей находить причинно- следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания, развитие мелкой моторики.
Воспитательные задачи:
способствовать воспитанию у детей интереса к жизни леса, проявлять умение заботиться о
животных, воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки.
Развивающие задачи:
учить детей использовать сложносочинённые, сложноподчинённые предложения,
развивать внимание и наблюдательность, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Активизировать словарь детей словами, берлога, нора, логово, дупло.
Материалы и оборудования:
предметные картинки с изображением диких животных, разрезные картинки, схемы – модули,
трафареты, альбомные листы, карандаши, магнитная доска.
Приёмы:
социо – игровые приёмы, ТРИЗ, приём моделирования.
Ход занятия
Вводная часть.
Воспитатель:
Ребята, давайте встанем в круг, назовём имена. Игра «Назови соседей».
Цель:
Формирования самопринятия и принятия других детей.
Воспитатель предлагает составить правила поведения на занятии.
Дети:
не перебивать друг друга, внимательно слушать, помогать, если нужно, не кричать.
Основная часть.
Воспитатель сообщает детям, что по дороги в детский сад к ней подбежал какой – то зверёк и передал корзину с сюрпризом и карточками. Сюрприз дети увидят, если справятся с заданиями.
Дети получают карточки и делятся на микрогруппы по разрезным картинкам «Животные»
— Какие общие признаки есть у диких животных?
— Где живут? волк, лиса, медведь
(Ответы детей: логово, нора, берлога).
— Кто детёныши?
(Ответы детей: волчата, лисята, медвежата)
— Кого боятся?
(Ответы детей: волк – лису, медведя, охотников; лиса – волка, собак, охотников; медведь – зимой спит)
— Чем питаются?
(корой, зайцами, грызунами)
— Внешний вид.
Используя картинки, дети описывают внешний вид.
Дети: лиса – рыжая, у неё есть хвост, голова, на голове – уши, два глаза, нос, рот; туловище, четыре лапы – две передние и две задние.
Работа в микрогруппах.
Сейчас выберите самого низкого по росту, он будет посыльным.
Посыльные получают задание.
Каждая кампания по – очереди кидает кубик.
(на кубике на каждой стороне нарисовано одно животное)
А) первая кампания – показывает
Б) вторая кампания – угадывает
В) третья кампания – называет характерные особенности животного.
Затем кубик кидает вторая и третья кампании.
Воспитатель спрашивает детей, хотят ли они узнать, какой зверёк передал ей корзинку с сюрпризом.
Отгадайте тогда загадку.
Быстрый, но не волк,
Прыгает, но не лягушка
Пушистый, но не рукавичка.
Белый, но не снег. (Заяц)
-Хотите, я вас научу загадывать загадки, используя, схему?
Заяц: мягкий, но не вата
с ушами, но не осёл
прыгает, но не лягушка.
( на схеме приклеена мягкая ткань, вата, нарисованы ушки, ослик, лягушка)
Работа в микрогруппах.
Используя схему составить загадку (медведь, волк, лиса).
Воспитатель предлагает детям рассказать о животных зимнего леса.
(Заяц дикое животное, живёт в лесу, у него пушистое тело, длинные уши, быстрые лапы. Он меньше медведя. Зимой заяц белый, так ему легче прятаться от врагов, а летом серый. Питается корой, травкой из – под снега. Враги у зайца – лиса, волк и.т.д.)
Дети составляют рассказы.
Воспитатель:
А теперь мы немного поиграем. Игра «Лисичка».
Цель: Снятие нервно – мышечного напряжения.
Ходит лисонька кругом
Машет лисонька хвостом,
Лапки у лисы черны.
Усы у лисоньки длинны.
Куры бойтесь вы плутовку,
А не то утащит ловко.
(проговаривая слова – дети показывают характерные движения)
Воспитатель показывает снежную картину, и предлагает им отправиться в зимний лес на воображаемую прогулку.
Дыхательная гимнастика, с элементами йоги.
Улучшить циркуляцию работы лёгких и насыщение организма кислородом.
Предлагаю детям выполнить глубокие и громкие вдохи и выдохи, глубокие тихие вдохи и выдохи.
Воспитатель:
— как тихо вокруг. Постаралась волшебница – зима и укутала всё в пушистый снег.
-что можно увидеть в зимнем лесу? (следы животных и птиц, зверей…)
-какие деревья? ( ель, берёза, рябина. и. т. д)
— а кустарники есть в лесу?
(дети выставляют заранее приготовленный материал для составления картины)
— каких животных можно встретить?
дети: лису, зайца, волка, куропатку, тетерева, глухаря..
— чем они могут заниматься в лесу?
дети: корм искать, летать, ходить, кушать, спать..
— что звери оставляют на снегу? (следы). Какие они?
У зайца передние лапки маленькие, а задние большие. Он запутывает свои следы. Лиса свои следы пушистым хвостом заметает и т д
-кого зимой не встретишь?
дети: медведя – он спит в берлоге.
Воспитатель предлагает составить по получившейся картине рассказ.
В подарок зайчику выучим стишок
Жили — были зайчики на лесной опушке,
Жили – были зайчики в беленькой избушке.
Мыли свои ушки, мыли свои лапки
Наряжались зайчики, надевали тапочки.
Пальчиковая гимнастика. «Я рисую зайчика».
Цель:
Развитие мелкой моторики.
Воспитатель предлагает детям сделать книжку – малышку «Животные леса».
Дети по трафарету обводят животных и ёлочки. А в свободное время раскрашивают и собирают книжку.
Заключительная часть.
Предлагаю детям встать в круг и рассказать, что понравилось сегодня на занятии, что узнали нового, что было самым интересным.
В заключении дети закрывают глаза, и представляют, какой может быть подарок от зайчика.
Воспитатель показывает сюрприз от зайчика – и раздаёт всем морковки.
Используемый материал: схемы для обучения рассказыванию из учебно – методического пособия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по инновационной системе ТРИЗ – педагогика под редакцией Т.В. Погребной, Т.Н. Чередниковой, П.К. Ермоленко, Н.В. Торбеевой. «Чудесная лесенка». Красноярск 2002