Урок окружающего мира в 3 классе «Полезные ископаемые»

Урок окружающего мира в 3 классе

«Полезные ископаемые»

Залежи каменного угля в Кузбассе.

Цель: Формирование у детей представления об угле, его добыче и применении.

Задачи: 1. Дать представление об угле, как полезном ископаемом на основе

практической работы.

2. Выявить места добычи каменного угля в Кузбассе.

3. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

4. Познакомить с применением угля и его отходов в различных

отраслях народного хозяйства.

УУД

Познавательные: анализировать и обобщать, сравнивать, делать выводы; подводить под понятие; строить рассуждения; находить необходимую информацию по заданной теме; строить речевое высказывание; уметь обобщать текстовую информацию; анализировать учебный материал.

Личностные: уметь слушать других; применять правила поведения в процессе учебной деятельности; уважать иное мнение.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; аргументировать свою точку зрения; сотрудничать в группе; умение договариваться в совместной деятельности; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать мнение группы

Регулятивные: определять и формулировать тему урока; работать по инструкции; оценивать результаты своей деятельности; планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать учебные действия; осуществлять учебное действие; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование: «Окружающий мир» 3 класс, авт. Плешаков А.А.,слайдовая презентация, карта Кемеровской области, физическая карта России, карта г. Полысаево, индивидуальные копии карт г. Полысаево, образцы каменного угля, ящик с углем, молоточек, образцы угля с отпечатками растений, компьютер, медиапроектор, магнитофон.



Ход урока.

Этап урока

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат (УУД)

Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Новый день приносит новые знания. Если вы согласны с моим утверждением, улыбнитесь мне и друг другу.

Настраивает на работу.

Слушают и выполняют действия.

Личностные: уметь слушать.


  1. Актуализация знаний. Мотивация на работу.


— Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, что лежит в этом ящике.

Звучит магнитофонная запись. Слайд 2.

«Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придется находиться вечно.

Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в веселый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жилье, привожу в движенье машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров».

— Что же лежит в этом ящике?

— Как вы думаете, какая тема урока?

Предлагает отгадать, что лежит в черном ящике..




Слушают.













Отвечают.


Личностные: уметь слушать других; применять правила поведения в процессе учебной деятельности. Регулятивные: определять и формулировать тему урока.

Изучение нового материала.

  1. Работа в группах.

— Рассмотрите уголь и дайте ему характеристику.




  1. Проверка.

— Какие основные характеристики угля вы определили?







— Из всех перечисленных характеристик давайте выберем самые главные, по которым можно определить полезное ископаемое уголь.




— Почему уголь горит?


— Деревья поглощают солнечную энергию, затем отмирают, оказавшись в почве, затвердевают и каменеют. Так образуется уголь. Когда он горит – выделяется солнечная энергия.

— Каменный уголь – остатки очень больших растений, которые росли на земле очень давно, когда людей еще не было, а жили огромные животные – динозавры. Остатки растений накопили солнечную энергию, которая выделяется при горении.

Ученик: «Листик солнца луч поймал,

Удержал, упаковал,

И отправил в кладовую,

Необычную, живую.

Долго лучики хранились

Вот и людям пригодились».


— Как по-другому можно назвать каменный уголь?

— Люди узнали, что уголь горит приблизительно 250 лет назад. Но многие не знали, как его применять. Поэтому в Америке для рекламы жгли уголь в кострах на улице, а в некоторых городах углем устилали мостовые. Теперь без угля не обойтись.


— Как вы думаете, где применяют уголь или угольную смолу?

Давайте прочитаем текст в учебнике.


— Что же можно изготовить из каменного угля?

Чтобы изготовить эти предметы, нужно большое количество угля.


— Как вы думаете, изменяется ли запас угля в недрах Земли?

— В какую же группу можно отнести каменный уголь?

  1. Слайд 4.




Природные ресурсы






невозобновляемые ееее

неисчерпаемыее

возобновляемые

— А к какой группе относится солнечная энергия?

  1. Работа с картой полезных ископаемых России.

  2. Слайд 5.

— Найдите по карте России, где добывают каменный уголь?

— Месторождения полезных ископаемых, в частности угля, истощаются.


— Ведь камень не растет вновь, как растение, и раз использованный камень не рождается на наших глазах.

Подсчеты геологов и минерологов показывают, что угля на всей Земле хватит при современной добыче лет на 70.

Человечество останется без природных богатств, если будет по-прежнему расхищать природу.


-Чем можно заменить каменный уголь?

  1. Работа по карте Кемеровской области.

— Очень богата углем Кемеровская область, где мы с вами живем.


— Как по-другому называют Кемеровскую область?


— А кто знает, как расшифровывается «Кузбасс»?

— Кузнецкий уголь был открыт тобольским казачьим сыном Михайлом Волковым в 1720 году близ Верхотомского острога. С этого открытия и начинается история угольного Кузбасса.

Кузбассовцы не забыли о Михайле Волкове. Его именем названы один из угольных пластов Кемеровского рудника, улица Рудничного района г. Кемерово, одна из площадей г. Кемерово. На этой площади стоит памятник первооткрывателю Кузнецкого угля.


— Найдите по карте Кемеровской области города, где добывают каменный уголь.



Задание 1 бригаде: «В каких городах на севере области добывают уголь?»

Задание 2 бригаде: «В каких городах на востоке центральной части Кемеровской области добывают уголь?»

Задание 3 бригаде: «В каких городах на юге области добывают уголь?»

Задание 4 бригаде: «В каких городах на западе центральной части Кемеровской области добывают уголь?»

  1. Проверим, как вы выполнили задание.


  1. Оцените ответы бригадиров.

  2. Работа по карте г. Полысаево. Слайд 6.

— Посмотрите на карту г. Полысаево.

— Какие шахты расположены в черте города?

  1. Дифференцированная работа.

1 группа работает самостоятельно.

(Карты разделены на квадраты. Задание на доске.)

3 квадрата — на север

3 квадрата – на северо-запад

4 квадрата – на восток

2 квадрата – на северо-восток

6 квадратов – на запад

2 группа работает с учителем.

— В каком направлении от города находится:

а) ш. «Октябрьская»

б) ш. «Заречная»

в) ш. «Сибирская»

г) ш. «Алексиевская»

г) ОАО «Разрез Моховский»

д) ш. «Полысаевская»

— К какой шахте мы пришли?


— Оцените свою работу на рабочих листах.

Дает практическое задание.












Работа со слайдом № 3.







Организует беседу об угле.

Показывает образцы окаменевших деревьев и угля с отпечатками растений.


















Организует работу по учебнику.
























Организует работу по карте России.














Организует беседу.

















Организует работу по карте Кемеровской области.
















Организует работу по карте г. Полысаево.

Организует дифференцирован

ную работу.

Работают в группах, определяют основные характеристики угля, записывают на листах А-4.


Командиры групп зачитывают основные характеристики угля, листы с ответами прикрепляют магнитами к доске.


Отвечают.

Черного цвета, блестит, твердый, хрупкий, тяжелее воды, горит.


Отвечают.


Слушают.









Рассказывает подготовленный ученик.





Солнечным камнем.

Слушают.










Отвечают.



Отвечают на вопросы.




Уголь — невозобновляемые природные ресурсы.











Неисчерпаемые природные ресурсы



Работают по карте.












Солнечной энергией.






Кузбасс.


Кузнецкий угольный бассейн.

Слушают.










Работают 4 бригады по четырем картам.













После проведенной работы бригадиры отчитываются.

Оценивают ответы бригадиров.



Отвечают и показывают.

Учащиеся 1 группы, используя знания сторон горизонта, от заданной точки двигаются в заданном направлении.



Учащиеся 2 группы, ориентируясь по карте, повторяют направления сторон горизонта.





ОАО «ш. Полысаевская».

Оценивают свою работу.

Познавательные: сравнивать, делать выводы; подводить под понятие; строить рассуждения; находить необходимую информацию по заданной теме; уметь обобщать текстовую информацию; анализировать учебный материал.

Личностные: уметь слушать других; применять правила поведения в процессе учебной деятельности; уважать иное мнение.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; аргументировать свою точку зрения; сотрудничать в группе; умение договариваться в совместной деятельности; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать мнение группы.

Регулятивные: работать по инструкции; оценивать результаты своей деятельности; планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать учебные действия; осуществлять учебное действие.


Физминутка.

  1. Музыка релакс. Слайд 7.

