Самоанализ
урока Окружающий мир в 1-а классе.
Учитель: Новикова Надежда Владимировна.
Тема урока: Учимся быть пешеходами.(1-й урок)
Учебник: Окружающий мир (А.А. Вахрушев, О.В.Бурский,А.С. Раутиан), часть 2 §17, учебник с. 14-17, рабочая тетрадь с.42-43.
Цели: создать условия для ознакомления с правилами поведения на улице, дорожными знаками, способствовать формированию умения применять личный опыт безопасности движения по улицам и в совместной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
– формировать умение сравнивать и различать дорожные знаки, группировать их по отличительным признакам.
– формировать навыки правильного поведения на улице, ориентироваться в ситуациях на основе жизненного опыта, противостоять опасности.
Воспитательные:
– воспитывать безопасное поведение на улице, воспитание здорового образа жизни, воспитание трудолюбия, способности к познанию.
– формировать умение работать в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Развивающие:
– развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умение работать с ЭОР;
— развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-самоанализ и самоконтроль результата;
— умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
— умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
— умение извлекать информацию из иллюстраций, текста.
Коммуникативные УУД:
—формирую умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
— умение оформлять свои мысли в устной форме;
— умение слушать и понимать других.
Регулятивные УУД:
—умение оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей;
-осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Необходимое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, оборудование для творческих работ учащихся(иллюстрации, рисунки, клей, ватманы, таблички с названием команд).
В 1 «а» классе 24 ученика: 4 сильного уровня развития; 7 среднего уровня, 13 низкого уровня развития. Урок окружающего мира построен по УМК «Школа 2100», тема урока «Учимся быть пешеходами». Это первое занятие по данной теме, обзорное. Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
Учитывая уровень развития учащихся, попыталась организовать работу так, чтобы каждый учащийся был вовлечен в активную познавательную деятельность. Исходя из этого, выбрала форму познавательного мини-проекта. Были использованы следующие образовательные технологии: проблемного диалога, проектной деятельности, интерактивная. Моими позициями на занятии были: организатор и консультант.
Для отбора содержания были использованы:
— художественная литература (рассказы и стихи о ПДД);
— Интернет – ресурсы (стихи о светофоре, правилах перехода через дорогу, дорожных знаках);
— материалы из портфолио учащихся по теме «ПДД моими глазами»;
— статьи учебника.
Виды деятельности:
— групповые творческие работы;
— организация дискуссии;
— тестовые задания;
Использованы наглядные методы (книги, картинки, иллюстрации),традиционные словесные методы: рассказ, беседа, диалог.
Виды активности на уроке:
— познавательная активность: учащиеся работают с информацией, узнают новые научные сведения о пдд, наших помощниках.
-социальная активность: учащиеся взаимодействуют, общаются с учителем и друг с другом, учатся договариваться, готовят выступления, рисунки.
-физическая активность: учащиеся говорят, слушают, рисуют, читают, играют.
Все учащиеся выступили в позиции: мыслителя, творца, слушателя, чтеца; а представляющие творческие работы – в роли информатора.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-познавательной.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность познавательного характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
В процессе обучения школьники учились овладевать элементами знаково- символического моделирования: сами составляли модель-схему на основе полученной информации по заданной теме.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, но , к сожалению не был выполнен запланированный объём урока. Пришла к выводу, что проект был бы более детально выполнен в течение двух уроков. Но в конце урока был подведен общий результат работы групп в виде информационного буклета «Знай и соблюдай ПДД». Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников. Итогом урока стала рефлексия учащихся в форме самооценки работы групп и индивидуальной самооценке.
По ходу занятия у учащихся были ярко заметны скудная речь и боязнь ошибки.
Для себя сделала следующие выводы:
— продолжать работу по организации познавательной деятельности на уроках;
— работать над развитием речи у учащихся;
— учить адекватной самооценке и оценке своих сверстников.
— работать над проектами не менее двух занятий, с целью более подробного разбора проекта с учащимися.
— в дальнейшем, особое внимание обратить на организационные моменты.