Открытый урок по окружающему миру в 1 классе
По теме « Ты и вещи».
2012г
Цель : Формирование образовательных компетенций учащихся 1 класса в предметной области « Окружающий мир» по теме « Ты и вещи.»
Задачи:
личностные:
Проявление самостоятельности в разных видах деятельности.
Взаимодействие со сверстниками.
Оценивать свои поступки и свои действия.
Уметь применять знания ЗОЖ
Положительное отношение к школе.
регулятивные:
целеполагание в постановке учебной темы и задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно
принимать и сохранять учебную задачу
выполнять учебные действия
уметь оценивать правильность выполнения действий.
познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
совершенствовать уровень развития речи
структурирование знаний, т. е. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
рефлексия способов и условий действия
коммуникативные:
обеспечивать социальную компетентность и учёт позиции одноклассников
развивать умение слушать и вступать в диалог
участвовать в коллективном обсуждении проблем
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество
Ожидаемый результат:
знать о многообразии профессий, их особенности и назначение
знать и соблюдать правила самообслуживания и правила ухода за вещами
повышение активности учащихся на уроке для улучшения результатов обучения;
использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
обогащение словарного запаса
Ход урока.
I. Организационный момент.
Создание благоприятной рабочей обстановки.
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Мы друг к другу повернулись
Улыбнулись, улыбнулись.
Пусть сегодняшний урок
Радость общения нам принесет.
2. Самоопределение к деятельности. ( Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.)
— Как будем работать на уроке , чтобы он прошёл успешно? (Вместе, дружно, помогать друг другу)
— Ребята, наш урок я начну такими словами:
Добрые люди день начинают работой. (Слайд 3)
— Вы ещё маленькие, но я считаю , что вы уже трудитесь. Докажите верность, моих слов.
— Можно ли прожить, всю жизнь не трудясь? Хорошо ли это? (Ответы детей)
— Вы все прекрасно знаете, что каждый человек на земле от мала до велика должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Чтобы стать хорошим специалистом, человек должен много знать и много уметь. Сегодня мы за школьной партой. Учение тоже труд и труд не простой.
-Зачем люди трудятся? (Ответы детей)
3. Постановка задачи и темы урока.
Игра «Собери картинку».
— Обратите внимание перед вами разрезные картинки.
-Какую работу можно выполнить с данными картинками? Как лучше и быстрее можно выполнить эту работу?
-Что у вас получилось?
-Итак, из всего, что мы с вами сейчас выполнили, сделайте вывод: какова тема нашего урока.(Слайд 1)
А задачи? ( Слайд 2).
4. Включение в учебную деятельность.
— Сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие в мир профессий. ( Слайд 4)
— А что такое профессия? (предположения детей)
— Разделите эти предметы по группам. Как одним словом назвать каждую группу (работа в парах)
— Как вы думаете, люди каких профессий сделали эти вещи?
(На доске таблички с названием профессий: слесарь, портниха, столяр, гончар)
— Давайте проверим правильность вашего выбора (слайд 6)
— Какая карточка осталась лишней. Почему? (слесарь)
Словарная работа:
Гончар – мастер по изготовлению посуды из глины.
Столяр – специалист по обработке дерева и изготовлению предметов из дерева.
Слесарь – специалист по обработке изделий из металла.
Физминутка.
— Встали. Если вы согласны с моим утверждением, поднимите руки вверх, если нет — присядьте.
Повар доит корову?
Таксист перевозит людей?
Клоун стрижет волосы людям?
Садовод ухаживает за садом?
Продавец шьет одежду?
Полицейский ловит преступников?
— А какие профессии людей вы ещё знаете?
— Давайте представим себе на время жизнь без работы: и в школе, и дома никто ничего не делает, в магазинах, больницах, на заводах, на фабриках, на фермах все отдыхают, потому что люди разных профессий поспорили, чья профессия важнее и нужнее людям.
— Подумайте, что было бы
Когда б сказал портной:
— Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все портные в городе
За ним ушли домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой! ( настя)(слайд 7)
— Подумайте, что было бы
Когда сказал бы врач:
— Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
— Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой. (Данил К.) (слайд 8)
-Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофёр:
— Возить людей не хочется, –
И выключил мотор.
— Троллейбусы, автобусы,
Засыпаны снежком.
Рабочие на фабрику
Ходили бы пешком. ( Даниил С.) (слайд 9)
— Сказал учитель в школе бы:
— Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
— Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А мы бы неучёными
До старости росли. (Таня)(слайд 10)
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
— Какой вывод можно сделать? (слайд11)
Вывод: Сегодня мы узнали много интересного о нужных вещах и их производителях — людях умелых, старательных, трудолюбивых.
— Что же в жизни является главным? (Это труд)
Гимнастика для глаз.
. Инсценирование.
Учитель. Послушайте пословицу.
Каков мастер, такова и работа. (слайд12)
— Объясните смысл. (Люди к своей работе относятся по – разному )
— Послушайте, какая история однажды приключилась с Федорой в сказке «Федорино горе» К.И. Чуковского (двое учеников в костюмах героев рассказывают отрывок из сказки).
— Почему сказка так называется?
— Какое горе случилось с Федорой?
— Кто в этом виноват?
— Как героиня относилась к своим вещам и к чему это привело?
Слайд 13).
— Выбери слова, которыми можно охарактеризовать Федору.
(Неряха, трудолюбивая, грязнуля, заботливая, опрятная, ленивая, аккуратная)(слайд14)
— Почему нужно бережно относиться к вещам? (высказывания детей)
Игра «Путешествие в мастерскую» (групповая работа)
слайд 15)
Учитель. А сейчас я предлагаю отправиться в город мастеров. В нём 3 улицы, 3 цеха : гончарный цех (1 ряд) для украшения глиняных ваз, в цех шитья (2 ряд) для изготовления одежды для кукол, в слесарную мастерскую (3 ряд), чтобы отремонтировать паровоз.
— Ребята 1 ряда составляют аппликации из геометрических фигур для украшения ваз (при помощи клея), 2 ряда — дорисовывают узоры на кукольных платьях (при помощи карандашей), 3 ряда — собирают разрезанную на части картинку «Паровоз».
После выполнения работы оформляется выставка изделий. Мастера показывают свои изделия и рассказывают для чего они предназначены.
Рефлексия.
— Оцени, как ты выполнял задания на этом уроке. (Раскрась один цветок.)
Подведение итогов.
— Вот и закончилось наше путешествие в Город мастеров. Сегодня мы говорили о людях труда и о вещах, которые они производят. Узнайте у своих родителей о назначении вещей, которыми пользуется ваша семья в обиходе.
— Послушайте стихотворение С.Маршака «Береги свои вещи!» о том, как следует относиться к своим вещам.
Сами вещи не растут.
Вещи сделать – нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку – береги,
Не ломай, не мни, не рви.
— Какие открытия вы для себя сделали?
ТАБЛИЦА
Я узнал…
Я научился…
Я запомнил…
Я удивился…(слайд 18)