РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ
г.Саранск Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 39″
Конспект урока по окружающему миру.
Тема: «Наши помощники- органы чувств»
Составитель:
учитель начальных классов
Зайкина Елена Викторовна
Класс: 1
Программа: » Планета знаний»
Учебный предмет:»Окружающий мир»
Тема: «Наши помощники- органы чувств»
Цель: формировать понятие «органы чувств»и показать их значение для организма.
Задачи:
-положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира;
— показать роль и специфику разных органов чувств;
— способствовать развитию интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;
— развивать устную речь;
— обогащать словарный запас;
— воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе
Личностные УУД:
— проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
-ответственно относиться к собственному здоровью
Регулятивные УУД:
— определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные УУД:
— использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;
— строить монологическую речь в устной форме
-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
-группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
—совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им
Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
Актуализация знаний | В классе оформлена выставка детских рисунков «Портрет моего товарища» -Вы нарисовали такие замечательные портреты! Я тоже захотела создать портрет моей знакомой девочки. Вот он. (Картина – портрет девочки, у которой не прорисовано лицо) -Что-то не так? -Что это значит? На доске учитель вывешивает картинки – изображения газ, носа, ушей, рта, ладони. —Что общего у этих частей? -Можем ли мы их назвать одним словом? | Наблюдают. Рассматривают, сравнивают, анализируют. -У девочки нет лица. У неё нет глаз, носа, рта, ушей
| Познававательные УУД: -Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. -Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков Регулятивные УУД: —определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя |
II. Формулирование темы и целей урока | — Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? — Как и почему их так называют, нам и предстоит узнать сегодня на уроке.
| Определяют и формулируют тему и цель урока с помощью учителя | Регулятивные УУД: — определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя |
III. Открытие детьми нового знания
| Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование. -Кто такие исследователи? Работа со словарём.
Исследователь — человек, занимающийся научными исследованиями. -Мы тоже можем назвать себя исследователями. -Кто будет предметом нашего исследования? -Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его органы. -Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. Повторим правила работы в группе. -Итак, приступим. 1. Исследование органа зрения. —Закройте глаза. Что у меня в руках? (Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос.) -Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос? Вывод. Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы. Работа в группах. -Каждая группа получит своё задание: 1 и 2 группе понадобятся конверты, 3 группе – коробка, 4 группе – папка. Задание: 1 и 2 группы выполните группировку, 3 и 4 группы определите назначение и дайте название предметам. — Проверяем работу групп. Вспомним правила обсуждения.
Правила обсуждения ответов. — Будьте внимательны. Представитель группы отвечает, а вы слушаете и…(слышите), смотрите и…(видите), думаете и…(оцениваете). (Карточки-опоры с изображением правил обсуждения ответов размещены на доске). — Сделаем вывод, что мы можем увидеть с помощью глаз -После проведённого исследования дадим научное определение. Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего? (Орган зрения) На доске появляется запись ОРГАН ЗРЕНИЯ рядом с картинкой — изображением глаз. -Зрение надо беречь. Какие правила охраны зрения вы знаете? (Свет при работе должен падать слева, нельзя читать лёжа, не наклоняться низко при письме, смотреть телевизор, сидя перед экраном на расстоянии 2-3 метра.)
Физминутка для глаз
2. Исследование органа слуха. —Приступаем к следующему исследованию. Закрываем ушки. (Учитель тихо поизносит какую-либо фразу.) -Что я сказала? Какой вывод можно сделать? (Уши нужны, чтобы слышать) -Поиграем в игру «Веришь — не веришь»: я скажу на ухо лаборантам фразу. Вернувшись на место, они скажут её вам, и вы в группе должны решить, правда это или нет. (Фразы: 1 группа – у человека 6 ушей, 2 группа – у слона самые большие уши, 3 группа – у человека в ухе спрятан маленький барабан, 4 группа – у кузнечика уши на коленках.) -Повторите фразу. Слушаем ваше мнение. — Уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Дайте научное определение. Уши – это орган чего? (Орган слуха)
На доске появляется запись ОРГАН СЛУХА рядом с картинкой — изображением ушей.
Физминутка (массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга, «качающееся дерево» — расслабление позвоночника) 3. Исследование органа обоняния. — Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт с использованием стаканчиков с крышечкой. Лаборанты, возьмите по стаканчику. (Стаканчики стоят на отдельном столике.) -Определите, что внутри, не снимая крышечки. (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.) -Нужен новый опыт. При проведении его надо соблюдать правила техники безопасности, ведь мы не знаем, что внутри. (Учитель показывает, как правильно открыть стаканчик.) Опыт №1. Оборудование: 4стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов по 1 ватному диску, пропитанному ароматами: 1) духов, 2) лимона, 3) чеснока. 4)лука. —Так что же внутри? Какой орган помог почувствовать запах? (Нос)
| -Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.
