в 1 классе
«Грибы съедобные и ядовитые»
Учитель: Иванова Елена Владимировна
г.Сланцы
2014г.
Цель урока: сформировать у младших школьников конкретные представления о съедобных и ядовитых грибах, об их значении в природе.
Задачи:
познакомить со съедобными и ядовитыми грибами, учиться различать грибы;
показать, какую опасность для жизни человека представляют ядовитые грибы;
познакомить с правилами сбора грибов;
развивать умения сравнивать, анализировать, классифицировать, делать выводы, способствовать расширению кругозора детей;
способствовать формированию бережного отношения к природе.
Ход урока
Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.
У нас урок окружающего мира.
С каким настроением вы его начинаете? Давайте отметим.
(Солнышко — настроение отличное, уверен в себе;
солнышко за тучкой — хорошее, готов работать, но есть сомнения;
тучка – настроение так себе, работать нет желания. )
Ребята, я вижу, что не у всех настроение в начале урока отличное, давайте проведем наш урок так, чтобы в его конце у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.
И еще мне бы очень хотелось, чтобы сегодня на уроке вы были как всегда активными, внимательными, слушали и дополняли друг друга.
Актуализация знаний.
О чем мы говорили на прошлом уроке? (о грибах, их строении, видах грибов)
Сейчас проверим, какими внимательными вы были.
Свою активность на уроке вы будете отмечать в грибочках.
Прием «Верно – неверно» ( верный ответ на вопрос – фишка зеленого цвета, неверный – красного)
Верно ли, что…
Что грибы – это такой вид растений?
Что грибы – это отдельное царство живой природы?
Что для нормального роста и развития им достаточно влаги и тепла?
Что грибы считаются санитарами леса, т. к. они разлагают листья, стволы погибших деревьев?
Что грибы бывают пластинчатые и трубчатые?
Что в лесу можно собирать все грибы?
Проверка (самопроверка, самооценка)
У кого 3 зелёных фишки, поставьте в грибочке.
Целеполагание.
Как вы думаете, а почему мы вспомнили о грибах?
(наверное опять будем о них говорить и узнаем что-то новое)
А что ещё вы хотели бы узнать?
(Какие бывают грибы, нужны ли они природе и т.д.)
Какие же задачи поставим на уроке?
На доске какие грибы?
нужны природе?
Изучение нового материала.
— А решать наши задачи мы отправимся куда, узнаете, отгадав загадку.
Город этот непростой,
Он дремучий и густой. (Лес)
Докажите.
(Дремучий— тёмный, непроницаемый, СЛАЙД (лес)
Густой – деревья растут часто)
Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в лесу. ЗВУКИ ЛЕСА
А что можно делать в лесу?
(Отдыхать, собирать ягоды, грибы)
Смотрите, кто-то уже собрал в лесу грибы и принёс нам корзинку. Можно ли сразу их почистить?
Хотите посмотреть, какие в ней грибы?
Я буду вам буду загадывать загадки, а вы отгадаете и найдёте этот гриб в корзинке.
2.Загадки про грибы.
Я стою на гладкой толстой ножке
Под коричневою шляпкой
С нежной бархатной прокладкой (белый гриб)
Это гриб нарядный
Растёт с осиной рядом,
На головку надет
Ярко-красный берет. ( подосиновик)
Это грибок –
Берёзы сынок.
Кто его найдёт,
Всяк в лукошко кладёт (подберезовик)
Жёлто-рыжие сестрички,
Величают нас … (лисички)
А я самый распространенный гриб.
Меня можно встретить почти в каждом лесу.
Мои пластинчатые шляпки бывают розоватые,
Бордовые, зеленоватые. (сыроежки)
Зашёл мужик в сосняк, нашёл мужик слизняк,
Бросить жалко, съесть сыро. (груздь)
Чтобы лучше запомнить, давайте ещё раз назовём эти грибы. СЛАЙД
А каких грибов у нас не было в корзинке?
Как можно назвать эти грибы ? (съедобные)
Почему? ( их можно есть , употреблять в пищу)
А у нас в корзинке остался ещё один гриб. Давайте посмотрим какой. (вытаскиваю)
Что это за гриб? (бледная поганка)
А можно было положить этот гриб в корзинку? (нет)
Почему? (он ядовитый)
Работа по учебнику с.20
Рассмотрите рисунки. Найдите рамочку. Что необычного вы в ней заметили?
(красные восклицательные знаки)
Как вы думаете зачем их поставили?
(чтобы предупредить об опасности)
Прочитайте названия грибов.
На какие грибы похожи ложные опята?
Рассмотрите рисунки и прочитайте названия грибов внизу.
Почему «ложные»?
(похожи на съедобные)
Прочитайте текст шёпотом.
ВСЛУХ.
Как называются все несъедобные грибы? (поганки)
Найдите предложение, в котором говорится, почему они ядовитые?
Давайте ещё раз посмотрим на ядовитые грибы, чтобы лучше их запомнить. СЛАЙД
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Закрепление изученного материала.
Игра «Съедобный, несъедобный»
Учитель: Если я называю съедобный гриб, вы приседаете. Если называю несъедобный гриб – шагаете на месте.
(Лисички, мухомор, опята, сыроежки, грузди, маслята, бледная поганка, ложные опята, подосиновик, подберёзовик, белый)
А как вы думаете , легко ли найти в лесу грибы? Что для этого надо знать?
(Место, где растут грибы.)
А вы где собирали грибы?
Вот я сейчас и проверю, какие вы внимательные грибники. Мы говорили, что грибы дружат с деревьями. Давайте расселим грибы к деревьям.
На доске
Деревья – грибы (картинки)
подберёзовики — берёзы подосиновики — осины
сыроежки, грузди — еловые леса лисички — моховые болота
белый — берёза, дуб, хвойные деревья(любые леса) опята – пеньки
маслята- сосны
2.Работа над пословицей. СЛАЙД
Всякий гриб в руки берут,
Да не всякий в кузовок кладут.
-Как понимаете?
А что же тогда с ними делать? Я предлагаю выбрать вариант ответа.
3.ТЕСТ. (В парах)
А) оставить на месте
Б) срезать и взять с собой
В) сбить палкой или ногой
Проверка СЛАЙД
Почему же надо оставить на месте?
(ими питаются животные, насекомые откладыают личинки, санитары леса)
СЛАЙД
А что надо знать, чтобы не навредить грибам, когда их собираешь?
(ПРАВИЛА сбора грибов)
А вы знаете, что сбор грибов называется «тихая охота»? Как вы думаете почему?
(За грибами приходят в лес рано, грибы собирают неспешно. Сбор грибов требует внимания, чуткости и осторожности.)
Как же надо собирать грибы?
4. Работа по учебнику.
Прочитаем в учебнике на с.21
Зачем собирают грибы?
( продукты питания, лекарство)
БЕЛЫЙ ГРИБ – для сердца, он очищает сосуды.
МУХОМОР- для суставов
РЫЖИКИ- против воспаления
ГРУЗДЬ – от кашля
5.Составление синквейна. (по группам)
Грибы
Съедобные, ядовитые
Питают, лечат
Леса нет и гриб не родится.
Царство
ПРОВЕРКА (выбрать наиболее удачный)
Итог урока.
Как называют людей, которые умеют собирать грибы? (грибник)
Посчитайте свои грибочки. У кого больше 10?
Вручение медали «ЛУЧШИЙ ГРИБНИК»
О чём говорили? Какие задачи решали?
Рефлексия.
Отметьте своё НАСТРОЕНИЕ.
ПРИЛОЖЕНИЕ