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят



Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают



Разводят руки в стороны.

Руки поднимают вверх и покачивают ими из стороны в сторону.

Наклоняются вперед, покачивают туловищем из стороны в сторону.


Закрепление изученного.

  1. Работа с использованием материалов экскурсии на шахту «Полысаевская».

— Мы с вами были на экскурсии на шахту «Полысаевская», но в шахту нас не пустили, т.к. это запрещается инструкцией.

— А кто из вас хочет побывать в шахте?

— Давайте совершим заочное путешествие в шахту.

  1. Рассказ ученика с использованием таблицы «Разрез шахты». Слайд 8.

«Под вышкой глубокий и широкий колодец. По колодцу вверх – вниз снует лифт. Он везет шахтеров на работу и с работы. Всего за минуту кабина опускается на глубину нескольких сотен метров. Приехали — и вперед по подземному проспекту. Он называется — штрек.

От «угольного проспекта» отходят в сторону «угольные переулки» — лавы. В переулках тоже светло, но трамвайчики там не ходят. Вместо них для угля дорожки – самокатки.

Идешь вдоль по лаве, вдруг – стоп! – тупик! На пути встала сплошная угольная стена. Это забой. Здесь шахтеры из черной стены вырубают уголь комбайном.

Уголь черным потоком мчится по самоходным дорожкам в обратную сторону, к «подземному проспекту», к «трамвайной остановке»

Тут он делает пересадку: на ходу с дорожки в вагонетки, — и едет до самого лифта. А в лифте поднимается на-гора».


— Ребята, отгадайте загадку:

«Какой из комбайнов никогда не видит солнышка?»

— Из шахты в лифте поднимаются минералы угля. Эти минералы часто спаяны с минералами пустых пород или с минералами рудных образований.

Необходимо отделить их друг от друга. Такой процесс разделения минералов выполняют на специальных обогатительных фабриках, расположенных поблизости от шахты.

Мы с вами побывали на обогатительной фабрике шахты «Полысаевская».

— Давайте вспомним:

— С чего начинается разделение угля от минералов других пород?


Слайд 9.

— А где еще кроме шахт добывают уголь?

— Что общего между шахтой и разрезом?


— Чем они отличаются?


Слайд 10.

Словарная работа.

— Разрезы должны проводить рекультивацию, т.е. восстанавливать почву.

— Что вы можете предложить для восстановления почв?

Слайд 11.

— Прочитайте слова А.М.Горького:

«Человек должен устраивать свою землю так,

как он привык устраивать свой дом, свое жилье»







Организует заочное путешествие в шахту.




















Предлагает отгадать загадку.




























Знакомит с новым словом.




Предлагает прочитать слова.








Выступает подготовленный ученик, остальные слушают.



















Угольный комбайн.












Отвечают:

1 – отмывка угля водой и магнетитом;

2 – просеивание;

3 – обогащение;

4 – отгрузка.


На угольных разрезах.


Отвечают.


При добыче угля открытым способом видоизменяется окружающая природа.




Предлагают свои способы.



Читают.


Познавательные: анализировать и обобщать, сравнивать, делать выводы; подводить под понятие; строить рассуждения; уметь обобщать информацию.

Личностные: уметь слушать других; применять правила поведения в процессе учебной деятельности; уважать иное мнение.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные: планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять учебное действие.


  1. Обобщение.


Слайд 12.

— Давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо»

— Чем хорош уголь?







— Чем плох уголь?

Организует игру.

Отвечают:

а) топливо;

б) электричество;

в) лекарства;

г) краски;

д) искусственные ткани;

ж) бензин; т.д.

а) разрушается почва;

б) не возобновляется;

в) копоть;

г) сажа;

д) загрязняет атмосферу; т.д.

Познавательные: анализировать и обобщать, сравнивать, делать выводы.


  1. Рефлексия.


— У вас у каждого на столе 2 шахтера (один – улыбается, а другой – хмурится).

— Выберите и покажите того, чье эмоциональное состояние вы испытали на уроке.

Организует рефлексию.

Показывают шахтера в соответствии с эмоциональным состоянием.

Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Домашнее задание.

  1. Найти загадки про уголь.

  2. Нарисовать схему, как используется каменный уголь.




Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира «Листопад, листопад, листья разные летят!»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: