«Кустарники и травы,
их отличие от деревьев»
Урок окружающего мира в 1 классе
Выполнила: Ерёменко Л.В.
Учитель начальных классов
МОУ СОШ с.Катенино
Декабрь 2012 ГОД
Тема: Кустарники и травы, их отличие от деревьев.
Цель: учить различать деревья и кустарники.
Задачи:
1.Учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему.
2.Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много).
3.Учить схематично изображать дерево, куст.
4.Развивать речь детей, обогащать активный словарь (названия деревьев, кустарников, частей объекта).
5.Воспитывать интерес к миру растений.
Пособия и оборудование: схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата А 5, карандаш.
Словарь: названия деревьев кустарников (береза, ель, сосна, клен, шиповник, сирень, черноплодная рябина), частей объекта (корень, ствол, ветки, листья, хвоинки).
Последующая работа: рассматривание предметных картинок «Деревья», «Кустарники
Организация детей и предполагаемые ответы. | |
1. Постановка проблемы. Дети, сегодня к нам на занятие пришел Буратино. Только посмотрите, какой он грустный. –Что случилось, Буратино? (Подносит игрушку к уху, делает вид, что Буратино что-то шепчет. ) –Оказывается, Буратино не знает, что такое дерево, травы и что такое кустарник и все в школе смеются над ним. Давайте, поможем Буратино разобраться, какое же растение называют деревом,травой, а какое–кустарником. | Дети соглашаются помочь Буратино |
2. Чтение схем. Слайд 2 и 3 –Вот, посмотрите, перед вами 2 схемы. Как вы думаете, какому растению подходит первая схема? | Эта схема подходит дереву. |
–А как вы догадались? | Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья. |
–Правильно! А какому растению подходит вторая схема? | Эта схема подходит травам. |
–По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и трав есть общего, а чем они отличаются. –Как вы думаете, чем похожи деревья и травы? | У деревьев и трав есть корни и листья. |
– Как вы думаете, чем отличаются деревья и травы? | У дерева один ствол твёрдый, а у трав стебель мягкий и сочный. |
Слайд 4 — Какие растения у нас остались? -Почему вы не отнесли их ни к деревьям, ни к травам? — Каково строение кустарника? -Что общего с травами?Деревьями? -Чем отличается? | Смородина и малина. Есть корень, листья. Много стволов. |
–Вот, Буратино, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое травы. Ребята, Буратино немного устал и хочет с вами поиграть. |
|
3. Физкультминутка. Буратино потянулся, Раз – нагнулся, два – нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. А теперь, Буратино, дети покажут тебе какие в природе бывают деревья и кустарники. |
Дети выполняют движения за учителем. |
4. Отгадывание загадок. Деление предложенных объектов на группы, опираясь на схемы. Слайд 5. –Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях. Он стоит высокий стройный. Лист на нем резной, узорный, Ветками качает он. Кто скажите это?. . Клен – это дерево или кустарник? Почему вы так думаете? | Клен. Дерево. Потому, что у клена один ствол. |
Под какую схему, мы поместим картинку с изображением клена? | Под схему «дерево». |
На листочках там и тут Фиолетовый салют. Это в теплый майский день Распускается Сирень – Это дерево или кустарник? Почему? | Сирень. Кустарник. Потому что у сирени много тонких стволов. |
У меня иголки Длиннее, чем у елки. В высоту. Если я не на опушке, Ветки только на макушке. (Сосна) Я на розу так похож, Разве, что не так хорош. Но зато мои плоды Всем пригодны для еды. (Шиповник) Не заботясь о погоде В сарафане белом ходит. И в один из теплых дней Май сережки дарит ей. (Береза) Под листом на каждой ветке Сидят маленькие детки. Тот, кто деток соберет, Руки вымажет и рот. ( рябина) | Дети отгадывают загадки, находят картинку с нужным растением и помещают под схему дерева или кустарника. |
Слайд 6 –Ну вот, Буратино, теперь ты сам сможешь определить, где дерево, а где куст. А на прощанье мы с ребятами хотим сделать тебе небольшие подарки. Дети, давайте нарисуем для Буратино дерево и куст, чтобы Буратино не забыл все, чему мы его научили сегодня. Посмотрите, как это сделаю я. (Показывает детям схематичное изображение дерева и кустарника) | Дети рисуют схематичное изображение дерева и кустарника. В конце занятия дети дарят рисунки Буратино, поясняя, что именно изображено на его рисунке – дерево или кустарник. |
Слайд 7 5.Закрепление изученного материала. Работа по учебнику. | Рассматриваю иллюстрации и делают распределение по группам и устным объяснением. |
6.Подводим итоги. Слайд 8. | |