МБОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа
Курского района, Курской области
Конспект урока
по окружающему миру
в 3 классе
«Экологическая безопасность»
подготовила
учитель начальных классов
Сергеева Елена Ивановна
2013
Тема: «Экологическая безопасность»
Цели: формирование у обучающихся понятия «экологическая безопасность», экологических знаний, активной позиции по отношению к природе, повышение экологической культуры обучающихся; развитие наблюдательности и внимания, мышления, любознательности, речи обучающихся, умения сравнивать, анализировать и обобщать; воспитание экологической культуры, ответственности за судьбу своего общего дома—планеты Земля.
1. Организационный момент.
Прозвенел веселый звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
2.Проверка д/з
Тест. «Наша безопасность» ____________________
1.При пожаре звонить: 01, 02, 03, 04
2. Пешеход должен ходить:
а) по тротуару; б) переходить улицу там, где удобно;
в) переходить улицу там, где положено ; г) по сигналу светофора;
3. Где можно спрятаться во время грозы? а) под высоким деревом; б) в зарослях кустарника; в) возле металлического забора;
4. Отметь мероприятия по охране природы:
а) заготовка древесины; б) посадка лесов; в) браконьерство; г) создание заповедников
3. Вступительное слово учителя.
—Посмотрите вокруг: какой прекрасный удивительный мир нас окружает—леса, поля, реки. Моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша жизнь неотъемлема от неё. Природа, которая даёт нам всё для жизни, требует от нас бережного отношения к себе. Сейчас леса вырублены, реки мелеют и загрязняются, сотни видов животных, птиц, растений находятся на грани исчезновения. Подсчитано, что за день на Земле исчезает 100 видов растений и животных. Сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. 60% болезней людей—это результат состояния экологического напряжения.
Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту всё возьмёт?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждёт?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что Землю надо охранять:
Она, как мы, такая же—живая!
Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологическая катастрофа. 2013 г. в нашей стране объявлен годом охраны окружающей среды. ( как вы думаете для чего это делается?) Ответы обучающихся
4. Работа над темой урока.
1)Словарная работа.
—Отгадай слово: (На доске)
44 : 1 +12 = 56 96-30:3=86 24-6х2=12 100-10х8=20 16:2х0= 36+14х1=50
о г к о э л
( 0, 12, 20, 50, 56, 86)
—Расположи числа в порядке возрастания, и ты прочтёшь слово: (ЭКОЛОГ)
—Кто такой эколог? ( высказывания детей)
Беседа об экологии.
–Что такое экология? (наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой)
—Что изучает экология? ( как растения и животные связаны с воздухом, водой, землёй, с другими растениями и животными, как человек зависит от природы и как влияет на неё своими действиями)
—По утверждению многих учёных человечество идёт к экологической катастрофе. Наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен хорошо знать природу и стать немного экологом.
5. Чтение экологического рассказа.
Воскресенье в лесу. (читает хорошо подготовленный ученик)
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор. Весёлой музыкой мы оповестили лес—мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Быстро наломали веток, разожгли костёр. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что его бросила мать, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день.
-Перечислите ошибки, которые допустили школьники во время прогулки в лес. (Ответы обучающихся)
6. Физминутка.
Мы березку посадили,
Мы водой ее полили,
И березка подросла,
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила
И ребят поблагодарила.
7. Работа по учебнику.
—Назовите пути поступления загрязнённых веществ в организм (воздух, вода, продукты) —Как защититься от грязного воздуха в квартире? Не забывайте, что загрязняют природу не только фабрики и заводы, но и мы с вами.
—Как человек загрязняет природу, окружающую среду? (ответы обучающихся)
—Помните: природа перерабатывает пластиковый стакан—за 100 лет; телефонную карту—за 1000 лет; стеклянную бутылку—за 4000 лет!
Стихотворение. (читают дети)
Мы приехали на речку Мы прошли, конечно, мимо…
Воскресенье провести, Эй, ребята, крикнул Дима—
А свободного местечка вот местечко хоть куда!
Возле речки не найти! Родниковая вода!
Чудный вид! Прекрасный пляж!
Тут сидят и там сидят! Распаковывай багаж!
Загорают и едят
Отдыхают как хотят, Мы купались, загорали,
Сотни взрослых и ребят. Жгли костёр, в футбол играли—
Веселились как могли!
Мы по берегу пошли Пили квас, консервы ели,
И поляночку нашли. Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
Но на солнечной полянке И остались на полянке
Тут и там пустые банки. У потухшего костра:
И, как будто нам назло, Две разбитых наши склянки,
Даже битое стекло! Две размокшие баранки—
Словом, мусора гора!
Мы по бережку пошли,
Место новое нашли. Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Но и здесь до нас сидели: Только чистого местечка
Жгли костры, бумагу жгли— Возле речки не найти!
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!
8. Работа по учебнику. Цепь загрязнения. (с. 29-33)
—Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды? ( через воздух, воду, почву, продукты питания)
—Как защититься от загрязнённоё воды? ( не пить грязную воду, пользоваться фильтром)
—Какие правила экологической безопасности связаны с продуктами питания? (мыть овощи и фрукты)
—Можно ли защитить себя от воздействия вредных веществ? (высказывания детей) с.31.
9. Опыт. (по очистке воды в домашних условиях)
—Какой вывод можно из этого сделать? (ответы)
10. Работа в тетради.
11. Итог урока. Д/з. ( с.29-33)
—Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной красивей нету,
Во всей Вселенной она одна,
Что будет делать без нас она?!
« Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша Земля» К.Г.Паустовский.
Литература:
1. Учебник для 3 класса А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» (Часть2).
2. «Планета—наш дом». Мир вокруг нас. Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Издательство «Лайда» Москва-1995.
3. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс . Издательство Москва «ВАКО»-2008г.
4. И.В. Цветкова «Экологический светофор». Методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста. Москва-1999. Издательский дом «Ноосфера»
5. Экологические знаки об охране растени