Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Новодугинская средняя общеобразовательная школа»
Новодугинского района Смоленской области
Конспект урока
по окружающему миру в 1 классе
«Растения огорода»
подготовила учитель начальных классов
Савицкая Инна Сергеевна
с. Новодугино
2012 г.
На данном уроке дети в игровой форме познакомятся с растениями огорода, узнают об их целебных свойствах. На материалах урока формируется уважительное отношение к труду овощевода. Словарь учащихся обогащается новыми словами, развиваются творческие способности младших школьников.
Тема урока: Растения огорода
Цели урока:
знакомство с понятием «овощи» и их значение для человека;
развитие речи, фантазии, воображения и творческих способностей учащихся;
воспитание уважения к крестьянскому труду.
Оборудование:
Учебник – тетрадь для 1 класса.
Альбомные листы.
Цветные карандаши.
Наглядный материал – кроссворд.
«Шапочки» овощей для инсценировки.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Сегодня на уроке вам понадобится: учебник-тетрадь по окружающему миру, простой и цветные карандаши, альбомный лист и, конечно, ваша светлая голова с умными мыслями, умелые руки, ваше внимание и умение правильно вести себя на уроке.
2.Тема урока (сообщение).
— Ребята, мы будем разгадывать кроссворд. Если вы правильно назовете все слова, то сможете узнать тему сегодняшнего урока. Я буду записывать слова целиком, а вы вписывайте только по одной букве в красных клеточках.
Учитель заполняет кроссворд на доске, дети работают в тетрадях (с.47)
— Что нарисовано около цифры 1? И т.д. (щавель, свекла)
После заполнения кроссворда дети хором прочитывают в красных клеточках слово «овощи».
— Ребята, а где растут овощи? (На огороде).
— Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Растения огорода» и разговаривать мы с вами будем об овощах.
— Ребята, к нам опять пришла Опечатка, значит, в кроссворде есть ошибка. Нам нужно ее найти и исправить. Но помните, что тема урока – овощи. (Нарисован на груше – это фрукт.) Давайте, исправим ошибку. На чем можно было бы нарисовать кроссворд?
Выслушать ответы 3-4 человек.
3. Работа по учебнику (с.43)
— Ребята, а сейчас мы выясним, кто из вас самый внимательный. Прочтем стихотворение. А вы запоминайте, какие овощи попали огороднику в корзину. (Читают 4 человека по очереди с учителем).
— Какие овощи в корзине у огородника?
— А теперь проведем игру «Доскажи словечко» и наполним корзину огородника доверху.
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков горох
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я капуста.
Кругла, рассыпчата бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь правда вкусная картошка.
Микробов он сбивает с ног,
Ну а зовут его – чеснок.
Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус
Узнали вы? Я – свекла.
Вырастаю всем на диво,
Высока, стройна, красива.
Прячу в светлые перчатки
Золотистые початки.
Хоть не слаще я арбуза,
Но сытней. Я – кукуруза.
— А какие овощи вы еще знаете? Называйте только те, о которых мы не упоминали.
(Тыква, редис, укроп, перец, салат, петрушка, хрен, кабачок).
— Дома цветными карандашами нарисуйте овощи в корзинке огородника.
4. -Ребята, давайте вспомним, как начинается сказка про репку. «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая». Так бывает только в сказках. Давайте, попробуем вырастить репку вместе. Представьте, что вы находитесь не в школе за партами, а на огороде. Когда начинают сажать овощи?
(Весной)
— Солнышко хорошо прогрело землю, она стала теплой. Что нужно сделать вначале?
Рассказ детей
Вскопать землю лопатой.
Разрыхлить граблями, чтобы не было комков.
Сделать грядку.
Пролить ее.
Посеять семена.
Если жаркое лето – часто поливать.
Пропалывать сорняки.
— Почему нельзя поливать растения, когда солнце? Найдите ответ к следующему уроку.
— Ребята, вы знаете, что растения бывают культурные и дикорастущие. Овощи? Сорняки?
— Что относится к живой, неживой природе, изделиям человека?
(Земля, лейка, растения, червяки, забор, лопата, бабочки, камень)
Вывод: труд тяжелый, надо приложить много старания, чтобы вырастить богатый урожай. Колхозникам приходится много трудиться. И хотя им помогают машины, но труд их тяжел. Они идут на работу с восходом солнца, а рабочий день заканчивается, когда солнышко садится. Мы должны с уважением относиться к людям, которые выращивают для нас овощи.
5.Физкультминутка.
Мы цветы в саду сажаем, (наклоны вниз)
Их из лейки поливаем (вытягивать руки вперед)
Астры, лилии, тюльпаны (приседать с хлопком)
Пусть растут для нашей мамы! (прыжки с хлопками)
6. — Как называется профессия человека, который выращивает овощи? Овощи разводит – овощевод (повторить хором)
— Для чего человеку нужны овощи, зачем он их выращивает?
— Какой овощ для вас самый вкусный? Опросить3-4 человек.
— Давайте послушаем, как считают сами овощи, кто из них, из овощей, самый вкусный?
7.Игра-инсценировка «Спор овощей»
Урожай у нас хорош, уродился густо:
И морковка, и картошка, белая капуста.
Баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьёзный спор.
Кто из нас, из овощей, и вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всех полезней?
Выскочил горошек – ну и хвастунишка!
Я такой хорошенький зелёненький мальчишка!
Если только захочу, всех горошком угощу!
От обиды покраснев свёкла проворчала:
Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала.
Свёклу надо для борща и для винегрета.
Кушай сам и угощай – лучше свёклы нету!
Ты уж, свёкла, помолчи! Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Зайчики-плутишки любят кочерыжки.
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.
Очень будете довольны, съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик всем понравится, конечно!
Я – румяная редиска. Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем? Я и так известна всем.
Про меня рассказ недлинный: кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок, крепким, сильным, ловким.
Тут надулся помидор и промолвил строго:
Не болтай, морковка, вздор, помолчи немного.
Самый вкусный и приятный уж, конечно, сок томатный.
Витаминов много в нём, мы его охотно пьём.
У окна поставьте ящик, поливайте только чаще.
И тогда, как верный друг, к вам придёт зелёный лук.
Я – приправа в каждом блюде и всегда полезен людям
Угадали? Я – ваш друг, я – простой зелёный лук!
Я, картошка, так скромна – слова не сказала…
Но картошка так нужна и большим и малым.
Баклажанная икра так вкусна, полезна.
Спор давно кончать пора, спорить бесполезно (стук в дверь)
Кто-то, кажется, стучит.
Это Доктор Айболит.
Ну, конечно, это я. О чём спорите, друзья?
Кто из нас, из овощей, и вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всех полезней?
Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить
Все, без исключенья. В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус, и решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее!
— Овощи содержат витамины, необходимые для нашего организма. Слово «витамины» в переводе с латинского языка означает «жизнь».
Витамин А – витамин роста. Он помогает нашим глазам сохранять зрение. Найти его можно в моркови и зелёном луке.
Витамин С – прячется во всех овощах, ягодах и фруктах.
8. Самостоятельная работа. Задание на развитие воображения, фантазии.
— А теперь, ребята, пофантазируйте и нарисуйте весёлый огород по шутливому стихотворению. Закройте глаза и представьте, как редис, репа, морковь, лук, свёкла растут шиворот-навыворот. Учитель читает стихотворение, дети рисуют цветными карандашами.
Шиворот-навыворот, всё наоборот,
Шиворот-навыворот посажен огород.
Свёкла и морковка, репа, редька, лук
Корешками кверху выросли вокруг.
И на каждой грядке друг за дружкой в ряд
Всюду разноцветные корешки торчат:
Жёлтый, белый, красный, синий, серый цвет,
Но нигде зелёного в огороде нет.
Если греет солнышко, если дождь идёт,
Шиворот-навыворот всё на нём растёт:
Зелень под землёю, сверху корешок,
Шиворот-навыворот… кончился стишок.
Выставка детских рисунков.
Список использованной литературы
Борисов И. И., Соколов С. Я. Лекарственные свойства сельскохозяйственных растений. — Минск: 1985.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. — Москва: Просвещение, 1991.
Рябцева И. Ю. , Жданова Л. Ф. Сборник сценариев «Приходите к нам на праздник». — Ярославль: «Академия развития», 1999.
О. Т. Поглазова Окружающий мир Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя. — Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2010.
О. Т. Поглазова. Учебник – тетрадь для 1 класса. — Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2009.