Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
города Исилькуля Омской области
Конспект урока по окружающему миру
в 3 классе
«Наши предки славяне»
подготовила
учитель начальных классов
Шевченко Людмила Владимировна
г. Исилькуль
2011
Урок – объяснение нового материала.
Тема: Наши предки славяне.
Цель: Познакомить учащихся с древними предками — славянами через предъявление каскада логически взаимосвязанных развивающих заданий.
Задачи:
1. Развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельностей; наблюдательность, умение обобщать; повышать интерес к самому процессу познания.
2. Продолжить формирование навыка и привычки осмысленно воспринимать читаемый материал, обогащать и активизировать словарный запас, расширять кругозор детей, повторить понятия о родственных словах, синонимах, антонимах.
3. Воспитывать интерес к истории России, прививать любовь к Родине. Воспитывать доброжелательность друг к другу, умение общаться; способствовать развитию навыков само-, взаимоконтроля и оценки.
Оборудование:
Для учителя: схема-карта поселения славян, картина «Ремёсла в древней Руси», карточки с названием темы, со словами вопросами, компьютер, мультимедиа проектор, экран, выставка книг из серии «История России для детей».
Для учащихся: листы с текстом «Наши предки славяне», технологические карты, наборы карточек с названиями «качеств» славян, наборы деталей для составления модели славянина, ручки, клей.
Технологическая карта урока:
Этап урока | Дидактическая цель | Методы обучения | Формы обучения | |
1. | Организационный | Мотивация работы учащихся на уроке | эвристический | Беседа |
2. | Введение в тему урока | Подготовить учащихся к восприятию нового материала. Создание проблемной ситуации.
| Объяснительно-иллюстративный. Презентация | Беседа, работа со слайдами |
3. | Изучение нового материала | Познакомить учащихся с содержанием нового материала. Корректировка деятельности учащихся.
| Объяснительно-иллюстративный. Презентация | Рассказ, беседа, работа со слайдами Самостоятельная работа Работа на интерактивной доске |
| Физминутка | Отдых. Переключение на новый вид деятельности |
|
|
4. | Итог урока | Закрепление материала | Эвристический | Беседа. |
5. | Организационный Домашнее задание. | Инструктаж о выполнении домашнего задания. Подведение итогов урока | Эвристический | Творческое задание по выбору. |
План-конспект урока
Х о д у р о к а:
Деятельность учителя. Использование слайдов презентации | Деятельность учащихся | |
1. | Организационный момент Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке Листочки, ручка, карандаш? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! – Давайте улыбнемся друг другу, гостям. Садитесь.
| Дети усаживаются, проверяют готовность к уроку. |
2. | Введение в тему урока. – Тема урока необычная, историческая, поэтому я прошу вас быть внимательными, наблюдательными, активными и дружно работать в группах. — Ребята, а что это такое? Какое-то письмо. Давайте посмотрим, кому оно адресовано? — Нашим потомкам. Это ВАМ. — Кто бы мог прислать вам это письмо? От ваших предков. — А кто были наши предки? — Мы не знаем, но постараемся это узнать. — Кто догадался, какая тема урока? — Наши предки. (Учитель вывешивает на доску слова «Наши», «предки») – Это лента времени. На линии времени обозначьте год, в котором живем мы и наши современники. Обозначьте части схемы, соответствующие времени жизни наших предков и потомков. Подпишите их.
Предки 2009г. потомки Задание. Внимательно прочитайте три высказывания, записанные на листе, и найдите среди них верное. Объясните свою позицию.
Наши предки жили в далеком прошлом. Действительно, истинным является только это высказывание. Это и есть название раздела курса истории, к изучению которого мы сегодня приступаем: «Наши предки в далеком прошлом». Согласно критериям оценок, приведенных в технологических картах, оцените свой ответ. Давайте запишем в ваши технологические карты тему урока: «Наши предки …….». — Давайте заглянем в конверт, что могли прислать нам наши предки. Сформулируйте вопросы по данной теме, используя следующие вопросительные слова, написанные на карточках и помещенные на доске:
Кто были наши предки? Откуда они пришли? Как их называли? Где они жили? Какие они были? – Какую цель на урок перед собой поставите? – Искать ответы на наши вопросы. (Узнать о предках). – Запишите цель в технологическую карту.
| Учащиеся отвечают на вводные вопросы.
Работают в технологических картах
Оценивают свою работу
Формулируют вопросы. |
3. | Работа над новым материалом. – Искать ответы на вопросы будем в текстах. У каждого из вас есть лист, на котором напечатаны пять пронумерованных маленьких текстов. Давайте договоримся, что вы будете читать только тот текст, который я попрошу.
Наши предки 1. Наши предки жили по берегам рек: Днепр, Волхов, Ока. Наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была так велика, что прославленных предков наших, воинов — богатырей, часто другие народы звали на войну как союзников. Славно сражались они мечом и копьем. — Что заметили в тексте? – Выделенные слова. – Прочитаем их еще раз. – Славились, слава, прославленных, славно. Задание. – Подумайте в группах, что можно сказать о выделенных словах и объясните, почему так решили. – Это родственные однокоренные слова, у них общий корень «слав». – Если в данную схему: Запишете корень «слав», то узнаете, как звали наших предков. – Славяне. (Слайд № 2). – Запишите ответ на вопрос «Кто были наши предки?» в технологическую карту. 2. Задание: – На какие еще вопросы есть ответы в первом тексте? Прочитайте про себя, обсудите и дайте устный ответ. (Дети работают в группах). – В первом тексте есть ответы на вопросы: «Где жили предки? Откуда они пришли?»
— Как вы понимаете, что такое «предгорье Гималаев»?
( одновременно на схеме-карте отмечают реки) (Слад 4) -Обратите внимание, а все ли отмечено на моей карте? — Дополните мою карту недостающими обозначениями. – Что еще нарисовано на карте? – Условные обозначения леса и болота. – Как вы думаете, почему славяне селились по берегам рек? Дети отвечают. – Правильный ответ (или, подтверждение своим словам) вы найдете, прочитав второй текст. Но текст утратил некоторые слова и прежде чем прочесть мы попытаемся его восстановить
2. В те давние времена наша Родина была совсем не….., как теперь. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, раньше были … и болота. Только по широким полноводным….. можно было проплыть через лесные чащи. Река для славян была кормилицей. Они могли заниматься ….
– Запишите самостоятельно в технологической карте ответы на вопросы: «Где? Откуда?». Рассмотрите карту-схему, где изображены реки: Ока, Днепр, Западная Двина. — Оцените свою работу
3 – На какой следующий вопрос будем искать ответ? – Прочитайте третий текст и скажите, на какой вопрос мы сможем ответить. 3. Из летописей и старинных книг известно, что славяне по описанию были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах. Женщины носили длинные рубашки с пояском. Мужчины, носили просторные рубахи и штаны из льняного холста. В холода надевали на голову шапки из войлока(сваленной шерсти) или меха. На ногах лапти, сплетенные из лыка. — На какой вопрос мы ответили? – Составим словесный портрет славянина.
Сл. 5. Задание: – В группах из набора деталей соберите модель славянина. На лист бумаги наклейте только те детали, которые подходят по описанию. Ненужные детали отложите в сторону, затем готовую модель прикрепите на основу, отметьте номер своей группы. Творческая работа в группах. Анализ работ: – Общими усилиями мы составили макет «Портрет древнего славянина».
Одежда славян немного напоминала современную. Женщины носили длинные рубашки. Мужчины были одеты в просторные, подпоясанные кожаными ремнями рубахи и штаны из грубого холста – материи, полученной из толстых льняных ниток.
– Посмотрите на экран: Сл 6. «Поселок славян» — Что видите? Для чего нужна ограда? Ров с водой? Сл.7. «Внешний вид дома» — Так выглядел дом славян снаружи. Жили славяне в полуземлянках или бревенчатых домах. Пол в таком доме был углублен по отношению к поверхности земли, стены деревянные, в углу находилась каменная или глиняная печь. Дома богатых людей имели два, три, а иногда и более помещений.
Сл.8. «Жилище» — Что находится внутри? – В центре стоит ручная мельница, для чего она нужна? Откуда у славян зерно? Сл.6. «Поселок славян» (остается на экране)
Физминутка.
— Садитесь. Глядя на картинки, запишите в технологическую карту, чем занимались мужчины-славяне. Дети, рассматривая слайды, записывают: Сл.9. – Занимались земледелием, сеяли зерно. Сл.10. – Охотились с помощью лука и стрел. Сл.11. Занимались рыболовством. Вода являлась одним из главных жизненных компонентов. Река или озеро снабжали жителей рыбой, а также это был удобный и быстрый путь сообщения между зарождающимися городами. Рубили деревья, чтобы строить дома. – Деревья рубили еще для того, чтобы бревна с большими суками использовать для боронования земли. – Позже научились делать борону и соху из железа. – Собирали мед. (Бортничество). Бортничество- добыча меда диких пчел. Наиболее ценным товаром считались мед, воск, пушнина — Давайте проверим, правильно ли вы выполнили? Оцените свою работу. Картина «Ремесла в Древней Руси». – Посмотрите на картину. Что вы видите? Кузнецы с помощью домницы из железа делали разные предметы: лили топор, соху, ножницы, блесна, крючки, чугунную посуду, ковали детали для военной одежды. Сл.12, 13. Картина «Гончары». – Каким еще ремеслом занимались славяне? – Лепили глиняную посуду. – Кто знает, как называли людей, работающих с глиной? – Гончары. Сл.14. Сл.15. «Славяне собираются в поход». (Остается на экране).
– Древние славяне часто воевали. Их основные качества проявлялись в бою. Продолжим искать ответы на вопросы: «Какими были славяне?», «Какими качествами они обладали?». – У вас есть набор карточек с качествами характера людей. Прочитаем что на них написано. Дети читают слова: сообразительность, гостеприимство, свободолюбие, смелость, сила, терпеливость, щедрость, победа. — Прочитайте четвертый текст и выберите карточку с тем качеством, которое соответствует описанию качества славян в тексте. 4.Славянские воины умели устраивать засады. В тыл врага они пробирались под водой, держа во рту трубки, сделанные из камыша. Дети, работая в группах, выбирают карточку «Сообразительность», которая впоследствии вывешивается на доску. – Послушайте легенду. Уходя на работу, отец выставляет на стол продукты. Отец: «Надо оставить немножко гречневой крупы, сухарей, меда, простокваши». Сын: «Зачем, отец, ты оставляешь все это? Мы ведь уходим на сенокос надолго». – Как вы думаете, что ответил отец сыну? Запишите предполагаемый ответ в технологическую карту. Отец: «Авось, какой-нибудь путник зайдет, погреется, покормиться да нас добрым словом помянет».
– Каким качеством славились наши предки? – Гостеприимством. – В пятом тексте даны ошибочные предложения о славянах. Найдите ошибки и исправьте их. 5. 1) Древние славяне славились своей скупостью. 2)В военных сражениях они, как правило, проявляли трусость. 3)Их поражения часто объяснялись глупостью воинов. 4)От других народов славян отличали физическая слабость и нетерпеливость. 5)Но больше всего славяне любили рабство. Оцените свои ответы. – Еще славяне обладали такими качествами, как верность, надежность, преданность. Когда воин попадал в плен, он никогда не предавал свой народ. А женщина славянка, когда умирал ее муж, обычно лишала себя жизни.
– Более 60 лет назад наши воины одержали победу в Великой Отечественной войне над фашистами. Наверное, многие качества предков – славян помогли им одержать победу. Какие эти качества? — А еще помогла одержать победу людская вера в справедливость, в свои силы, в бога.
6. Наши предки тоже были верующими людьми. Долгое время славяне почитали разных богов. Главным их богом считался Перун, бог грома и молний. Бог солнца именовался Дажбогом, бог ветра-Стрибогом, бог огня-Сварогом. В глубочайшей древности огонь отгонял прочь тьму, холод, хищных зверей. Позже — собирал вкруг себя несколько поколений рода — большую семью, символизируя ее нераздельную общность. Сохранилось великое множество примет и поверий, связанных с Огнем. В присутствии Огня считалось немыслимым выругаться: «Сказал бы тебе… да нельзя: печь в избе!» Славяне верили, что в лесах живут косматые лешие, в озёрах и реках обитают опутанные тиной водяные и коварные русалки, а дома охраняют заботливые домовые. — Какие приметы, связанные с нечистой силой вы знаете? А сейчас какому богу поклоняются русские люди? | Работа с текстом. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют и записывают тему урока. Дети работают в группах. Слушают объяснение учителя, отвечают на вопросы. Работа с картой Работают деформированным текстом Оценивают свою работу Составление портрета учащимися. Творческая работа
Оценивают свою работу Слушают сообщение учителя Слушают сообщение учителя Отвечают на вопросы. Повторяют действия Делают записи в технологическую карту Оценивают свою работу Выбирают более точные слова. Оценивают свою работу Оценивают свою работу
|
4. | Итог урока. – Ребята, какую цель вы поставили в начале урока? – Узнать о предках. – Поднимите руки те, кто нашел ответы на все вопросы. – Что сможете рассказать своим сверстникам о славянах? — А теперь посчитайте, сколько ваши группы набрали баллов. -Если вы набрали 11-12 баллов, поставьте «5». -Если вы набрали 9-10 баллов, поставьте «4». -Если вы набрали 7-8 баллов, поставьте «3». -Если вы набрали меньше 7, баллов прочтите внимательно дома параграф «О наших предках славянах» и поработайте в индивидуальных листах обучения.
| Отвечая на вопросы, подводят итог урока Оценивают свою работу. |
5. | Домашнее задание. По выбору: приготовить творческие мини-проекты (короткое сообщение или рисунок) на темы: « Русалка», «Водяной», «Домовой», «Обстановка славянского дома», «Чем питались славяне», «Славянские праздники», «Нечистая сила в русских народных сказках». — И закончить этот урок мне бы хотелось стихотворением: Имеем мы обычаи, свои, Завет отцов и вечные преданья, И вещий сон в тени родных лесов, И шепот наших трав в лугах и на полянах, И шелест наших злаков в бороздах, Возделанных руками русских, И гик коней, И топот стад, И грай воздушных птиц — Все наше здесь…
| Записывают домашнее задание |
Литература
Асанов Л. Путь на Перынь. М.: Малыш, 1991.
Буганов В.Торг в стране восточных славян. Юный художник. 1991. № 1.
Васнецов В. Варяги. Юный художник. 1991. № 3.
Головин Н. Моя первая русская история.
Голицын С.Сказание о земле Московской. М.: 1991.
Гян В.В. Занимательные истории и памятные события по рассказам очевидцев. М.: 1997.
Жилье восточных славян. Картины по русской истории. Юный художник. 1990. № 7.
Иванов. С. Христиане и язычники. Юный художник. 1991 № 5.
Муравьев В. На ладьях в тридевятое царство. М.: 1989.
Обухова Л.А. Давным – давно. М.: 1989.
Сто игр по истории: Пособие для учителя. М.: Просвещение,1983.