Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «За землю Русскую!»


МОУ СОШ № 11

с углубленным изучением отдельных предметов

станицы Галюгаевской

Курского района Ставропольского края













Конспект урока

по окружающему миру

в 3 классе

«За землю Русскую!»






Подготовила

учитель начальных классов

Носова Ольга Михайловна






2010-2011 уч. г




Цели и задачи урока.

Линии развития личности ученика:

Линия 1. Овладение картиной мира: познакомить учащихся с «военной историей» Древнерусского государства.

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: создать образ русского воина-защитника, способность формированию отрицательного отношения к насилию, грабежу, завоевателям в современном мире.


Ход урока.


  1. Постановка проблемы: почему древнерусские города окружали стены?


Учитель: Представьте, что вы — иностранцы, путешественники и приехали в один из древнерусских городов. Как вы опишете город сво­им соотечественникам? (Ученики перечисляют характеристики: краси­вый, богатый, многолюдный, шумный, много домов и т.д.) Что являлось границей древнерусского города? (Стены с башнями и воротами.)

На доске появляется запись: «Города древней Руси были красивые, шумные (и т.д., что скажут дети). Были окружены стенами».

Учитель: Можно ли характеристики и определения, данные вами древнерусскому городу, отнести к современным городам? (Красивые, многолюдные и т.д. — все подходит.) Можем ли мы сказать, что города древние и современные в чем-то похожи? (Да.) А чем они отличаются? (Ученики могут отметить внешний вид зданий, новые транспортные средства, размеры современных городов и т.д.) Обносят ли современ­ные города стенами? (Нет.)

На доске появляется запись: «Современные города — большие, шум­ные и т.д. Стенами не окружены».

Учитель: Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?

Ученики: Древние города обносили стенами, а современные не обносят.

Учитель: Какой возникает вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (пробле­му) урока: «Почему древнерусские города окружали стены?».

Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.


II. Версии детей, актуализация знаний.

Учитель: Как вы думаете, на Руси появилось слово «город»? (От слова «огораживать» — обносить оградой, стеной.)

Учитель: Как вы думаете, почему современные города стенами не огораживают?

Ученики высказывают свои предположения, суть которых, скорее всего, сведется к тому, что:

  • оборона современных городов начинается уже на границе государ­ства;

  • крепостные стены не спасут от современных видов вооружения;

  • современные цивилизованные страны стараются решить возникаю­щие проблемы мирным путем, без применения военной силы.


  1. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).


1. Охрана границ Древней Руси.

Защита фантастических проектов.

Задание: подумайте, что из современных или сказочных средств защиты вы могли бы предложить великому князю Древней Руси, чтобы он лучше укрепил границы своего государства. Принимаются са­мые смелые предложения, главное — попробовать доказать, что ваше средство поможет князю не пустить врага на Русь.

Учитель может предложить свои варианты средств вооружения: рации, сигнализацию, сапоги-скороходы, ковры-самолеты и все, что подскажет фантазия. Представители групп выступают с защитой сво­их проектов. Можно выбрать лучший проект охраны древнерусских границ.

Учитель: Если бы все предложенные вами средства действительно были в распоряжении великого князя, то никакие враги не смогли бы напасть на Русь. Но, к сожалению, ничего этого у князя не было. Как же русским воинам удавалось защищать свое государство? Оказыва­ется, что при приближении неприятеля к границам государства рус­ские дружинники поджигали заранее собранные ветки, пучки соломы. От костра поднимался густой дым. Для чего они это делали? (Ученики высказывают предположения, что таким способом передовые отряды сообщали основному войску о приближении врага.)

Учитель: Попробуйте сделать вывод — в каком состоянии находи­лась охрана границ Древней Руси.

Ученики с помощью учителя делают вывод, что границы Древней Руси охранялись, но этого было недостаточно для защиты от набегов врага.


2. Городские стены — последняя преграда на пути врага.

Учитель: Представьте, что все мы живем в небольшом древнерус­ском городке или рядом с ним. Невдалеке запылали пожары, примчался гонец со страшной вестью — на нас идут полчища врагов. Что мы будем делать? {Уходить под защиту городских стен.) Что мы там будем де­лать? (Защищаться, пережидать осаду.)


Учитель раздает группам карточки с зада­ниями:

  • расскажите, как вы будете оборонять город от врагов;

  • предположите, какие запасы должны были заранее сделать жители города на случай осады;

  • составьте сообщение, которое гонец доставит в соседний крупный город;

  • подготовьте речь, которую мог произнести князь, воевода, священ­ник (на выбор) перед защитниками города.

После короткой подготовки представители групп отвечают по зада­ниям. Задача учителя — помочь ученикам создать эмоциональный образ обороняющегося города. Не забудьте отметить мужество защитников, предусмотрительность жителей города, необходимость взаимовыручки в трудную минуту.


3. Враги Древней Руси.

Учитель: Теперь давайте выясним, что за враги нападали на Древ­нюю Русь. Перед вами (на большом листе) незаполненная таблица. Сей­час вы по предложению будете читать вслух текст учебника (на с. 38 со слов «С юга…» до слов «…Ледовое побоище» на с. 40) и тот, в чьем предложении попадется информация для таблицы, должен вписать нужные сведения в соответствующую графу. Еще вам помогут иллюст­рации на с. 39.

Ученики читают текст, заполняют графы. В итоге должна получить­ся такая таблица (кроме нижней строчки — она будет заполняться на следующем уроке).

Враги Древней Руси



Откуда шла опасность

Кто нападал на Русь

С какой целью

Итоги нападений

С юга, со стороны

Степняки-кочевни-

Разграбление бога-

Кочевники соверша-

степей

ки (половцы)

тых русских горо-

ли набеги (грабили



дов

города, уводили




пленных, но затем




возвращались на




свои земли)

С северо-запада

Европейские рыца-

Завоевание русских

Ледовое побоище —


ри

земель

победа русских вои-




нов


Выполнение задания в тетради № 1, с. 14

Учитель: Какие враги были более опасны? Почему? (Враги из Европы были более опасны, так как ставили своей целью завоевание русских зе­мель, присоединение их к своим государствам.)


  1. Выражение решения проблемы.

Учитель: Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

Ученики: Почему древнерусские города окружали стенами?

Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Вывод: Состояние современных государств позволяет на­дежно укрепить границы, и государства стремятся к мирному решению проблем. В древнерусском государстве границы преодолеть было проще, и потому стены города служили последней преградой на пути врага.


  1. Применение нового знания

_ Тетрадь с.14-15 № 2,3,4 (по времени)


  1. Итог урока — организационный.


Учитель может попросить учени­ков оценить свою работу.

___ Кому что показалось трудным на уроке, непонятным?

Что на уроке было, на ваш взгляд, самым интересным?


  1. Домашнее задание.

Обязательное для всех: выполнить одно из зада­ний рабочей тетради к теме 7, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе.

Предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выбрать творческое задание:

  1. Найди в старинных былинах эпизоды, в которых рассказыва­ется о подвигах русских богатырей.

  2. Нарисуй или опиши словами древнерусского богатыря. Как ты считаешь, о чём думает изображённый тобой богатырь?

  3. Подбери народные пословицы, в которых говорится о защите Родины.

  4. Использую дополнительную литературу, подготовь сообщение об Александре Невском.





Использованная литература:

  1. Методическое пособие по окружающему миру «Моё Отечество» Д.Д. Данилова и др. БАЛЛАС, 2010

  2. Д.Д. Данилов и др. Учебник «Моё Отечество» БАЛЛАС 2010

  3. Н.И. Ворожейкина , Н.Ф. Виноградова ,учебник «Наша Родина в прошлом» Беседы по истории России. «Ассоциация 21 век» Смоленск, 2001

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Воздух"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: