Урок по окружающему миру в 1 классе «Зачем нужны автомобили?»

Урок по окружающему миру в 1 классе

тема: «Зачем нужны автомобили?»


Форма учебной работы – классно-урочная.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия:  автомобили (грузовой, пассажирский, спортивный, специальный).

Приобретаемые навыки детей:

  • применение знаний о видах автомобильного транспорта по назначению.

Формы организации работы детей: самостоятельная работа, работа в группах, фронтальная работа.

Цель урока: сформировать представления о разнообразии автомобильного транспорта, развивать познавательный интерес и кругозор учащихся, соблюдать требования к уроку с позиции здоровьесбережения.

Задачи урока:

1. Формирование понятий: автомобиль, виды автомобильного транспорта по назначению.

2. Развитие воображения; умения анализировать, сравнивать, группировать объекты; развитие связной речи учащихся.

3. Соблюдение здоровьесберегающих технологий на уроке:

— Учет возрастно-половых особенностей.

-Учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения.

-Структурирование урока на части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся.

-Использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.


Оборудование и наглядность

У учителя:

  • компьютер, мультимедиа – проектор;

  • карточки со словами: «автомобили», «грузовые», «пассажирские», «спортивные», «специальные»;

  • выставка моделей автомобилей.



У учащихся:

  • учебник А.А.Плешаков «Мир вокруг нас», 1 класс, 2 часть;

  • рабочая тетрадь к учебнику;

  • цветные карандаши;

  • конверты с мозаикой для парной работы.



Ход урока

1.Организационный момент .

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Встали ,подтянулись ,

Друг другу улыбнулись,

На меня все посмотрели и тихонько сели.

Скажите какое у вас сейчас настроение?

2. Введение в тему .

-Любознательный Муравьишка сегодня на урок принес нам загадки. Давайте поможем ему их разгадать!



Эта сильная машина

Едет на огромных шинах!

Сразу полгоры убрал

Семитонный… (самосвал)

Что за чудо, красный дом,

Пассажиров много в нем.
Обувь носит из резины

И питается бензином. (Автобус)

Поднял кверху две руки

Взял две жилы в кулаки.

«Дай дорогу, постовой,

Побегу по мостовой!» (Троллейбус)

Нам жилось бы очень грустно,

Так тоскливо бы жилось,

Если б с наших улиц мусор

Не возил … (мусоровоз)

Мы стоим на остановке,

Мы поедем за обновкой.

Рельсы есть, ты не зевай,

К нам спешит большой … (трамвай)

Он и в поле, и на стройке,

Он почётный трудовик.

Тяжесть он выносит стойко,

Возит грузы … (грузовик)

Не летает, не жужжит-жук по улице бежит,

И горят в глазах жука два блестящих огонька.

Это дал завод ему:

И огни- глядеть во тьму, и колеса, и мотор,

Мчался чтоб во весь опор. (Автомобиль)

Очень жарко, очень сухо,

От жары сомлела муха.

Кран нам воду не дает-

Где-то знать ремонт идет.

Вдруг к деревьям и цветочкам

Подъезжает прудик в бочке.

Аккуратно все полил и обратно укатил.

Занята трудом неброским,

Воду возит … (водовозка)

Эй, не стойте на дороге!

Мчит машина по тревоге.

А зачем ей так спешить?

Как зачем? Пожар тушить. (Пожарная машина)

Рукастая, зубастая, идет-бредет по улице.

Идет и снег грабастает.

А дворник только щурится,

А дворник улыбается:

Снег без него сгребается. (Снегоуборочная машина)

Бывает ли у дождика 4 колеса,

Скажи, как называются такие чудеса? (Моечная машина)

-Молодцы, ребята!

-Как, одним словом назвать все эти предметы? (Транспорт, автомобили)


3. Сообщение темы и постановка цели урока.

-Ребята, предположите о чем будем говорить на уроке?

— Тема нашего урока: «Зачем нужны автомобили»

— Автомобиль привлекает современного человека с раннего детства. Это любимая игрушка мальчишек и даже большинства девчонок. Сегодня на нашей выставке представлены самые ценные модели из ваших коллекций.

Предлагаю поиграть в игру «Автосалон»,вы будете продавцами машин ,вам нужно представить ее так , чтоб нам захотелось ее купить.

— Но ведь автомобили — это не только игрушки. Сегодня речь пойдет о настоящих машинах.

— Сегодня на уроке мы выясним значение автомобильного транспорта, познакомимся с устройством автомобиля, узнаем об автомобиле будущего.



4.Изучение нового материала.

— Зачем нужны автомобили?

— Ребята, вы видите на доске картинки автомобилей , вам нужно выбрать одну наиболее понравившуюся и определить к какой группе она относится, будьте внимательны на столах лежат листочки с названием .

Деление на группы

Автомобили

грузовые пассажирские спортивные специальные


-Для чего нужны грузовые автомобили? Пассажирские? Спортивные? Специальные?

-Кто управляет автомобилем?


5. Игра-физминутка

« Я водитель»

-Каким должен быть настоящий водитель?

-Вы сейчас все превратитесь в водителей и окажитесь на улице большого города, вам нужно проехать через город и не задеть ни одну машину и не стоптать никого.

— Приготовились! Посмотрели на лево, направо, вверх , вниз. Поехали!

-А вы знаете когда появились первые автомобили и какие они были? Ведь сейчас на улицах их не встретить, они находятся в музеях или частных коллекциях.


Доклады девочек Старинные автомобили.

-Ребята, оказывается автомобили, работающие на бензине, люди изобрели более ста лет назад. Они очень отличались от наших современных машин.

Далёким предком автомобилей была паровая машина. Она была создана во Франции(1769год). «Тележка Кюньо» была смешная. Гремучая и неуклюжая, с огромным паровым котлом с дымящейся трубой, посредине стул для водителя, всё это сооружение катилось на трёх колесах: впереди-одно маленькое, сзади два больших. Водитель управлял машиной с помощью рычагов. Машина двигалась со скоростью всего 8 км в час. Всадники смеялись над тихоходной машиной и легко обгоняли ее. По городу на этой машине разрешалось ехать всего со скоростью 3 км в час.

Паровой автомобиль был слишком шумным и тяжелым. Нужен был другой автомобиль. Поэтому через сто лет создали новый двигатель, который не имел ни котла, ни топки. Новый двигатель работал на бензине.

У первого автомобиля не было крыши, а колеса напоминали велосипедные. Но он мчался по дорогам с неслыханной быстротой, обгоняя кареты и всадников.

(рассматривание иллюстраций с изображением первых машин)


-А что еще должен знать водитель?

— Любой автомобиль состоит из частей. Соберите мозайку автомобиля и подпишите известные вам части автомобиля. Проверим все ли части вы подписали |проверка по эталону )

-Какие еще части автомобиля вы знаете?

Ты, конечно же, любишь собирать конструктор? Он состоит из раз­личных мелких деталей. Машина тоже состоит из различных мелких де­талей. Машина состоит из металлических деталей. Получается, что ма­шину придумали те взрослые, которые играли, играли в детстве в конст­руктор, и заигрались. Вот и во взрослом возрасте пытаются собирать из конструктора машины: простые и сложные, маленькие и большие…

Главной составляющей любого автомобиля является двигатель, кото­рый в свою очередь состоит из валов, шатунов, поршней, клапанов и все это приводится в действие при помощи горючей смеси — бензином.

В каждой машине обязательно есть колесо. И не одно, а много. И все они разные: маленькие и большие, с зубчиками и без, колесо крепится на ось, которая помогает колесу вертеться. А чтобы ничто не мешало колесу вертеться, есть еще одна очень важная деталь — подшипник. Подшипник помогает колесу вертеться на оси.

У автомобиля есть целая коробка с маленькими и большими колеса­ми, которые помогают водителю включать разные передачи — первую, и вторую, третью, четвертую, пятую.

Вот и получается, что самые главные детали во взрослом конструкто­ре — машине, такие: двигатель, подшипник, колесо, коробка передач


— Как называют водителя который ездит на больших машинах и уезжает далеко? дальнобойщик

Чтобы сохранить здоровье дальнобойщикам нужно выполнять периодически зарядку


Комплекс общеразвивающего упражнения «Автомобили» .

