Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Живая природа зимой»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Семьинская основная общеобразовательная школа»






( ОКРУЖАЮЩИЙ МИР — 2 – 4 КЛАССЫ )









СЕМЬИНСКАЯ ООШ

Учитель начальных классов

Подойницына Ирина Владимировна







ТЕМА. « ЖИВАЯ ПРИРОДА ЗИМОЙ.» . « ЛЕС И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ».


ЦЕЛЬ : ОБОБЩАТЬ НАБЛЮДЕНИЯ И ЗНАНИЯ ЗА ВНЕШНИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ С ПРИХОДОМ ЗИМЫ;

  • ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТУ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ;

  • РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ УЧАЩИХСЯ;

  • ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ.


ОБОРУДОВАНИЕ : ГРАМЗАПИСЬ, ВЫСТАВКА КНИГ, РИСУНКИ УЧАЩИХСЯ, КАРТИНКИ ЖИВОТНЫХ, СООБЩЕНИЯ УЧ – СЯ О ЖИВОТНЫХ ВЛАДИМИРСКОГО КРАЯ , ЦВЕТНАЯ БУМАГА, НОЖНИЦЫ, ПИСЬМА.



ПЛАН УРОКА.

УЧИТЕЛЬ. Как много в нашем мире красоты,

Которой часто мы не замечаем.

Всё потому, что каждый день встречаем

Её давно знакомые черты.

Мы знаем, что красивы облака,

Река, цветы, лицо любимой мамы.

Но есть другая красота, Или пчелы трудолюбивой,

Которая не кажется красивой. Или змеи, лягушки и жука,

К примеру, красота крота. Или другого странного» народа».

Крота ? Вы спросите ? Да – да! Не зря все бесконечные века

Его ваяла мудрая природа.

Вглядись в лицо любого существа –

И ты увидишь, как она права !


( Звучит заставка к телепередаче « В МИРЕ ЖИВОТНЫХ » )


УЧИТЕЛЬ. — Здравствуйте, дорогие зрители !

Мы рады видеть вас на нашей передаче « В мире животных». Сегодня мы будем говорить о лесе и о его обитателях. попытаемся обменяться между собой дополнительной информацией по нашей теме. И я надеюсь, что в конце нашей передаче вы ответите на главный вопрос :

  • — Что мы можем сделать для того, чтобы жила и радовала нас природа?


К нам на передачу пришли гости. Это лесник, научный сотрудник зоопарка, юнкор журнала « Юный натуралист». ( входят уч –ся )


А начнём мы нашу передачу с такого вопроса.

  • — Почему лес называют « лёгкие нашей планеты» ?

(Ответы детей. Лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают очень много углекислого газа. 1 га. леса за 1 час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек )


  • — Какую роль играет лес в природе и в жизни человека ?

( Лес – это дом для растений, животных, грибов. Защитник воздуха, водоёмов, почв. Место для отдыха человека.

Лес – источник древесины )


  • — А у вас есть вопросы к нашим гостям ?


Ученик. Может ли мороз убить дерево ?

Учитель. Вот об этом нам сейчас и расскажет лесник, который пришёл к нам на телепередачу. ( представляю ученика )


Лесник. Конечно , может. Если дерево промёрзнет, всё насквозь, оно погибнет, особенно в суровые малоснежные зимы. Деревья погибали бы, если бы они не сберегали в себе тепло.

Кормиться, расти – на это надо тратить много сил, много тепла. И поэтому на зиму деревья перестают расти, отказываются от еды. Они погружаются в глубокий сон. Много выделяют тепла листья, поэтому их на зиму сбрасывают. А сброшенные листья, гниющие на земле, сами дают тепло.

На каждом дереве есть « шуба», которая защищает его от мороза. Чем старше дерево, тем толще кора, а значит и теплее.

Но самая лучшая защита от морозов пушистое снежное покрывало.

Знаете ли вы, что на 1 га. леса падает свыше 2 тонн хвои, листьев, веток, шишек, коры. И всё это перерабатывают грибы – дождевики.


