Урок ознакомления с окружающим миром в 3-м классе «Охрана животных»

Урок ознакомления с окружающим миром в 3-м классе.


Тема: «Охрана животных»

Цели урока:

  • познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в нее внесены;

  • рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;

  • обобщить знания детей по теме “Сохраним удивительный мир животных”;

  • развивать мышление детей, учить сравнивать, обобщать;

  • формирование чувства ответственности за всё живое.

Ход урока

Организационный момент

Игра “Посмотри мой друг вокруг… ”

— Ребята, я буду читать стихотворение, вы, пожалуйста, слушайте внимательно.

Если услышите названия предметов неживой природы – хлопайте в ладоши, а если названия предметов живой природы – топайте ногами.

— Готовы? Тогда начнём.

Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое.
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и листва,
Горы, воздух и трава,
Птицы, звери и леса.
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –

Это все вокруг ПРИРОДА.
Все, что «нужно год от года
Нам дает сама природа.
И поэтому все мы
Жить не можем без воды.
Без растений и животных,
Без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек,
Так давайте сбережем
Наш — земной природный дом!

Выведение темы урока

1) (показ слайда) -Посмотрите, ребята, на слайд. Прекрасная фотография с водяными лилиями из «царства» растений. А скажите о каком «царстве» мы говорили в течении нескольких уроков?(животные)

-Сколько групп в этом «царстве» ? (11)

-Как научно называют эти группы? Перечислите.

-А на этом слайде что за животные? (которые изчезли)

-Назовите тему нашего урока.

-Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги.

Изучение нового материала

1.Введение в тему – лекция..

— Ребята, посмотрите на слайд.

— Не правда ли, прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях и рисунках! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: многие из них занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли, а некоторые из них уже исчезли.

На протяжении всей истории Земли животные вымирали по тем или иным причинам. Одни погибали в ходе эволюции, другие из-за природных катастроф или смены климата. В наше время основной причиной исчезновения многих видов животных стала человеческая деятельность: охота и коллекционирование, уничтожение естественных мест обитания и загрязнение окружающей среды.

С древних веков люди охотились на животных, добывая мясо и шкуры. По мере развития цивилизации человек изобретал все, более изощренные способы покорения природы, совершенствуя орудия уничтожения животных. Человек стал убивать большее количество животных, чем ему было необходимо для поддержания жизни. Когда смертность среди особей того или иного вида превышает рождение, этому виду грозит гибель.

Так, в результате неумеренной охоты исчезли морские коровы›, квагги (вид африканских зебр) ›, дронты (крупные птицы отряда голубиных) странствующие голуби и сумчатые волки .

У каждого из этих видов своя трагическая история.

В прошлом веке огромные стада квагг ‹Рисунок 2› паслись в Южной Африке. Европейцы так активно на них охотились из-за шкур и мяса, что за короткий период истребили этих зебр в дикой природе. Последняя квагга умерла в 1883 г. в одном из европейских зоопарков.

Та же судьба постигла и странствующих голубей ›, которые некогда были чуть ли не самым многочисленным видом птиц. Птицы плохо размножались в неволе, и этот вид не удалось спасти.

Другие представители семейства голубиных – дронты›. Эти крупные нелетающие птицы обитали на о. Маврикий. Люди, поселившиеся на острове, стали охотиться на дронтов из-за вкусного мяса, а собаки и крысы, завезенные ими, разоряли их гнезда. Уже 300 лет, как дронтов не стало на планете.

В Австралии и на о. Тасмания были широко распространены сумчатые волки›. Фермеры отстреливали этих животных опасаясь за скот и домашнюю птицу. Несмотря на законы о защите ставших редкими сумчатых волков, их отстрел продолжался, и на материке они были полностью истреблены. В 30-х гг. нашего столетия на о. Тасмания сумчатых волков видели в последний раз.

Многие страны принимают меры по охране исчезающих видов животных, создавая заповедники и запрещая охоту на редких животных. Но, несмотря на это, браконьеры продолжают истреблять носорогов, слонов, снежных барсов, китов и других редких животных.

Начиная с 1600 г., на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них — за последние 50 лет. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека. К началу XX века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов — МСОП. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека (также нужны были рекомендации по их спасению).

Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния.

И ученые решили назвать этот список Красной книгой.

— Для чего нужна Красная книга?

Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что-то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.

— Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей?

(Красный цвет — это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.)

Красная книга — это сигнал опасности. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она еще раз переиздавалась.

— Как вы думаете, почему Красная книга переиздавалась?
(Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения.)

Красная книга — это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и все новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.

Вместе с тем, меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые листы Красной книги, где представлены уже спасенные животные и растения. Например, бобр и соболь.

Физкультминутка

Игра “ВОЗДУХ, ВОДА, ЗЕМЛЯ, ВЕТЕР”

Раз, два, три, четыре, пять –
Все мы вышли поиграть.

Дети становятся в круг. Ведущий поочерёдно подходит и говорит одно из четырёх слов: воздух, вода, земля, ветер и считает до пяти. Тот к кому подошёл ведущий, должен назвать за это время (в зависимости от слова, которое ему задано) птицу, рыбу, зверя, или же покружиться на месте (ветер). Кто не успел дать ответ, выходит из круга. Потом ведущий обращается к другому и т.д. Победитель тот, кто остаётся в кругу.

Сообщения учеников

-Давайте послушаем сообщения ребят о животных, которые нуждаются в охране. Но вначале вы должны отгадать,какое это животное. Слушайте внимательно. В конце урока вас ждёт интересная проверочная работа. (Зачитывается вопрос из слайда, ребята отгадывают, а подготовленный ученик расскажет об этом животном)

Правила поведения в природе

Вот такие интересные сообщения приготовили ребята. Теперь вы знаете, каких животных нужно охранять.

-Ребята, а других животных, хорошо тебе известных: н-р, белка, ёж, синица, лягушки, их нужно охранять? -Конечно же, их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе. Давайте вспомним экологические правила:

А) подкармливай птиц зимой, а весной делай домики. ( круг зелёного цвета- разрешающий)

Б) не подходи близко к гнезду, по вашим следам могут пойти хищники; не прикасайся руками, чтобы птицы- родители не покинули.

В) весной и в начале лета не отпускай собаку с поводка.

Г) не уноси с собой домой здоровых птенцов и детёнышей зверей.

Д) не разоряй муравейники

Е) не лови бабочек, стрекоз, шмелей ( численность шмелей резко сократилась из-за неумеренного использования в с/х ядохимикатов)

— Даже если ты не разоряешь, не ловишь, не трогаешь можешь при чинить вред, если будешь шуметь, особенно весной.

Вывод: охранять нужно всех животных!

Заключение

— В нашей стране охота на редких животных запрещена, а на многих других ограничена.

— Под особой охраной находятся животные в заповедниках. Помогают спасению редких животных и зоопарки. Но надо беречь не только редких животных, но и всех остальных, ведь все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы часто помогаете другим.

-Вот, например, цепочка “лягушка — цапля”. Оберегая лягушек, вы сохраняете жизнь цапле, которая ими питается.

Также надо беречь дом животных — это леса, водоемы, луга и т. д.

Проверочная работа. Тест

6 слайдов. Ребята выбираю правильный ответ и записывают на листочках

. Выступления детей

Учащиеся читают стихотворение “Про всех на свете” Б.Заходера и исполняют 2 песни.

Все – все – все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!

Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.

Плохие дела
У кошки без мышки
У мышки без кошки
Не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то
Не очень дружны –
Мы всё- таки очень
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется…

Все – все – все на свете,
На свете нужны.
И это все дети
Запомнить должны.



Итог урока

-Молодцы, ребята. Надеюсь, что вы запомните этот урок и будете помнить о правилах друзей природы. Дом. задание: нарисовать плакат «Защити природу»


Свежие документы:  Урок для 11 класса по теме: "«Особенности ренессансного представления о времени и средства его воплощения в живописи»"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: