Урок окружающего мира в 3 классе
«Полезные ископаемые»
Залежи каменного угля в Кузбассе.
Цель: Формирование у детей представления об угле, его добыче и применении.
Задачи: 1. Дать представление об угле, как полезном ископаемом на основе
практической работы.
2. Выявить места добычи каменного угля в Кузбассе.
3. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
4. Познакомить с применением угля и его отходов в различных
отраслях народного хозяйства.
УУД
Познавательные: анализировать и обобщать, сравнивать, делать выводы; подводить под понятие; строить рассуждения; находить необходимую информацию по заданной теме; строить речевое высказывание; уметь обобщать текстовую информацию; анализировать учебный материал.
Личностные: уметь слушать других; применять правила поведения в процессе учебной деятельности; уважать иное мнение.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; аргументировать свою точку зрения; сотрудничать в группе; умение договариваться в совместной деятельности; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать мнение группы
Регулятивные: определять и формулировать тему урока; работать по инструкции; оценивать результаты своей деятельности; планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать учебные действия; осуществлять учебное действие; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование: «Окружающий мир» 3 класс, авт. Плешаков А.А.,слайдовая презентация, карта Кемеровской области, физическая карта России, карта г. Полысаево, индивидуальные копии карт г. Полысаево, образцы каменного угля, ящик с углем, молоточек, образцы угля с отпечатками растений, компьютер, медиапроектор, магнитофон.
Ход урока.
Содержание | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Результат (УУД) | |
Оргмомент. | — Здравствуйте, ребята. Новый день приносит новые знания. Если вы согласны с моим утверждением, улыбнитесь мне и друг другу. | Настраивает на работу. | Слушают и выполняют действия. | Личностные: уметь слушать.
|
| — Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, что лежит в этом ящике. Звучит магнитофонная запись. Слайд 2. «Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придется находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в веселый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жилье, привожу в движенье машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров». — Что же лежит в этом ящике? — Как вы думаете, какая тема урока? | Предлагает отгадать, что лежит в черном ящике.. |
Слушают.
Отвечают.
| Личностные: уметь слушать других; применять правила поведения в процессе учебной деятельности. Регулятивные: определять и формулировать тему урока. |
Изучение нового материала. |
— Рассмотрите уголь и дайте ему характеристику.
— Какие основные характеристики угля вы определили?
— Из всех перечисленных характеристик давайте выберем самые главные, по которым можно определить полезное ископаемое уголь.
— Почему уголь горит?
— Деревья поглощают солнечную энергию, затем отмирают, оказавшись в почве, затвердевают и каменеют. Так образуется уголь. Когда он горит – выделяется солнечная энергия. — Каменный уголь – остатки очень больших растений, которые росли на земле очень давно, когда людей еще не было, а жили огромные животные – динозавры. Остатки растений накопили солнечную энергию, которая выделяется при горении. Ученик: «Листик солнца луч поймал, Удержал, упаковал, И отправил в кладовую, Необычную, живую. Долго лучики хранились Вот и людям пригодились».
— Как по-другому можно назвать каменный уголь? — Люди узнали, что уголь горит приблизительно 250 лет назад. Но многие не знали, как его применять. Поэтому в Америке для рекламы жгли уголь в кострах на улице, а в некоторых городах углем устилали мостовые. Теперь без угля не обойтись.
— Как вы думаете, где применяют уголь или угольную смолу? — Давайте прочитаем текст в учебнике.
— Что же можно изготовить из каменного угля?
– Чтобы изготовить эти предметы, нужно большое количество угля.
— Как вы думаете, изменяется ли запас угля в недрах Земли?
— В какую же группу можно отнести каменный уголь?
Природные ресурсы
невозобновляемые ееее неисчерпаемыее возобновляемые
— А к какой группе относится солнечная энергия?
— Найдите по карте России, где добывают каменный уголь? — Месторождения полезных ископаемых, в частности угля, истощаются.