Лесник. – А какие пословицы и поговорки знаете вы о лесе ?


( Учащиеся . РОЩИ ДА ЛЕСА – ВСЕМУ СВЕТУ КРАСА.

ПО ЛЕСУ ХОДИ – ПОД НОГИ ГЛЯДИ.

ЛЕС И ВОДА – БРАТ И СЕСТРА.

ЛЕС НЕ ШКОЛА , А ВСЕХ УЧИТ. )

Молодцы! А сейчас посмотрите небольшие сценки.

( « Дятел и тетерев ». « Лиса и медведь» )

Лиса : — Ты что делаешь ? Медведь : — Я то, да ем.

— А днём что делаешь ? — И днём ем.

— А утром ? — Да , тоже ем.

— А вечером ? — И вечером ем.

— А когда же ты не ешь ? — Да когда сыт бываю.

— Когда же ты сыт бываешь ? — Да никогда.


  • — Вы догадались , о ком мы сейчас будем говорить ?

  • — Почему их называют дикими животными ?


( ученик задаёт вопрос )

  • А как живётся диким зверям зимой в лесу ?


Лесник. Кто сыт , тому и холод не страшен. Ледяной ветер гуляет в открытой степи, носится по лесу. Он забирается под тугое крыло, проникает в густую шерсть, студит кровь. Ни усидишь на земле, ни на ветке: всё покрыто снегом, стынут лапы. Надо прыгать, бегать, летать, чтобы согреться. Хорошо тому, у кого тёплое, уютное логово, норка, гнездо.

Хорошо и тому, у кого запасов полная кладовка. Закусил поплотнее, свернулся калачиком, спи крепко.


Лесник . – А если нет норы , запасов что делать ? Кто сможет мне ответить ?


Юнкор. У зверей да птиц всё дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Под кожей жирок – лучшая подкладка под тёплую или пуховую шубу . сквозь шерсть пройдёт, сквозь перо проймёт, а жир под кожей никакой мороз не прошибает.

Лесник. Я с вами согласен. Вволю бы пищи – никакая зима не страшна была бы.

Физминутка .


Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели.

И их лучики согрели.

Бабочки летали, крыльями махали.

Дружно хлопаем,

Ножками мы топаем !

Хорошо мы погуляли и немножечко устали !

Учитель. К нам на передачу пришло письмо от Алёши из Красноярского края. Он нам прислал кроссворд « Животные леса », чтобы заполнить кроссворд, мы должны отгадать загадки.

( по горизонтали в клетках ключевое слово « животные леса»)

Загадки. ( по вертикали) 1. Словно ёлка, весь в иголках. ( ёж )

2. Хвост пушистый . мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. ( лиса )

3. Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается ото сна. ( медведь )

4. Кто зимой холодной бродит злой, голодный. ( волк )

5. Сделал дырку, вырыл нору.

Солнце сияет, а он и не знает. ( крот )

6. Днём сидит он как слепой,

А лишь вечер – за разбой. ( филин )

7. Маленький рост, длинный хвост,

Серенькая шубка, остренькие зубки. ( мышь )

8. По веткам скачет, а не птица,

Рыжая, да не лисица. ( белка )

9. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. ( лось )

10. Он в своей лесной палате,

Носит пёстренький халатик,

Он деревья лечит, постучит – и легче. ( дятел )

11. Мне не скажешь слово « брысь »,

Я не кошка ведь, а …… ( рысь )

12. Зимой беленький , летом серенький,

Никого не обижает, а всех сам боится. ( заяц )


Учитель. – А какие поговорки о животных вы знаете ?

  • Всякая лиса свой хвост хвалит.

  • Не верь козлу в огороде,

А волку в овчарне.

  • Поневоле заяц бежит,

Когда летать не на чем.

  • Бывает и медведь летает,

Когда с кучи столкнут.


