Предмет: окружающий мир
Программа: «Школа 2100»
Класс: 4
Тема: «Как жить в мире людей?»
Автор: Максимова Елена Васильевна
Цели и задач урока:
— объяснить, что такое правила поведения на улице;
— познакомить воспитанников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль», «право»;
— замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву).
Место проведения занятия: классный кабинет.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Материально-техническое обеспечение занятия: компьютер, проектор.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока:
Подведение к проблеме и постановка проблемы
— Что такое общество?
— Можем ли наш класс назвать обществом?
— Какие у музыкантов общие интересы?
1)- Представьте, что вы днем слушаете музыку на концерте в исполнении любимых музыкантов.
(включается музыка).
— Какие эмоции вы сейчас испытываете? (радость, удовлетворение, удовольствие …).
На доске: Музыка вызывает положительные эмоции. Музыканты поступают хорошо
2) — Представьте: вы только что уснули. Вдруг ваш сосед громко начинает играть ту же музыку, ту же, что вы слушали днем сами. Ваш сон прерван.
Какие эмоции вы сейчас испытываете? (огорчение, раздражение,…)
На доске: Музыка вызывает отрицательные эмоции. Музыканты поступают плохо.
— Какое заметили противоречие?
— Музыка одна и та же, но поступок музыканта мы расцениваем как хороший, то как плохой.
— Какой возникает вопрос?
— Что помогает человеку оценивать совершенные им поступки и те, которые он намеривается совершить?
2. Актуализация знаний
— Опишите, какая ситуация изображена на рисунке? (работа с учебником)
(мальчики разбили стекло)
— Какой они совершили поступок? (плохой)
— А как вы это определили?
— А сами ребята поняли, какой они совершили поступок? (да, осторожно заглядывают в комнату)
(по выражению лиц – испуг, стыд)
— Ребятам кто — нибудь сказал, какой они совершили поступок? (нет)
— А как ребята сами поняли о своем плохом поступке – ведь им никто не подсказывал? Можно сказать, что их что – то «грызет» изнутри?
— «Внутренний голос», совесть.
— А если бы внутренний голос не подсказал ребятам, кто бы это сделал?
— Другие люди.
(От проблемы появляются 3 стрелки – «внутренний голос» — совесть, другие люди – мораль, право)
(постепенное прибавление слов)
3.Поиск решения (открытие нового знания)
— Что такое совесть?
Давайте попробуем поработать по группам и найти близкие по значению слова, чтобы нам легче было разобраться с этим понятием.
Стыд, вина, раскаяние, угрызение, сожаление, покаяние …
— Совесть, как и долг не зависит от мнения окружающих людей.
Раньше у людей было только понятие «стыд», Демокрит, живший на рубеже 5 и 6 вв. до н.э., еще не знал понятия «совесть», но он требовал нового понимания постыдного, говорил «Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других», откуда и можно дать понятие совести – это ответственность человека перед самим собой.
(слайд с мультфильмом про Лунтика «Совесть» — объяснение слов)
— Обратимся к словарю.
Совесть – это чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. (Ожегов С.И.)
— Прочитаем пословицы.
Совершай поступки по велению собственной совести, а не для того, чтоб тебя похвалили.
Совесть – не сосед, от нее не уйдешь.
— Какого человека называют бессовестным? (который совершает плохие поступки и не испытывает угрызения совести)
— Напишите 10 самых важных правил поведения, которые необходимо соблюдать любому человеку.
(выписывают на доске, если у других групп совпадают правила, то ставится просто «+»)
— Значит, существуют общие, принятые всем обществом правила поведения.
— Найдите на с.33 учебника, как называются общие, принятые всем обществом правила поведения (мораль – устные …)
Мораль – устные правила, принятые в обществе;
— один из способов регулирования действий человека в обществе.
Мораль – это правила о том, как нужно поступать.
— А теперь попробуйте сформулировать «золотое правило нравственности», которое бы охватило все перечисленные.
Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
— Сейчас я буду описывать ситуации, а вы скажете, что помогает людям оценить свой поступок.
1. Девочка стоит перед мамой и говорит : «Мама, прости, что я тебя обманула…»
Девочка поступила хорошо?
— Что помогло понять ей это? (Совесть)
2. По улице идет человек на костылях. Мальчик дразнит его – показывает язык, прыгает на одной ноге. Старушки, сидящие на скамейке сказали: «Как не стыдно, разве можно дразнить калеку?»
— Мальчик совершает хороший поступок?
-Его совесть говорит ему о том, что так нельзя делать?
— Кто напомнил ему принятые в обществе устные правил поведения? (другие люди)
— Как эти правила называются? (Мораль)
3. Машина едет на красный цвет, милиционер жезлом показывает, что необходимо остановиться и говорит «Вы нарушили правила!»
— Водитель совершает хороший поступок?
— Его совесть говорит ему об этом?
— Кто напомнил ему, что он нарушает правила? (милиционер)
— Как такие правила называются? (мораль)
— А правила дорожного движения – это устные правила? (Нет, это государственный документ)
— Как называются правила поведения людей, записанные в государственных документах?
— Найдите на с.34 учебника, как называются правила поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой. (Право)
— Если человек не слышит голоса совести и не подчиняется требованиям морали, то что защищает порядок в обществе?
Право – совокупность норм и правил, установленных и охраняемых государственной властью для регулирования отношений людей в обществе.
4. Выражение решения проблемы.
Применение нового знания
Работа по рисункам и с вопросами (с.34 -35)
Итоги урока:
— Давайте вернемся к основному вопросу сегодняшнего урока.
Что мы хотели сегодня выяснить? (к проблеме)
(по группам -2 мин.)
— Чтобы оценивать свои поступки, у человека есть совесть, а общество создает свои правила поведения – мораль и право.
— Придумайте по теме сегодняшнего урока синквейн.
Рефлексия.
— Я понял …
— Я узнал для себя…
— Я задумался …
Домашняя работа
— выполнить задания в рабочей тетради по теме 7 по желанию;
— придумать и разыграть с друзьями сценку, в которой покажете нарушение правил поведения человека в обществе без концовки, а одноклассники должны предположить, что произойдет дальше.