Урок
по окружающему миру
«Леса России»
Подготовила:
учитель начальных классов
МОУСОШ №14 с. Просянка
Товкань Юлия Александровна
2010 год
Тема: «Леса России».
Цель урока:
-расширение знаний учащихся о растениях и животных леса, развитие интереса к изучению природы.
Задачи:
образовательные:
— сформировать у учащихся представление о лесной зоне, познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов; познакомить с растительным и животным миром.
2) развивающие:
— развивать познавательную активность детей;
— формировать и развивать общеучебные навыки и умения работать в группах;
— развивать логическое мышление, используя игровые технологии.
3) воспитательные:
— воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к Родине.
— воспитать способности принимать участие в обсуждении вопросов, оказывать помощь друг другу.
Оборудование:
Карта природных зон, презентация, тест на электронном носителе, учебник А. А. Плешакова, Е. А. Крючковой.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Метод «Поздоровайся локтями»
2. Сообщение темы и цели урока.
Метод «Разноцветные листья»
— Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
С. Погореловский
— В этом стихотворении спрятаны тема и цели урока.
— Как вы думаете, о какой природной зоне мы сегодня будем говорить? ( О лесной зоне)
— Да, это так. Тема, которую мы будем изучать «Леса России».
— А что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери, какие растут растения)
— Почему автор говорит дважды: «Здравствуй, лес, дремучий лес»?
— Что значит «дремучий»?
Дремучий – это значит «тёмный, страшный, как в сказке»
Но ведь не все леса тёмные. Например, в берёзовой роще светло и весело.
Мы должны ответить на вопрос: «Почему одни леса тёмные,
а другие – светлые?» Но об этом позже. А сейчас вспомним, какими знаниями вы обогатились на предыдущем уроке.
3. Проверка знаний.
Фронтальная работа.
Метод «Инфо-Угадайка» (тест на электронном носителе).
4. Объяснение нового материала.
А теперь поговорим о лесах России.
Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето.
Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Средне-Сибирском плоскогорье. Это самая большая природная зона.
В этой природной зоне три части.
Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны.
(Показ по карте природной зоны)
Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, — это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.
a) Работа с учебником.
Ребята, откройте учебник на странице 99 и посмотрите на эти деревья.
Ель – всем знакомая новогодняя ёлка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.
Сосна – это самое витаминизированное дерево (С) с ровным стволом жёлтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами. Шишка имеет округлую форму. Сосне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха, ни ветры. Одного только боится сосна – тени, поэтому сосновые леса светлые и сухие. Сосна очищает лес от вредных бактерий. Сосна – это дерево здоровья!
С помощью иллюстрации учебника (стр. 100-101) познакомьтесь с животным миром тайги.
В) Физкультминутка. Метод «Секретное задание» (игровая форма).
Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Вы должны изобразить при помощи мимики и жестов изобразить животных, указанных в вашем «Секретном задании». Прочтите своё задание, встаньте и изобразите животное (заяц, лось, медведь).
А также на странице 102 учебника есть информация о некоторых животных тайги, с нею вы познакомитесь дома, приготовьте сообщения о них, используя и дополнительную литературу( энциклопедии).
К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольхи. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.
Берёза – единственное дерево с белой корой.
Не погибнет и в слишком влажном, и в слишком сухом месте.
Только боится темноты. Даёт нам берёзовый сок
Берёза – символ нашей Родины, олицетворение прекрасной, светлой, великой русской земли!
Осина имеет округлые листья, и они дрожат напри каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки.
Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или серого цвета. У чёрной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.
Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клён.
Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву. Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются жёлуди. Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы — тёмные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.
4.Закрепление материала.
Метод «Автобусная остановка»
А) Работа по карточкам. Работа ведется в парах по карте природных зон.
1. Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
2. Каким цветом она обозначена на карте?
3. Какая у зоны лесов земная поверхность?
4. Какая она в сравнении с другими природными зонами? Продолжение новой темы.
Б) Игра: «Из какого я леса?»
Хвойные леса
Смешанные леса
Широколиственные леса |
— Ребята, а какие деревья растут в нашей местности?
-А всегда ли человек справедлив к лесу?
5. Домашнее задание.
Страница 98-105, приготовьте сообщения о животных тайги, используя и дополнительную литературу ( энциклопедии), выполнить задание №1 страница 105.
6. Рефлексия. Метод «Волшебный конвертик»
Что нового я узнал на уроке ________________________________
Что мне понравилось______________________________________
6. Итог урока.
Оценить работу учащихся на уроке.
Раздаточный материал
Игра «Секретное задание».
Прочтите. Изобразите при помощи мимики и жестов (без слов) зайца.
Игра «Секретное задание».
Прочтите. Изобразите при помощи мимики и жестов (без слов) лося.
Игра «Секретное задание».
Прочтите. Изобразите при помощи мимики и жестов (без слов) медведя.
«Из какого я леса?»
Ель
Берёза
Лиственница
Липа
Сосна
Дуб
Хвойные леса
Смешанные леса
Широколиственные леса