План-конспект урока окружающего мира 2 класс
УМК «Перспектива». Учебник «Окружающий мир»
Авторы: А.А.Плешаков , М.Ю. Новицкая.
Тема: «Старинная женская работа»
Цель темы
познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна,льняной пряжи и ткани;
закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей;
воспитывать трудолюбие как социально значимое человеческое качество.
Тип урока
формирование новых знаний и ценностного отношения к ним.
Планируемый результат
уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном;
называть ткани из шерсти, хлопка и льна.
определять особенности льняной ткани.
Предметные результаты:
-называть последовательность трудовых операций в работе со льном;
-определять особенности льняной ткани.
Метапредметные результаты:
-распределять операции между собой в паре для выполнения задания учителя;
-исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов –шерсти, хлопка, льна;
-реконструировать по рисункам последовательность трудовых операций в старинной работе со льном;
-соотносить эти операции;
— сравнивать и отмечать общие и различное в сезонной женской работе со льном у разных народов;
— обобщать итоги совместной работы.
Личностные результаты:
-осознавать нравственное значение совместной работы людей;
-испытывать уважение к такому значительному человеческому качеству, как трудолюбие.
Оборудование: лоскутки различных тканей, льняные нити, семена льна, масло льна, предметы домашнего обихода из льна, старинная рубашка из льна, Куколка – Льняница, индивидуальные карточки с заданиями.
Межпредметные связи
литературное чтение
Ресурсы:
Учебник «Окружающий мир»
Авторы: А.А.Плешаков , М.Ю. Новицкая
(часть первая)
Методическое пособие, компьютер, мультимедийнный проектор, экран.
Наглядный и раздаточный материал: лоскуты различных тканей, в том числе тканей из льна,
льняные нитки, семена льна, масло льна, карточки с заданиями,
Изделия из льна, куколка – льняница. Карта РФ.
Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
— Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
II.Актуализация знаний
— Ребята, какое сейчас время года?
— Докажите, что сейчас осень.
— А какие вы знаете осенние праздники? А православные праздники, которые народ празднует в это времягода?
— А вы знаете , что в это время у людей было много забот, давайте вспомним при каких совместных работах люди трудятся и поют песни и играют? (Капусные вечера , когда женщины собирались вместе и рубили капустуна зиму и чтобы скоротать эту работу они дружно это делали с песнями)
III. Мотивация к теме урока
— Как вы думаете почему я вас об этом спрашиваю?
-О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(Наверное мы будем говорить о ещё какой то работе )
— Ну, что ж запомните это предположение
— А сейчас послушайте загадку.
ЗАГАДКА
— В поле рос , скатерть принёс? (лён)
(СЛАЙД 1)
— А что такое лён? (это трава)
— Дети это не простая трава , а культурное растение.
(Слайд 2)
— До чего красив цветущий лён,всё поле в голубых цветочках .
IV. Проверка индивидуального задания
— А сейчас нам Маша расскажет, что она узнала про лен.
(Рассказ о льне)
— А где в жизни вы сталкивались с такими словами лён, льняная?
Сейчас одежда из льна стоит дорого и её мало производят, а раньше люди на Руси носили в основном льняные вещи. Сейчас лен – почти забытая культура в наших деревнях: невыгодно, трудоемко, неперспективно. Утрачиваются навыки ручной обработки льна, которые из века в век, из поколения в поколение передавались мастерицами.
Но мы должны помнить, что в хозяйстве России всегда были две главные культуры – рожь и лен. Мы не должны забывать трудовые традиции своего народа
ВЫСТАВКА ИЗДЕЛИЙ
Ребята , а сейчас посмотрите на изделия , которые находятся на выставке в нашем классе. Все эти изделия передали ваши родители (старинная рубашка ,рушники, скатерти , салфетки из льна), которые они бережно хранят от бабушек, пробабушек и можно смело сказать , что эти изделия стали музейными экспонатоми. На перемене можно подойти и поближе всё рассмотреть.
