Конспект урока с применением ИКТ для 4 класса «Водоёмы нашего края»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Астрахань











Конспект открытого интегрированного урока по предмету «Окружающий мир»

в 4 классе

тема:

«Водоёмы нашего края»











Подготовила: учитель начальных классов

Рыжкова Наталья Александровна

г. Астрахань

2010

Тема урока: «Водоёмы нашего края»

Цель: ознакомить учащихся с водоёмами Астраханской области, раскрыть их значение в природе и жизни человека, показать необходимость и способы охраны.

Задачи:

обучающие – сформировать представления учащихся о водоёмах нашего края; познакомить с видами водоёмов, уточнить представления о частях реки;

развивающие — развивать познавательный интерес; умение работать с картой; творческие способности;

воспитывающие – воспитывать личную ответственность за сохранение и приумножение природных богатств родного края;

Оборудование: глобус, физическая карта России, карта Астраханской области, компьютер , доска, проектор, костюмы (Каспий, Волга, Баскунчак, Тинаки , Ахтуба) , плакаты «Биологическое разнообразие» , кроссворды , доклады детей (для оформление кабинета)

Ход урока:

Ι. Организационный момент.

— Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми водоёмами Астраханской области; рассмотрим их значение в природе и жизни человека, а также покажем необходимость их охраны. За каждый правильный ответ вы будете получать капельки чистой воды (вырезанные из бумаги).

ΙΙ. Актуализация знаний.

— Перед вами глобус, скажите, каким цветом изображена на нем вода?

— Синего, голубого.

— Да, а если мы раскрутим глобус, то вся наша Земля покажется синего цвета. О чем это говорит?

— Это говорит о том, что большую часть земной поверхности занимает вода.

— Правильно, вся вода на Земле расположена в водоемах. А что такое водоем?

— Водоем-это скопление воды в природе.

— Правильно, а какие виды водоемов вам известны?

— Пруд, река, ручей, бассейн, родник, озеро, водохранилище, море, океан.

— Совершенно верно. А теперь, обратите внимание на доску: посмотрите, как они выглядят! (слайды «виды водоёмов»)

ΙΙΙ. Новая тема.

— Водоемы бывают искусственные и естественные. Как вы считаете, что такое искусственные водоемы? И что к ним относится?

— Искусственные водоемы – это водоемы, созданные человеком. К ним относятся: водохранилища, пруд, бассейн …

— Хорошо, а что такое естественные водоемы? Приведите примеры естественных водоемов.

— Естественные водоёмы – водоёмы, созданные природой. Это реки ,озера, моря …

1. Работа с учебником.

— Молодцы, а теперь откройте учебники на стр. 156.(А.А Плешаков , Е. А. Крючкова. «Мир вокруг нас») Прочитайте задание «Подумай» ( один ученик читает задание вслух)

— Как вы думаете, где допущена ошибка?

— в первом утверждении: пруд не относится к естественным водоемам; во втором утверждении: море не относится к искусственным водоемам.

— Хорошо, а теперь, посмотрите на карту страны и назовите одну из крупнейших рек России, которая протекает по территории Астраханской обл.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Горизонт. Линия горизонта"

— Это река Волга (слайд).

— Да, это одна из крупнейших рек на Земле и самая большая в Европе. Ее длина 3530 км. Место, где река берет свое начало, называется истоком. Углубление в земной поверхности, по которому течет река, называется руслом. Разветвления русла называются рукавами. А мелкие реки, впадающие в Волгу, носят название притоков. Самые крупные притоки Волги –Ока и Кама. Заканчивает путь великая река у нас в области. Место, где река впадает в другую реку или море, называется устьем. Место, где Волга разветвляется на множество мелких речушек — дельта. А какие еще водоемы, которые находятся в нашей области, вам известны?

— Каспийское море, озеро Баскунчак, Ахтуба, озеро Тинаки (слайды).

— Хорошо, а знаете ли вы, где находится исток у великой русской реки? Ну-ка, Родничок, расскажи нам!

Родничок : Слушайте, на севере Калининской области, близ озера Селигер, есть деревушка Волгово — Верховье. Недалеко отсюда стоит расписной бревенчатый домик. В нем есть колодец. В глубине его видно, как бьется ключ. Выпьешь этой водички, и сразу силы прибавится. Вот отсюда, именно отсюда, из глубин лесного родника, выбегает голубое чудо, русская великая река. Легкий дом, как девичья светелка, вязь, ольшаник, сумрачная ель. Стойте люди! Здесь родилась Волга, здесь ее и дом и колыбель.

Волга: СЛАБЕНЬКИМ РУЧЕЙКОМ Я ВЫГЛЯЖУ ТОЛЬКО В СВОМ ИСТОКЕ , А ПОТОМ, ПРОЙДЯ ЧЕРЕЗ ОЗЁРА СЛИВАЮСЬ С МАЛЕНЬКИМИ РУЧЕЙКАМИ И РЕЧУШКАМИ. Я разливаюсь могучей рекой. Много мелких рек несут ко мне свои воды и называются они притоками. Самые крупные мои притоки — это Ока и Кама . Есть и те, которые отделяются от меня . Они называются рукавами . Вот Ахтуба первая отделилась от меня. Захотела быстрее к Каспию прибежать.

Ахтуба: Здравствуй, сестрица! Не обижайся на меня ведь я бегу всегда рядом с тобой, а что тороплюсь, так еще поэтесса Мордовина про меня сказала: « Ах ты, Ахтуба! река с норовом. Сестры к волге все, а ты в сторону. Через стены путь, не с твоей водой, то пески, то грудь, то камыш стеной. Только Ахтуба все упрямится, со своей водой в Каспий тянется.

Каспий: Ах ты, Ахтуба! Речка вольница, мне твоя вода будет помнится. Здравствуйте, ребята, я Каспий. Меня называют морем, хотя на самом деле – я озеро, так как не соединяюсь с океаном. За мои громадные размеры, горько – соленую воду и большие глубины меня и называют морем. Я- самое большое озеро в мире. Я суров. Сильные ветры поднимают высокие волны. Вода пенится, бурлит. Наверное, за это меня и назвали седым. А имя мое произошло от племени каспиев , живущих на побережье. Я богат рыбой, кто только не водится в моих водах!

Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира «Животные в зимнем лесу»

Стих. про Каспий: Разметались рыбацкие станы на излом полярных миров. Здесь прибойная свежесть моряны и удушье пустынных ветров. Здесь прячется Северный Каспий под плиту двухметрового льда, не мирясь с ледяным самовластьем, чуть поглубже синеет вода.

Каспий : Ну, спасибо, знать и про меня стихи пишут.

Баскунчак: А вот я — типичное озеро. Небольшого размера, можно объехать вокруг меня. Я красиво и загадочно. Откуда во мне так много соли? В одной казахской легенде говорится, что, когда-то давно жил у горы Богдо бай. Много байских коней и овец паслось в степи, но одним его сокровищем была красавица дочь. Однажды увидела байская дочь молодца- джигита и полюбила его. Часто встречались они тайком от отца. Тем временем отец решил выдать ее замуж за богатого бая. Как не умолял бая возлюбленный отдать свою дочь в жены, отец был непреклонен. А за непокорность приказал избить юношу плетьми до смерти. От горя побежала девушка к горе Богдо и много дней и ночей плакала там, пока не умерла. От тех слез побежал ручей вниз, запенилась низина слезами. Так и появилось здесь соленое озеро. Запасы мои велики, а вот попробуйте искупаться во мне – не успеете войти и сделать несколько шагов, как высоко подпрыгните. А попробуйте присесть- вас тут же вытолкнет на поверхность воды. Чудеса, да и только!

Тинаки (Настя): Я тоже озеро . Я не велико размерами ,но во мне много лечебной грязи и ила , а в них содержатся полезные вещества и газы , которые помогают при лечении сосудов и опорно — двигательной системы . Но сейчас я утрачиваю свои свойства. Забыли люди, что я их лечу!

Учитель: — А что же ты, Волга, молчишь про свои беды?

Волга: Да что тут говорить, пусть об этом сами люди скажут.

Учитель: О чем не хочет говорить Волга ?

1 ученик : Эта жёлтая, тяжёлая , как безбрежный вал вода

Всё в тебе : звезда и облако исчезает навсегда!

И тревожно чайки белые кличут, плачут над водой,

Что с тобою, Волга, сделали? Не рекой течёшь, бедой!

2 ученик :Волны злой отравой налиты, словно душенька тоской,

Волга ,Волга , а была ли ты Волгой- матушкой рекой?

Иль не ты поила , нежила лес и пойму, и поля?

От чего запахла нежитью берегов твои земля?

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Транспорт"

3 ученик: И вопим , что стала мачехой Волга людям в наши дни!

Позабыв при этом начисто , нет любви и нет родни!

Сами радость искалечили, разорвав святую нить,

Нам бы жить по – человечески , что б из Волги воду пить

ΙV. Физ. мин.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре

Вот как славно освежились.

А теперь, поплыли дружно:

Вместе раз – это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

V. Продолжение работы над темой

Все наши водоёмы уникальны . Это наше богатство. Но к сожалению мы не понимаем этого .Человек, своей хозяйственной деятельностью, небрежным отношением загрязняет водоёмы .Об этом нам поведали (слайды «загрязнения»)

-А что бы вы запретили бы делать ,для того ,что бы остановить дальнейшее загрязнение рек ,озёр ,морей…

(Дети выходят к доске и прикрепляют знаки, сделанные дома)

-Я бы запретил…..

-Я бы запретила…

VΙ. Итоги.

(На обратной стороне доски — схема реки)

-Ребята, давайте вспомним, как называется место, где река берёт своё начало

-Исток (выходят к доске и прикрепляют надписи)

-Хорошо, а что такое устье?

-Место, где река впадает в море или др. реку

-Место, где Волга разветвляется на множество речушек , называется…

-Дельтой

Что такое русло?

-Это углубление в земной поверхности , по которому течёт река.

-Рукава- это…

— Рукава -это реки ,которые отходят от основной реки

— Что такое приток?

-Приток-это небольшие реки, которые присоединяются к большой реке

-Хорошо ,ребята !О чём мы говорили с вами на уроке ещё?

-О водоёмах Астрах. Обл.

-О каких именно?

-О реке Волга ,оз. Баскунчак ,оз. Тинаки, р. Ахтуба , Каспийское море.

-Правильно ,А кто может выйти к карте и показать их?

-Молодцы! И для того ,что бы вы чувствовали личную ответственность за сохранение природных богатств родного края, вы получаете памятки.

Домашнее задание будет следующим: составить памятку «Правила поведения человека на водоёмах». Вы сегодня хорошо все поработали , подсчитайте капельки. У кого 5 и больше капелек , получает «5»;у кого 3 или 4 ,получает «4»,остальные не расстраивайтесь, на след. уроке мы продолжим работу с темой. Всем спасибо, урок окончен.



















Список использованной литературы:

  1. Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс , А. А. Плешаков , Е. А. Крючкова , часть 1.

  2. Поурочные разработки по курсу окружающий мир 4 класс ,О. И. Дмитриева ,О. А. Мокрушина.

  3. «Формирование эколого — краеведческих знаний учащихся начальных классов». Гришина М. А., Шустова Л. Т.



































Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: