План-конспект урока литературного чтения
УМК «Гармония» (технология развития критического мышления, )
Класс: 4
Тема: : В.Губарев «В открытом космосе»
Цель: знакомство со статьей В.Губарева « В открытом космосе»
Задачи:
1.Образовательные: познакомиться с устройством скафандра, с именами космонавтов, о которых говорится в тексте и что видели космонавты из космоса;
2.Развивющие: Развивать
Познавательную компетенцию:
-умение ставить цель
-умение принимать учебную задачу
-умение принимать роль в соответствии с учебной задачей
-умение планировать деятельность, оценивать результат своей деятельности
Информационную компетенцию:
-умение извлекать, обрабатывать информацию
-умение представлять информацию
Коммуникативную компетенцию:
-умение вести диалог
-умение самостоятельно следовать заданной процедуре группового обсуждения
-умение публичного выступления
-умение задавать вопросы и отвечать на них
-умение выражать свою позицию
3.Воспитательные:
-воспитывать чувство гордости за своего соотечественника, который первый в мире поднялся в космос
Планируемые результаты:
Предметные : учащиеся в ходе урока расширят представления о космосе;
Метапредметные: учащиеся усовершенствуют умения :
-извлекать и систематизировать, оценивать и точно извлекать полученную информацию, задавать вопросы, участвовать в диалоге
-представлять информацию
-планировать свое действие в группе
-выполнять роль в соответствии с учебной задачей, выражать свою позицию
Личностные результаты:
-осознают значимость исторических событий
Оборудование:
— учебник; раздаточный материал (карточки с вопросами); мультимедиа; бумага, маркеры;
Используемые методы:
— «Верите ли вы»;
— «Ассоциации»;
— «Синквейн»;
Тип урока: усвоение новых знаний с применением технологии развития критического мышления
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дидактический материал | |
1. Стадия вызова
2. Стадия осмысления.
3.Стадия рефлексии. | 1. Организационный момент. -Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза и добрые улыбки. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам много интересного и увлекательного.
2. Мотивация учащихся. — Отгадайте загадку: Там все знаки зодиака- — Наша тема сегодня связана именно с космосом. Ассоциации -Сейчас я предлагаю высказать свое мнение. Какие ассоциации возникают у вас при слове «космос»? (Заслушиваются варианты ответов детей) -А давайте посмотрим в толковом словаре значение этого слова. Верите ли вы.. -Сейчас я предлагаю всем выслушать мои высказывания и ответить на вопрос: Верите ли вы, что… 1 вопрос: Верите ли вы, что первым живым существом, улетевшим в космос была собака? 2 вопрос: Верите ли вы, что кошкам известна невесомость; 3 вопрос: Верите ли вы, что когда на Земле гроза, её можно увидеть из космоса? 4 вопрос: Верите ли вы, что бывает одежда, в которой можно устанавливать наиболее комфортную температуру? 3.Целеполагание. — А много ли мы знаем о космосе? -А что нам хочется еще узнать? -Что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленные цели? 4.Организация работы групп. -Сегодня вы работаете в группах, а это значит, необходимо помнить правила работы в группе: -Говори так, чтобы тебя все понимали; -Внимательно слушай и понимай других; -Умей договариваться и уступать; -Разумно распределяй обязанности; -Хорошо выполняй свою часть работы и помогай другим. Качество выполняемой работы зависит от того, насколько вы будете соблюдать правила работы на уроке: — Читать – вдумчиво; — Писать – грамотно; — Слушать – внимательно; — Говорить – внятно, доступно. -Следующее задание вы будете выполнять, объединившись в группы в соответствии со своими номерами. Так первые номера сядут за стол №1, вторые номера – за стол №2, третьи номера – за стол №3, четвертые номера – за стол №4. Каждый из вас становится экспертом. Текст изучается всеми учениками, принцип деления на группы — вопросы к данному тексту. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. 5.Организация поискового пространства. — Вы работаете с текстом на страницах 45 – 50. №1 – О каких наиболее ярких впечатлениях рассказал космонавт Георгий Гречко? №2 – Что рассказал Алексей Леонов о скафандре? №3 – Что увидел в открытом космосе Георгий Гречко? №4 – Почему в тексте упомянули кошек?
6.Работа групп. Оказание консультационной помощи.
-Итак, мы готовы заслушать выступления групп. Объединившись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы. Далее ведется коллективное обсуждение поставленных вопросов. Синквейн: — В завершении нашей сегодняшней работы я предлагаю вам составить синквейн по теме «Космос». Напоминаю правила построения синквейна: 1 строка — 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительное). 2 строка — 2 прилагательных, описывающих тему. 3 строка — 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное. 4 строка — короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному. 5 строка — синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное). Работа ведется в группах, результаты заносятся на доску . Таким образом, синквейн каждой группы появляется на экране. Вернемся к нашим высказываниям «Верите ли вы, что…» 1 группа: Верите ли вы, что первым живым существом, улетевшим в космос, была собака? 2 группа: Верите ли вы, что кошкам известна невесомость; 3 группа: Верите ли вы, что когда на Земле гроза, её можно увидеть из космоса? 4 группа: Верите ли вы, что бывает одежда, в которой можно устанавливать наиболее комфортную температуру? Изменилось ли ваше мнение? (В зависимости от ответов детей) Оценивание работы групп. -Дайте оценку работы каждой группы. Кто был наиболее активным участником (на усмотрение группы)? 7.Итог . — Чем для вас был интересен сегодняшний урок? — Какие чувства возникли у вас? -Хотелось бы вам поделиться вашими знаниями с кем-нибудь? Или наоборот, ещё узнать много интересного ?
|
Высказывают предположение о чем пойдет речь.
Работают со словарями.
Отвечают предположительно на вопросы учителя.
Формулируют тему урока, цель предстоящей деятельности, определяют способ её достижения, круг вопросов, необходимых для изучения .
Принимают роль, в которой они будут работать.
Определяют круг вопросов, необходимых для изучения . Работают в группах: изучают информацию по учебнику, тексты на печатной основе, энциклопедии. Готовятся к выступлению, работают на альбомных листах. Определяют критерии по которым будет оцениваться выступление.
Представляют результаты групповой работы. Учащиеся из других групп задают вопросы, оценивают выступления по заданным критериям.
Работают в группах: составляют синквейн.
Уверенно отвечают на вопросы.
Оценивают работу группы и выделяют активных участников.
Учащиеся подводят итоги , отвечают на вопросы.
|
Толковый словарь
Карточки с правилами.
Карточки с вопросами.
|
|
|
|
|
8. Рефлексия учебной деятельности. |
— Чем для вас был интересен сегодняшний урок? — Какие чувства возникли у вас? -Хотелось бы вам поделиться вашими знаниями с кем-нибудь? Или наоборот, ещё узнать много интересного ? | Учащиеся подводят итоги , отвечают на вопросы.
|
|