Учитель. – А теперь предоставим слово следующему нашему гостю- научному сотруднику зоопарка.

Научный сотрудник. Вот уже много лет я работаю научным сотрудником в зоопарке. В нашем зоопарке находится очень много животных. И очень часто они попадают к нам не по своей воле. И у меня к вам вот такой будет вопрос.

  • — Назовите несколько экологических проблем, которые угрожают животным ?

( вырубка леса, браконьерство, завоз из других стран, бросают животных, неумеренное истребление животных ).

Юнкор. А у меня есть ещё вот такие вопросы. И хочется услышать ответы на эти вопросы.

  • — Косой ли заяц ?

  • — А сколько у ежа иголок ?

Так пусть нам на эти вопросы ответит научный сотрудник.

Научый сотрудник. Косой ли заяц ?

Мало кто об этом задумывался, но зоологи подсчитали; на каждом квадратном см. ежиного тельца в среднем 15 штук иголок. А всего у ежа 6 – 7 тысяч иголок.


Ученик. А как новорождённые ёжики ? Уже с иголками ?

Сотрудник. Конечно же нет. На розовом тельце у них только множество бугорков. Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые, но постепенно твердеют и темнеют. А растут быстро – в сутки на 1 мм. Слепой ещё, а уже в клубок умеет свёртываться- не подходи !

Почемучка. А я знаю почему лису Патрикеевной зовут ?( с. 21. Журнал « Юный натуралист» 1979 г. )

Правил когда – то Новгородским княжеством Патрикей, и был он удивительно хитрым и изворотливым, чем и прославился. С тех пор ему подобных и стали называть Патрикеевичем да Патрикеевной. Но крепче крепкого это имя пристало к лисе, и не зря пристало, потому что это действительно очень хитрый и ловкий зверь.


Учитель. — А кто ещё нам расскажет о лесных жителях ?

( дети зачитывают свои сообщения. Приложение №2)

  • ЗАГАДКА. Летом серенький, а зимой беленький. ( заяц )


  • ПОДЕЛКА – ОРИГАМИ « ЗАЯЦ»

  • ФИЗМИНУТКА. Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Раз –два , надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто – то зайку испугал –

Зайка прыг – и убежал.


  • ОТВЕТЫ НА ПИСЬМА ТЕЛЕЗРИТЕЛЕЙ. ОЦЕНИ СИТУАЦИЮ.

А сейчас обратимся к письмам, которые пришли на нашу передачу и постараемся ответить. Письмо пришло от девочки Кати. Вот что она пишет.

А) На день рождения мне подарили щенка. Наконец – то сбылась моя мечта. Теперь у меня есть новый друг – щенок. Я первое время долго играла с ним, кормила, гуляла. А потом мне подарили большую говорящую куклу и забыла о своём друге – щенке. Вспоминала я очень редко о нём, но вот когда он заболел, мама сказала :

— Больной собаке не место в доме, пусть живёт на улице.

От этих слов я расстроилась и несколько дней не разговаривала с мамой.

— Как вы думаете, права мама или нет ? И что мне делать ?

( выслушиваются ответы детей )


А вот ещё одно письмо . Оно пришло из Алтайского края от мальчика Серёжи. Вот что он пишет.

Б) Я хочу рассказать о том , как мы с друзьями отдыхали в лесу. Ведь вы знаете какие у нас красивые места. Целый день мы провели на лесной опушке, недалеко от речки. Ловили рыбу. Жгли костёр, варили уху, звучала музыка, играли. Так и не заметили как наступил вечер. Быстро всё покидали в рюкзаки и на велосипедах поехали домой. А на обратном пути Володька, мой лучший друг, взял домой маленького ёжика, чтобы показать своему младшему брату. Нам так понравилось, что мы решили в следующие выходные тоже поедем с друзьями в лес.


— Как вы думаете, правильно ребята вели себя в лесу ?

— Какие правила они нарушили ?

( Ответы детей )


Рефлексия. Дорогие ребята !