1. «Проснулись, потянулись»

Исходное положение (и.п.) — основная стойка, наклон головы вниз, руки за головой, локти вниз.

Руки вверх — в стороны, голову поднять, прогнуться — глубокий вдох; вернуться в и.п. — выдох.

2. «Заводим мотор»

И.п. — стоя ноги врозь, руки в стороны.

Поворот туловища влево и вправо с вращательными движениями ки­стей рук перед грудью.

3. «Проверяем ремни безопасности».

И.п. — стоя, ноги врозь, руки вдоль туловища. Наклоны влево-вправо, руки скользят вдоль туловища.

4. «Проверяем тормоза».

И.п. — стоя, руки за спиной, выполняем вращательные движения сто­пой левой — правой ноги поочередно.

5. «Поехали!»

И.п. — о.с. выполняем ходьбу на месте, переходящую, в бег.

— Представьте себе, что мы с вами отправились в поездку на автомобиле.

-Где вы сядете? (На заднем сиденье). Почему?

-С какого возраста можно ездить на переднем сиденье?

-Что нужно обязательно сделать, садясь в автомобиль? (Пристегнуться).

-Молодцы, вы просто примерные пассажиры!

5. Закрепление изученного материала.

-Ребята, почему Мудрая черепаха надела противогаз? Прочитайте.

-Какие автомобили любит Злючка-Грязнучка? Почему?

-Какие автомобили не любит Злючка? (Электромобиль)

-Что это за автомобили?

-Как вы думаете, нужны ли нам такие автомобили?

— Нарисуйте в группах автомобиль будущего.

  • А знаешь ли ты, что было бы, если бы машинам не нужен был бензин? (дополнительный материал)

Продолжи предложение: Если бы машины могли ездить без бензина, то… Автомобили движутся благодаря той энергии, которая получается от сгорания бензина. В двигателе автомобиля возникают маленькие взрывы. Они «раскручивают» двигатель. Двигатель крутит колеса автомашины. Она едет. Но от этих маленьких взрывов в двигателе в воздух выделяется большое количество дыма и других вредных ве­ществ. Иногда можно наблюдать, как пыхтит и дымит выхлопная тру­ба у некоторых автобусов и автомобилей. Некоторые взрослые мечтают придумать такой автомобиль, который бы не загрязнял воздух. Как ты думаешь: каким будет автомобиль буду­щего?

Автомобили будут ездить на электричестве? Или будут работать от энергии Солнца? Ясно одно: для работы машинам постоянно нужен источник энергии. Большинство видов энергии изначально приходит к нам от Солнца. Жи­вая природа — растения и животные — накапливают энергию солнечного света. Когда растения гибнут, они оказываются под землей. Спустя мно­гие, многие годы они превращаются в уголь, нефть, природный газ. Для образования такого топлива нужно несколько миллионов лет. Человеку нужно экономить и беречь запасы топлива на нашей планете.


6. Итог урока. Рефлексия

— Молодцы, вы хорошо поработали.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какой вывод можно сделать? (Автомобили являются надежными помощниками человека. Но, чтобы использование их было безопасным, необходимо знать и соблюдать правила дорожного движения и водителям, и пешеходам, и пассажирам.)

— Что вам понравилось на уроке?

— Кто из вас хотел бы создать новый автомобиль?

— Следующий урок мы начнем с конкурса рисунков на лучший автомобиль будущего.

— Урок закончен. Спасибо за работу.

7 . Постановка домашнего задания.

-Ребята, а дома вы сделаете свой автомобиль. Вырежете заготовки из рабочей тетради и склеите их.

-А еще подумайте, для чего нужен этот автомобиль, придумайте ему свою марку.


8. Использованная литература и Интернет ресурсы.

  1. Мир вокруг нас. Учебник для 1 класса начальной школы. В 2 ч./ А.А.Плешаков, — 8 — е изд. – М.: Просвещение, 2009.

  2. А.А.Плешаков Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса «Мир вокруг нас». В 2 ч.- М.: Просвещение, 2009.

  3. О.И.Дмитриева «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» — Москва «Вако» 2006г

  4. Педсовет. №11, 2003, с.14

Интернет ресурсы:







Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Путешествие в королевство природы»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: