Урок по окружающему миру «Леса России»






Урок

по окружающему миру



«Леса России»






Подготовила:

учитель начальных классов

МОУСОШ №14 с. Просянка

Товкань Юлия Александровна











2010 год




Тема: «Леса России».

Цель урока:

-расширение знаний учащихся о растениях и животных леса, развитие интереса к изучению природы.

Задачи:

  1. образовательные:

— сформировать у учащихся представление о лесной зоне, познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов; познакомить с растительным и животным миром.

2) развивающие:

— развивать познавательную активность детей;

— формировать и развивать общеучебные навыки и умения работать в группах;

— развивать логическое мышление, используя игровые технологии.

3) воспитательные:

— воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к Родине.

— воспитать способности принимать участие в обсуждении вопросов, оказывать помощь друг другу.

Оборудование:

Карта природных зон, презентация, тест на электронном носителе, учебник А. А. Плешакова, Е. А. Крючковой.

Тип урока: изучение нового материала.


Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Метод «Поздоровайся локтями»

2. Сообщение темы и цели урока.

Метод «Разноцветные листья»

— Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь — мы свои!

С. Погореловский

— В этом стихотворении спрятаны тема и цели урока.

— Как вы думаете, о какой природной зоне мы сегодня будем говорить? ( О лесной зоне)

— Да, это так. Тема, которую мы будем изучать «Леса России».

— А что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери, какие растут растения)

— Почему автор говорит дважды: «Здравствуй, лес, дремучий лес»?

— Что значит «дремучий»?

Дремучий – это значит «тёмный, страшный, как в сказке»

Но ведь не все леса тёмные. Например, в берёзовой роще светло и весело.

Мы должны ответить на вопрос: «Почему одни леса тёмные,

а другие – светлые?» Но об этом позже. А сейчас вспомним, какими знаниями вы обогатились на предыдущем уроке.


3. Проверка знаний.

Фронтальная работа.

Метод «Инфо-Угадайка» (тест на электронном носителе).

4. Объяснение нового материала.

А теперь поговорим о лесах России.

Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето.

Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Средне-Сибирском плоскогорье. Это самая большая природная зона.

В этой природной зоне три части.

Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны.

(Показ по карте природной зоны)

Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, — это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

a) Работа с учебником.

Ребята, откройте учебник на странице 99 и посмотрите на эти деревья.

Ель – всем знакомая новогодняя ёлка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – это самое витаминизированное дерево (С) с ровным стволом жёлтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами. Шишка имеет округлую форму. Сосне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха, ни ветры. Одного только боится сосна – тени, поэтому сосновые леса светлые и сухие. Сосна очищает лес от вредных бактерий. Сосна – это дерево здоровья!

С помощью иллюстрации учебника (стр. 100-101) познакомьтесь с животным миром тайги.

В) Физкультминутка. Метод «Секретное задание» (игровая форма).

Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Вы должны изобразить при помощи мимики и жестов изобразить животных, указанных в вашем «Секретном задании». Прочтите своё задание, встаньте и изобразите животное (заяц, лось, медведь).

А также на странице 102 учебника есть информация о некоторых животных тайги, с нею вы познакомитесь дома, приготовьте сообщения о них, используя и дополнительную литературу( энциклопедии).

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольхи. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Берёза – единственное дерево с белой корой.

Не погибнет и в слишком влажном, и в слишком сухом месте.

Только боится темноты. Даёт нам берёзовый сок

Берёза – символ нашей Родины, олицетворение прекрасной, светлой, великой русской земли!

Осина имеет округлые листья, и они дрожат напри каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки.

Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или серого цвета. У чёрной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.

Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клён.

Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву. Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются жёлуди. Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы — тёмные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.

4.Закрепление материала.

Метод «Автобусная остановка»

А) Работа по карточкам. Работа ведется в парах по карте природных зон.

1. Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

2. Каким цветом она обозначена на карте?

3. Какая у зоны лесов земная поверхность?

4. Какая она в сравнении с другими природными зонами? Продолжение новой темы.

Б) Игра: «Из какого я леса?»


Пихта

Берёза

Кедровая сосна

Липа

Ольха

Сосна

Лиственница

Дуб

Клён



Хвойные леса


Смешанные леса


Широколиственные леса

— Ребята, а какие деревья растут в нашей местности?

-А всегда ли человек справедлив к лесу?

5. Домашнее задание.

Страница 98-105, приготовьте сообщения о животных тайги, используя и дополнительную литературу ( энциклопедии), выполнить задание №1 страница 105.

6. Рефлексия. Метод «Волшебный конвертик»

Что нового я узнал на уроке ________________________________

Что мне понравилось______________________________________

6. Итог урока.

Оценить работу учащихся на уроке.



Раздаточный материал



Игра «Секретное задание».


Прочтите. Изобразите при помощи мимики и жестов (без слов) зайца.



Игра «Секретное задание».


Прочтите. Изобразите при помощи мимики и жестов (без слов) лося.




Игра «Секретное задание».


Прочтите. Изобразите при помощи мимики и жестов (без слов) медведя.






«Из какого я леса?»


Ель

Берёза

Лиственница

Липа

Сосна

Дуб





Хвойные леса


Смешанные леса


Широколиственные леса


Свежие документы:  Урок по окружающему миру во 2 классе «Неживая природа зимой»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: