Муниципальная общеобразовательная школа
«Северная средняя общеобразовательная школа №1
Белгородского района Белгородской области»
Урок окружающего мира
в 3 классе
по теме «Природа Тундры»
Подготовила:
Кравченко Лариса Анатольевна,
учитель начальных классов
МОУ «Северная СОШ№1»
2012г
Тема: «Природа тундры». Урок-экспедиция
Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры, познакомить с географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром.
Задачи:
Установить зависимость растительного и животного мира тундры от ее природных условий.
Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД):
личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;
познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.
Оборудование: карта природных зон, карточки с тестами, дифференцированными заданиями, лист самооценки, рабочие тетради, презентация 1.
ХОД УРОКА.
. Организационный момент.
Сегодня мы проводим необычный урок — экспедицию. Для успешной работы необходимо создать 3 отряда: географы, зоологи, ботаники (ученики делятся на группы). Каждая группа выбирает капитана, который поведёт за собой к новым открытиям.
Зоология — наука о животных.
Ботаника — наука о растениях.
География — изучает поверхность земли.
II. Проверка домашнего задания.
Слайд №1
Экспедиция. (Ответы детей)
— Какими словарями вы пользовались?
Экспедиция-поездка группы лиц, отряда с каким-нибудь специальным заданием. Бывают экспедиции научные, военные, спасательные.
— О какой экспедиции вы узнали на прошлом уроке? (Ответы детей)
— Отправной точкой нашего маршрута будет проверка готовности.
Слайд №2
— Сверьте свои ответы.
1
Слайд №3
— На протяжении всего урока вы будете заполнять лист самооценки. Он лежит у вас в тетради. Заполните первую строчку – поставьте оценку за домашнюю работу.
Заполняют первую строчку.
. Постановка учебной задачи.
— А теперь послушайте рассказ, который укажет нам цель путешествия.
«Юра над Вовой пошутил:
Посмотри, что ты нарисовал: мухомор больше сосны, а люди настоящие великаны!
Напрасно ты над ним смеешься сказал вдруг папа,- однажды мне привелось видеть такие вещи в действительности: грибы возвышались над деревьями совсем так, как у Вовы на рисунке. Люди же на этом листе и не поместились бы вовсе. Там, наверное, правильней было бы называть грибы «надберёзовиками».
Как вы думаете, как же называется этот удивительный край?
Предположения детей.
— Вдоль северных берегов Евразии и Северной Америки полосой шириной в 300-500 километров протянулась тундровая природная зона, переходящая от зоны тайги к полярным пустыням. (Работа с картой природных зон)
V. Актуализация знаний.
— Итак, удивительный край, в котором грибы выше деревьев, называется тундрой. Сегодня в ходе экспедиции мы исследуем природу тундры, пользуясь планом.
На доске план изучения природной зоны:
Географическое положение. Природные условия.
Животный мир.
Растительный мир.
— Свои наблюдения занесем в дневники экспедиции. Помогать нам в работе будет учебник и дополнительные тексты.
V. Работа над новым материалом.
— Прочитайте текст учебника c111-117, для более полного ответа воспользуйтесь энциклопедиями.
1) Групповая работа.
— А теперь начните работу в группах. Задание для каждой группы находятся у капитанов.
2
Ботаники – расскажите о растениях тундры (учебник + дополнительный материал, гербарий)
Зоологи – расскажите о животных тундры (учебник + дополнительный материал, иллюстрации)
Географы — расскажите о ландшафте и климатических условиях тундры (учебник + дополнительный материал, карты физическая и природных зон)
2) Проверка работы в группах.
Капитаны зачитывают дневники экспедиции.
— Кто хочет внести дополнение (Ответы детей)
— Оцените работу каждого отряда. Поставьте полученные результаты в листок самооценки.
V. Физминутка.
VI. Просмотр презентации.
Слайд №4 –9
VIII. Закрепление изученного. Обобщение.
Подошла к концу наша экспедиция и пришло время обобщить полученные вами сведения.
Дифференцированные задания.
Перед вами наборы карточек разного цвета, выберите любую и выполните задания.
Учащиеся выбирают любую карточку и выполняют задание. (2 оставшиеся карточки из набора ребята могут взять домой, чтобы выполнить задание)
Карточка №1.
1.Какие растения встречаются в тундре?
2.Почему именно они могут расти в тундре?
3.Как животные тундры приспособились к суровым условиям обитания?
3
Карточка№2
1.Запиши слова в таком порядке:
а) Травы: ____________________________________________________
б) Кустарники: _______________________________________________
в) Лишайники: _______________________________________________
Слова для справок: ягель, морошка, камнеломка, карликовая береза, куропаточья трава, голубика, пушица.
2.Перечисли животных тундры?
3.Чтобы выжить в условиях тундры животным необходимы:
Карточка №3
1.Назови растения тундры?
2.Из перечисленных животных вычеркни тех, которые не живут в тундре:
Волк, песец, белка, белая сова, бурый медведь, северный олень, лемминг, крот, заяц-беляк, куропатка.
— Оцените свою работу по пятибалльной шкале. Как вы считаете, на какую оценку вы выполнили это задание? Поставьте эту оценку в лист самооценки.
— Давайте подведем итог нашему уроку. Вспомните, какие цели ставили? Достигли их? (Не до конца, мы не изучили население тайги и экологические проблемы.) Эти вопросы мы будем обсуждать на следующем уроке.
Что понравилось, что запомнилось во время экспедиции?
Что вас заинтересовало особенно в нашем путешествии?
IX.Рефлексия «Все в твоих руках».
— На листе бумаги обведите руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
Большой – для меня тема была важной и интересной – красным
Указательный – узнал много нового – желтым
Безымянный – на уроке я был активным — синим
Средний – мне было трудно – зеленым
Мизинец – для меня было недостаточно информации — фиолетовым
. Домашнее задание.
— Откройте дневники, запишите домашнее задание.
1. Стр. 111-117, пересказ.
2. РТ c.45 № 96-97
4
Использованная литература
Дмитриева Н.Я.,Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса: В 2 частях. – 5-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2010.
Дмитриева Н.Я.,Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. – ИЗД. 4-е, испр.- Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2011.
Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003. – 944стр.
Я познаю мир: Дет. Энцикл.: География / Авт.-сост. В.А.Маркин; Худож. А.В.Кардашук и др. – М.: ООО «ИздательствоАСТ», 2001. -557с: ил.
Электронное пособие «Окружающий мир. 3-4 классы: поурочные планы по системе Л. В. Занкова» серии «Для преподавателей начальной школы» Издательство «Учитель», 2009.
5