Я рада, что вы все приняли активное участие в нашей передаче.

— Вам понравился урок?

— Что интересного вы узнали для себя ?

Кто из вас ответит на вопрос, который был поставлен в начале урока.

— Что мы можем сделать для того, чтобы жила и радовала нас природа?

(Ответы учащихся )


Ученик. Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг :

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Без растений и животных, Без лесов, полей и рек

Без красивых гор высоких, Жить не может человек.

Так давайте сбережём

Наш земной природный дом.




Приложение № 1. КРОССВОРД






6







3


5


10





11

1

2


4



7

8



12

Ж

И

В

О

Т

Н

Ы

Е

Е

С

А

































ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.



а) КАБАН. По внешнему виду напоминает домашнюю свинью. Голова большая, массивная. Нижние клыки сильно развиты, верхние зубы тупые и искривлённые. Более ста лет тому назад из – за хищнического ведения охотничьего промысла был истреблён. Сейчас кабаны у нас встречаются, а заходят они к нам небольшими группами из соседних областей – Московской и Рязанской.

Глухие заболоченные лесные участки с большим количеством дубняка – благоприятные места для жизни кабана.

Активный образ жизни этот зверь ведёт ночью, днём чаще всего спит. Он осторожен, быстро бегает, имеет хорошее обоняние и слух. Раненый кабан опасен для человека.

Зимой и весной кабан разыскивает оставшиеся с осени жёлуди, орехи, выкапывает клубни, корни, луковицы. Поедает ягоды, а также насекомых и червей. Зимой в нашем районе разрешена охота на кабанов только по лицензии.


б) ЛИСИЦА. В наших охотничьих угодьях обитают только три вида семейства собак – лисица, уссурийский енот и волк.

Этот хищный зверёк широко распространён у нас. Хозяйственная деятельность человека – вырубка лесов, осушение болот и т. д. положительно сказывается на увеличение численности этого зверька.

Такие районы как, Небыловский, Ставровский, Суздальский, Юрьев – Польский наиболее благоприятны для жизни лисиц. Здесь во многих оврагах, заросших кустарником, на плодородных полях, зверь находит хорошие условия для постройки нор и достаточное количество кормов.

Лисицы обычно выходят на охоту с заходом солнца. В зимнее время, особенно в ненастную погоду, их можно видеть и днём. Ввиду ценности шкурок этого зверька охота на него строго ограничена, она разрешается в период с 15 ноября по 15 февраля.


в) ЛОСЬ. Это самый крупный зверь нашей области. Длина его тела достигает 2,5 – 3 метров, высота -235 см. Самцы имеют рога, которые в конце января – феврале сбрасываются, но к осени вновь отрастают. Мясо лося питательно и вкусно. Шкура его используется как ценное сырьё в кожевенной промышленности. В результате истребления лосей человеком они почти исчезли из лесов нашей области.

Лоси распространены у нас по всем районам, но больше всего их в Гусевском, Курловском, Судогодском, Петушинском, Селевановском районах. Держатся эти животные чаще всего стадами из 4 – 6, изредка 15 и более голов.

Опасным врагом для лосей является волк. За убой лося без разрешения виновники привлекаются к уголовной ответственности.

Раненый лось опасен для человека. В одном районе нашей области отмечен случай, когда в лесу нашли мёртвого лося, а рядом с ним лежал труп охотника , стрелявшего в лося, несколько поодаль валялась мёртвая собака.






















Используемая литература:


  1. Учебники « Окружающий мир» 2 класс и 4 класс УМК « Школа России» А.А .Плешаков 2009 г.

  2. Журналы « Юный натуралист» № 11 1979 г ., с. 21; №3 1978 г ; № 11 1980 г

  3. Журналы « Начальная школа» № 9 1993 г ; № 7 2004 г

  4. Учебник « Естествознание». Москва « Просвещение» 1995 г.

  5. https://muzofon.com/search/- музыкальная заставка к передаче « В мире животных»














Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Явления природы"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: