Дериземля И.Н
МКОУ Зональная СОШ
Зонального района
Алтайского края
Урок по окружающему миру для 2 класса
«Расти здоровым»
Цели: создать условия для понимания учащимися важности здоровья для человека;
развивать начальные представления о том, как следует заботиться о своём здоровье;
воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, настольная лампа, листы бумаги, карандаши.
Критерии эффективности урока:
Чёткое формулирование образовательных задач и их связь с развивающими и воспитательными задачами.
Определение оптимального содержания урока в соответствии с целями урока, с учётом подготовленности учащихся.
Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков.
Выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального их воздействия на каждом этапе урока.
Реализация на уроке всех дидактических принципов.
Создание условий успешного учения учащихся.
Ход урока:
1. Орг. момент: Солнце красное проснулось
В гости к нам пришло с утра,
Всем ребятам улыбнулось:
— Начинать урок пора!
2. Актуализация знаний.
— Откройте содержание учебника, назовите тему нашего урока.
-Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
— Задайте вопросы, на которые хотели бы на уроке получить ответы.
3. Работа над новым материалом.
У: А теперь послушайте стихотворение и скажите, какой вред здоровью нанесли дети?
Шёл по городу волшебник,
По прозванью Сизый нос,
И дарил всем, всем прохожим
То, что он в корзине нёс.
Нёс он фрукты и печенье,
Нёс он вкусное варенье,
Нёс колбаски и творог,
Всех обрадовать он мог.
И ребятам без разбору
Всё, всё, всё давал,
И взамен за угощенье
Ничего не брал.
Все ему «спасибо» говорили,
Много раз благодарили.
Но прошёл всего лишь час,
У ребят, как будто враз,
Заболели, заболели
Очень животы.
Ах и ух, ах и ух
Ы-ы-ы.
А почему?
Д: -Дети переели.
У: — Вспомните, а какие условия необходимы человеку для того, чтобы быть здоровым?
Умеет ли человек создавать эти условия?
У: -На схеме не все заполнено, скажите, что ещё необходимо человеку для здорового образа жизни?
Д: -Большое значение имеет и регулярность питания. Питаться ученик должен 4-5 раз в день в определённое время. Это способствует хорошему аппетиту и улучшению пищеварения.
У: — Как должен питаться ученик вашего возраста?
Д:- Есть надо не спеша, тщательно пережёвывая пищу. Употреблять первые блюда, они обеспечивают нормальное пищеварение. Здоровье наше зависит только от нас самих.
У: -Сейчас мы поговорим о том, какие именно витамины содержаться в овощах и фруктах.
(Учитель рассказывает и распределяет овощи и фрукты по группам в зависимости от преобладания в нём витаминов.)
Лук и чеснок известен людям более 6000 лет. В этих овощах много витамина С, который противостоит простудным заболеваниям.
В огурцах много витамина Е. Родина – Индия.
Морковь. Её родина – побережье Средиземного моря. Преобладает витамин А, а также много других витаминов. Витамин А действует положительно на зрение.
Помидор попал к нам из Южной Америки. Сначала служил для украшения клумб, потом стали выращивать, как лекарственное растение, а только потом стали употреблять в пищу. Много витаминов С и В.
Лимон — родина Индия. Витамин С.
У:- Мы можем добавить в схему слова о правильности питания?
Д:- Чтобы быть здоровым необходима полноценная еда богатая витаминами и полезная для организма.
Индивидуальная работа
У:- Нарисуйте свои любимые блюда и расскажите, какие там есть питательные вещества и витамины.
(Выслушиваются ответы учащихся, корректировка при необходимости.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 1
Ах, как долго рисовали,
Глазки у ребят устали (поморгали глазами)
Посмотрите все в окно (вправо-влево)
Ах, как солнце высоко!
Мы сейчас глаза закроем,
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем (глазами по дуге)
Вправо – влево повернем,
Жмурься сильно, но держись! (зажмурились)
У:- Подумайте, почему взрослые не советуют смотреть телевизор?
-Почему советуют сидеть от него подальше?
-Почему, так важно включать настольную лампу, когда выполняешь домашнее задание?
Д:- Всё это делается для того, чтобы сохранить здоровье.
Опыт
У: — А вы знаете, почему настольная лампа должна стоять слева, если пишешь правой рукой, и справа, если вы левша? (Предположения детей)
У: — Ответить на этот вопрос нам поможет опыт.
Один из учеников подходит к столу учителя, на котором включена настольная лампа. Садится за стол, пишет правой рукой. Учитель ставит лампу сначала справа, а затем слева от ученика.
У: — Как падает тень от предметов на лист бумаги?
— С какой стороны должна стоять лампа?
Д: — Настольная лампа должна стоять слева, если пишешь правой рукой.
(Для закрепления выполняется задание 53 в тетради для самостоятельной работы)
У: — Рассмотрите рисунок, дорисуйте тень от руки Маши и Миши. Что помогло выполнить задание? (Тень от подставки с карандашами)
Д: — Тень от руки Маши и Миши должна падать в том же направлении, что и тень от подставки.
У: — Почему важно в холодную погоду одеваться теплее, а в ветреную не снимать шапки?
Д: — Тёплая одежда защищает от холода, а переохлаждение ведёт к болезням.
У: — Почему очень важно не болеть простудными заболеваниями?
Д: — Когда человек здоров, он меньше устаёт, бодр и весел, он может больше сделать полезных дел.
ФИЗМИНУТКА 2
Потрудились – отдохнём!
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Молодцы, размялись..!
У: — Учёными доказано, что некоторые болезни передаются от одного человека к другому, через кашель, чихание, рукопожатие, общую посуду и полотенце?
(работа по учебнику)
У: — Рассмотрите рисунки. Скажите, кто из детей не заботится о своём и чужом здоровье?
(Предположения детей)
Сообщение подготовленного ученика
—Многие болезни вызывают крошечные живые существа-микробы. При кашле и чихании они попадают из организма больного в воздух. Люди, которые находятся рядом с таким человеком, вдыхают заражённый воздух, так опасные микробы попадают к ним. Поэтому больным врачи рекомендуют во время болезни быть дома, а при кашле и чихании прикрывать рот платком.
У: — Почему так важно мыть руки с мылом?
Д: — С рук одного человека другому передаются микробы, которые вызывают болезни.
(Для закрепления выполняется задание 55 в тетради для самостоятельной работы)
У: — Раскрасьте рисунки индивидуальных вещей, которые нельзя никому давать. Какие это вещи?
Д: — Это зубная щётка, расчёска, полотенце, мочалка.
ФИЗМИНУТКА 3
Солнце глянуло к нам в класс,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире -1, 2, 3, 4, 5
Наклонится 3-4,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
Молодцы!
4. Закрепление изученного материала.
(Работа по хрестоматии)
Чтение рассказа «Не ходи по «грибы» босиком!»
У: — О каких «грибах» идёт речь?
— Что нужно помнить, чтобы сохранить своё здоровье?
5. Проверка знаний
Тест
Условия:
У: — Если вы согласны с утверждением, то ставите «+», если не согласны с утверждением, то ставите «-«
В-2 | В-3 | В-4 | В-5 | В-6 | В-7 | В-8 | В-9 | В-10 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Каждый человек должен делать зарядку по утрам. (Да)
Каждое утро и каждый вечер надо чистить зубы. (Да)
Ходить в грязной одежде. (Нет)
Мыть постоянно руки перед едой. (Да)
Есть немытые овощи и фрукты (Нет)
Больше играть на свежем воздухе. (Да)
Стараться встать поближе к курящему человеку.(Нет)
Одеваться по погоде, чтобы не перегреться и не переохладиться. (Да)
Пить чистую воду (Да)
Трудиться вместе с родителями на свежем воздухе. (Да)
У: — Сдайте тесты, а теперь проверим ответы:
В-2 | В-3 | В-4 | В-5 | В-6 | В-7 | В-8 | В-9 | В-10 | |
+ | + | — | + | — | + | — | + | + | + |
У: — Оцените свою работу на уроке.
6. Подведение итогов урока
Заканчивая наш урок, я хочу обратить внимание на девиз нашего урока – «Каждый – кузнец собственного здоровья»
У: — А что делает кузнец?
Д: — Подковы для лошадки, чтобы ей было не больно и удобно ходить, чтобы она не поранила ногу и не болела.
У: — Мы должны сделать все для своего здоровья, чтобы не болеть, не огорчать родителей, а жить и радоваться, чаще улыбаться, не быть злым и завистливым. И каждый из вас может сделать многое для того, чтобы не болеть. Самое главное — это вести здоровый образ жизни!
7. Домашнее задание
У: — Подумайте, о каких правилах здоровья мы не говорили на уроке. Подготовьте сообщение, можно нарисовать рисунок.