V.Работа в паре.
— А сейчас предлагаю вам выполнить задание в парах вами лежит салфетка (показ образца) – это салфетка из льна, потрогайте и изучите ее. Отложите салфеку , а теперь возьмите образцы тканей под номерами . Определите какой из этих трёх лоскутков – лён. Устно опишите каждый образец . Расскажите о ваших ощущениях, какая ткань :грубая , тёплая, шершавая , гладкая, плотная , прочная)
Чья пара будет готова ответить первой , дайте мне знать.(Ответы описание тканей )
(№1 )
Итак, под № 1 хлопок, №2 шерсть , №3 лён
— Какая это ткань ? Прочная и долговечная
VI. Проблемная ситуация (СЛАЙД 3)
Ребята, а о чём вы думаете глядя на эти вещи и на цветущее поле
Какие мысли у вас возникают? (А как делали такие вещи )
VII. Работа по теме урока
А хотели бы вы узнать как же получали такую ткань ?
— Да, мы сегодня познакомимся с важнейшей старинной женской работой , как женщины из семечек получали льняную ткань.
ЗАДАНИЕ
Но прежде чем послушать мой рассказ я вам даю задание
На столах у вас лежат карточки со словами – названиями этапов работы.Сейчас я буду о них рассказывать, а вы внимательно следите и последовательно выкладывайте сверху вниз.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Рассказ учителя
(Слайд 4)
Ранней весной нужно было вспахать поле и посеять лён. Эту работу делали мужчины. Приметы дня: Кукушка закуковала — пора сеять лен.
(Слайд 5)
Отцветёт лён, созреют на нём семена, к работе приступали женщины. Они срезали его серпами – это название древнего орудия труда,это железное лезвие, прикреплённое к деревянной ручке
Серпом удобно срезать(жать) высокие стебли такие как лён , рожь, пшеницу.
Целые поля женщины с серпами сжинали весь урожай , а потом складывали в небольшие скирды.
Трудно было ,но наши предки работы не боялись, да и сжать урожай это только часть дела.
(Слайд 6)
Из корбочек льна получали семена, а из семян целебное льняное масло. (Посмотрите образцы семян и масло льна)
(Слайд 7)
Снопы с длинными стеблями сначала вымачивали прямо в речке, придавив стебли к камням.Зелёная часть растений вымывалась проточной водой, оставались только прочные волокна
(Слайд 8)
Затем их сушили на специальных полках
(Слайд 9)
Потом лён трепали отделяя от древесной части стебля .
(Слайд 10)
Затем мяли, чтобы сделать его мягче. Так получалась
Куде́ль — короткое путаное волокно. (На доску вывешивается слово)
(Слайд 11)
Следущий этап это – ОЧЕСЫВАНИЕ
Чесали лен специальными щётками. Всю эту сложную работу женщины, выполняли вместе с песнями и беседами.
-Рассмотрите образцы оческов сантехнического льна, которые у вас лежат в коробочке на парте
(Слайд 12)
Затем женщины садились за прялки и руками скручивали из кудели, пряли пряжу – это нити !
-Рассмотрите образцы пряжу льна, которые у вас лежат в коробочке на парте
(Слайд 13)
А уж из нитей на ткацком станке ткали льняное полотно. Выполняли эту работу ткачихи.
Разумеется, сегодня большинство операций по обработке льна автоматизировано и выполняют станки на ткацких фабриках.
(Слайд 14)
Такая поучалась ткань. Здесь мы видим отбеленную ткань и натуральный холст. (Холсты используют для написания картин)
Из тонкой ткани шили одежду , предметы домашнего обихода, а из плотной – полотно для парусов
(Слайд 15)
На этом слайде мы видим готовые изделия домашнего обихода из льна
(Слайд 16)
На этом слайде мы старинные рубашки и современную женскую одежду.
VIII.Проверка работы в паре.
Давайте проверим , что у вас получилось ( уч-ся читает)
-Поднимите руки, у кого карточки выложены в той последовательности
ФИЗМИНУТКА
Шутливый массаж
«Били лён»
Били лён, били (стучать кулачками по спине).
Топили, топили (растирать ладонями).
Колотили, колотили (похлопывать).
Мяли, мяли (разминать пальцами).
Трепали, трепали (трясти за плечи, круговые движения ).
Белы скатерти ткали (чертить ребрами ладоней).
На столы накрывали (поглаживать ладонями).
IX.Закрепление
Работа по учебнику
Откройте учебник на стр 74
Прочитайте тему урока
Задания по рядам
1 ряд – читает стр 74 – 75 и выполняет задание на карточке 1.
2 ряд – читает стр 76 и выполняет задание на карточке 1
3 ряд – читает стр 77 и выполняет задание на карточке 1
Проверка
Итак, начинаем проверку вашей самостоятельной работы, внимательно послушайте выступления своих товарищей и подумайте какой можно сделать вывод.
Итак, 1 ряд, перед тем как послушать ответ на вопрос послушаем сообщение про Параскеву Пятницу, его подготовил
А теперь давайте расскажем, чем занимались женщины в этот день.
Кто готов отвечать (пересказ уч — ся)
А я вам приготовила сюрприз – смастерила настоящую куклу – Льняницу, из сантехнического льна . Пока её рассмотрите издалека , а на перемене рассмотрите поближе.
2 ряд – Озвучте своё задание, кто готов дать ответ.
Пересказ уч – ся
— Ребята , как вы думате труд русских женщин по обработке льна отличаеся от труда женщин народов коми.
3 ряд — Озвучте своё задание.
Но сначала уточним , кто такой был Димитрий Солунский.
Кто готов дать отвечать. — Так когда же заканчивали обработку льна Карельские женщины? (к 8 ноября день Димитрия Солунского)
X.Вывод:
Выполняя своё задание, слушая своих товарищей к какому выводу вы пришли?
(Что этой старинной работой занимались женщины разных народностей.
К какому празднику они заканчивали всю тяжёлую работу?
(заканчивали обрабатывать лен после праздника Покрова Пресвятой Богородицы, ко дню Димитрия Солунского и Параскевы Пятницы, женщины садились за прялку.)
— Правильно, такая небольшая разница зависела от погодно-климатических условий конкретной местности
Как должны были трудится женщины, чтобы всю работу сделать быстро? (дружно, сообща)
— Что можно в классе делать сообща, небольшими группами ?(дежурить, рисовать стенгазету)
Вывод стр 77 (Ученик читает)
Работа по тетради
А теперь откройте свои рабочие тетради на стр 46 и по памяти выполните задание №1
Какой по счету рисунок вы выбрали (2)
Заочная экскурсия в музей
(презентация)
А сейчас мы мысленно отправляемся в город Кострому, в музей льна и бересты. Город расположился на реке Волга, (показ города на карте РФ)
В 2005 году построила и создала уроженка города Костромы Забавина Наталья Павловна.
Сказочный теремок окружают зелёные лужайки, яркие цветники, ручеек
Лён — росток русской культуры, из которого с давних времен получают льняное волокно, называемое «северный шелк» и используемое для выработки тканей. Пройдем в зал льна.
Работа по тетради
Стр 47 , упр.3
12. Дом .задание.
Узнать для чего использовали ступу с пестом, когда обрабатывали лен.
11. Выводы и обобщения
Итак, о каком растении, дающим прочную красивую ткань, мы сегодня узнали?
Как выглядит это растение? (тонкий стебель с голубыми цветочками )
А теперь перечислим по порядку все этапы работы со льном.
13. Рефлексия .
Ребята, оцените свою работу на уроке , если вам понравился урок и вы узнали что то новое, то покажите мне образец ткани льна, если вы что — то не поняли, то покажите образец хлопка, урок не понравился — то покажите образец шерсти.
8