— Ведь камень не растет вновь, как растение, и раз использованный камень не рождается на наших глазах. Подсчеты геологов и минерологов показывают, что угля на всей Земле хватит при современной добыче лет на 70. Человечество останется без природных богатств, если будет по-прежнему расхищать природу.
-Чем можно заменить каменный уголь?
— Очень богата углем Кемеровская область, где мы с вами живем.
— Как по-другому называют Кемеровскую область?
— А кто знает, как расшифровывается «Кузбасс»?
— Кузнецкий уголь был открыт тобольским казачьим сыном Михайлом Волковым в 1720 году близ Верхотомского острога. С этого открытия и начинается история угольного Кузбасса. Кузбассовцы не забыли о Михайле Волкове. Его именем названы один из угольных пластов Кемеровского рудника, улица Рудничного района г. Кемерово, одна из площадей г. Кемерово. На этой площади стоит памятник первооткрывателю Кузнецкого угля.
— Найдите по карте Кемеровской области города, где добывают каменный уголь.
Задание 1 бригаде: «В каких городах на севере области добывают уголь?» Задание 2 бригаде: «В каких городах на востоке центральной части Кемеровской области добывают уголь?» Задание 3 бригаде: «В каких городах на юге области добывают уголь?» Задание 4 бригаде: «В каких городах на западе центральной части Кемеровской области добывают уголь?»
— Посмотрите на карту г. Полысаево. — Какие шахты расположены в черте города?
1 группа работает самостоятельно. (Карты разделены на квадраты. Задание на доске.) 3 квадрата — на север 3 квадрата – на северо-запад 4 квадрата – на восток 2 квадрата – на северо-восток 6 квадратов – на запад 2 группа работает с учителем. — В каком направлении от города находится: а) ш. «Октябрьская» б) ш. «Заречная» в) ш. «Сибирская» г) ш. «Алексиевская» г) ОАО «Разрез Моховский» д) ш. «Полысаевская»
— К какой шахте мы пришли?
— Оцените свою работу на рабочих листах. | Дает практическое задание.
Работа со слайдом № 3.
Организует беседу об угле. Показывает образцы окаменевших деревьев и угля с отпечатками растений.
Организует работу по учебнику.
Организует работу по карте России.
Организует беседу.
Организует работу по карте Кемеровской области.
Организует работу по карте г. Полысаево. Организует дифференцирован ную работу. | Работают в группах, определяют основные характеристики угля, записывают на листах А-4.
Командиры групп зачитывают основные характеристики угля, листы с ответами прикрепляют магнитами к доске.
Отвечают. Черного цвета, блестит, твердый, хрупкий, тяжелее воды, горит.
Отвечают.
Слушают.
Рассказывает подготовленный ученик.
Солнечным камнем. Слушают.
Отвечают.
Отвечают на вопросы.
Уголь — невозобновляемые природные ресурсы.
Неисчерпаемые природные ресурсы
Работают по карте.
Солнечной энергией.
Кузбасс.
Кузнецкий угольный бассейн. Слушают.
Работают 4 бригады по четырем картам.
После проведенной работы бригадиры отчитываются. Оценивают ответы бригадиров.
Отвечают и показывают. Учащиеся 1 группы, используя знания сторон горизонта, от заданной точки двигаются в заданном направлении.
Учащиеся 2 группы, ориентируясь по карте, повторяют направления сторон горизонта.
ОАО «ш. Полысаевская». Оценивают свою работу. | Познавательные: сравнивать, делать выводы; подводить под понятие; строить рассуждения; находить необходимую информацию по заданной теме; уметь обобщать текстовую информацию; анализировать учебный материал. Личностные: уметь слушать других; применять правила поведения в процессе учебной деятельности; уважать иное мнение. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; аргументировать свою точку зрения; сотрудничать в группе; умение договариваться в совместной деятельности; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать мнение группы. Регулятивные: работать по инструкции; оценивать результаты своей деятельности; планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать учебные действия; осуществлять учебное действие.
|
Физминутка. |
Вот полянка, а вокруг Липы выстроились в круг Липы кронами шумят, Ветры в их листве гудят
Вниз верхушки пригибают И качают их, качают |
|
Разводят руки в стороны. Руки поднимают вверх и покачивают ими из стороны в сторону. Наклоняются вперед, покачивают туловищем из стороны в сторону. |
|
Закрепление изученного. |
— Мы с вами были на экскурсии на шахту «Полысаевская», но в шахту нас не пустили, т.к. это запрещается инструкцией. — А кто из вас хочет побывать в шахте? — Давайте совершим заочное путешествие в шахту.
«Под вышкой глубокий и широкий колодец. По колодцу вверх – вниз снует лифт. Он везет шахтеров на работу и с работы. Всего за минуту кабина опускается на глубину нескольких сотен метров. Приехали — и вперед по подземному проспекту. Он называется — штрек. От «угольного проспекта» отходят в сторону «угольные переулки» — лавы. В переулках тоже светло, но трамвайчики там не ходят. Вместо них для угля дорожки – самокатки. Идешь вдоль по лаве, вдруг – стоп! – тупик! На пути встала сплошная угольная стена. Это забой. Здесь шахтеры из черной стены вырубают уголь комбайном. Уголь черным потоком мчится по самоходным дорожкам в обратную сторону, к «подземному проспекту», к «трамвайной остановке» Тут он делает пересадку: на ходу с дорожки в вагонетки, — и едет до самого лифта. А в лифте поднимается на-гора».
— Ребята, отгадайте загадку: «Какой из комбайнов никогда не видит солнышка?»
— Из шахты в лифте поднимаются минералы угля. Эти минералы часто спаяны с минералами пустых пород или с минералами рудных образований. Необходимо отделить их друг от друга. Такой процесс разделения минералов выполняют на специальных обогатительных фабриках, расположенных поблизости от шахты. Мы с вами побывали на обогатительной фабрике шахты «Полысаевская». — Давайте вспомним: — С чего начинается разделение угля от минералов других пород?
Слайд 9. — А где еще кроме шахт добывают уголь?
— Что общего между шахтой и разрезом?
— Чем они отличаются?
Слайд 10. Словарная работа. — Разрезы должны проводить рекультивацию, т.е. восстанавливать почву. — Что вы можете предложить для восстановления почв?
Слайд 11. — Прочитайте слова А.М.Горького: «Человек должен устраивать свою землю так, как он привык устраивать свой дом, свое жилье» |
Организует заочное путешествие в шахту.
Предлагает отгадать загадку.
Знакомит с новым словом.
Предлагает прочитать слова. |
Выступает подготовленный ученик, остальные слушают.
Угольный комбайн.
Отвечают: 1 – отмывка угля водой и магнетитом; 2 – просеивание; 3 – обогащение; 4 – отгрузка.
На угольных разрезах.
Отвечают.
При добыче угля открытым способом видоизменяется окружающая природа.
Предлагают свои способы.
Читают.
| Познавательные: анализировать и обобщать, сравнивать, делать выводы; подводить под понятие; строить рассуждения; уметь обобщать информацию. Личностные: уметь слушать других; применять правила поведения в процессе учебной деятельности; уважать иное мнение. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; аргументировать свою точку зрения. Регулятивные: планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять учебное действие.
|
| Слайд 12. — Давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо» — Чем хорош уголь?
— Чем плох уголь? | Организует игру. | Отвечают: а) топливо; б) электричество; в) лекарства; г) краски; д) искусственные ткани; ж) бензин; т.д.
а) разрушается почва; б) не возобновляется; в) копоть; г) сажа; д) загрязняет атмосферу; т.д. | Познавательные: анализировать и обобщать, сравнивать, делать выводы.
|
| — У вас у каждого на столе 2 шахтера (один – улыбается, а другой – хмурится). — Выберите и покажите того, чье эмоциональное состояние вы испытали на уроке. | Организует рефлексию. | Показывают шахтера в соответствии с эмоциональным состоянием. | Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Домашнее задание. |
|
|
|
|