Работа со словарём Исследователь — человек, занимающийся научными исследованиями.
-Человек Повторяют правила Правила работы в группе.(Памятка) 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2. Не согласен – объясни, почему. 3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4. Говори только по делу. 5. Работайте дружно, помогайте друг другу. Исследуют орган зрения. -Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.
Формулируют Вывод. Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы
Работают в группах
Наблюдают сравнивают анализируют Проверяют. Корректируют .
Цвет, размер, форму, назначение, картинки, читать Глаза – это часть организма, то есть орган. Орган зрения Проговаривают правила охраны зрения Свет при работе должен падать слева, нельзя читать лёжа, не наклоняться низко при письме, смотреть телевизор, сидя перед экраном на расстоянии 2-3 метра.
Выполняют Физминутку для глаз
Исследуют орган слуха
-Уши нужны, чтобы слышать
Играют
Уши – это орган слуха
Физминутка
Исследуют орган обоняния.
Проведение опыта: каждый ученик в своей группе берёт стакан с предварительно снятой крышкой и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху.
| Регулятивные УУД: — планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; — вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные УУД: — использовать различные способы обработки , анализа и представления информации; — строить монологическую речь в устной форме.
Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; —совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им
Познававательные УУД: -Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. -Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков Личностные УУД: Ответственно относиться к собственному здоровью
Познавательные УУД: — использовать различные способы обработки , анализа и представления информации; — строить монологическую речь в устной форме.
Регулятивные УУД: — планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; -В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,
Познавательные УУД: Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
|
IV. Первичное закрепление | Вывод. В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи. Умение человека различать запахи получило название обоняние. Дайте научное определение. На доске появляется запись ОРГАН ОБОНЯНИЯ рядом с картинкой — изображением носа. 3. Исследование органа вкуса. -Для продолжения работы нам нужны стаканчики | Формулируют вывод В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.
Исследуют орган вкуса.
| Коммуникативные УУД: Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
|
| Лаборанты, возьмите их. (Стаканчики стоят на отдельном столике.) -Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали? (Затруднение в ответе) -Нужно провести ещё один опыт. Опыт №2 Оборудование: по 1 стаканчику на каждого ученика с бесцветной прозрачной жидкостью без запаха и по бумажной салфетке для гигиенических нужд. Жидкость может быть как одного вкуса для всех, например, лимонад, так и разных вкусов по количеству групп. Например, 1) сладкая, 2) кислая, 3) солёная, 4) минеральная вода без газа или обычная фильтрованная вода.
-Попробуйте. Что ощущаете? Какой орган помог определить вкус? (Язык) -Дайте научное определение этому органу. (Орган вкуса) На доске появляется запись ОРГАН ВКУСА рядом с картинкой — изображением рта с высунутым язычком. Общий вывод. -Вот и подходит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они, наши верные помощники? -Теперь дадим им общее название. (Опора на таблицу) Это органы (глаза, уши, нос, язык). А это чувства (зрение, слух, обоняние, вкус). Какое название отсюда следует? (Органы чувств)
-Проверим, верный ли вывод мы сделали. Возьмите лист с заданием. Что это? (Кроссворд) — Впишите в пустые клетки первые буквы каждого слова и прочитайте, что получится. (Органы чувств) -Значит, мы были правы? (Да) -Отгадайте загадки. 1. Всегда во рту, а не проглотить. (Язык) 2. Брат с братом через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза) 3. Меж двух светил в середине я один. (Нос) 4. У зверушки на макушке, а у нас ниже глаз. (Уши)
|
Проведение опыта: ученики пытаются определить, что в стакане по цвету, запаху, но это невозможно. В результате обсуждения делается вывод о необходимости попробовать на вкус. Дети пробуют жидкость, называют, что было в стакане, и приходят к выводу о роли органа вкуса. Язык- орган вкуса
Используя таблицу, дети называют органы чувств по порядку.
Отгадывают загадки. |
Регулятивные УУД: — планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;
Познавательные УУД: Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V. Итог урока Рефлексия | А когда мы придём кушать в столовую, какие органы чувств нам помогут узнать, что мы будем есть? (Орган зрения – увидеть блюдо, орган обоняния – почувствовать запах, орган вкуса – узнать вкус) —Так кто же они, наши помощники, без которых не обойтись в окружающем мире? (Органы чувств) -Назовите их. (Хоровой ответ) Открывается картина с портретом девочки, но уже с нарисованным улыбающимся лицом
|
Рефлексия Высказывания детей Продолжи предложение. — На уроке я узнал… -Было интересно… -Меня удивило… -Было трудно… -Я понял что… -Я научился… — Мне захотелось…
| Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других;
Личностные УУД: — проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
|