Урок литературного чтения в 3 классе.
Форма проведения:урок изучения и первичного закрепления нового материала урок с групповыми формами работы
Тема урока: Василий Иванович Белов «Ещё про Мальку»
Цели урока:
Образовательная
формирование навыка осмысленного, выразительного чтения;
формирование умения выборочного чтения для доказательства своих мыслей;
формирование умения видеть особенности характера персонажа через анализ его поступков, внутренних переживаний;
Воспитательная
воспитание доброты, уважения к человеческим ценностям, чувство сопереживания слабым;
обогащение нравственного опыта младших школьников;
Развивающая
развивать читательское умение сравнивать, пересказывать текст;
развивать умение понимать авторское отношение к героям произведения.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс; иллюстрации к произведениям А. В. Белова «Малька провинилась», «Ещё проМальку»; биография и портреты писателя А. В. Белова
Методическая литература: Детская энциклопедия «Язык и литература», Е. В. Посашкова «Уроки литературы в начальной школе», Н. А. Песняева «Возможности учебного диалога для формирования универсальных учебных действий младших школьников».
CАМОАНАЛИЗ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ
Учитель: Вытесова Ольга Васильевна
Тема «Ещё проМальку» В.И. Белов.
Данный урок — второй из двух уроков литературного чтения в разделе «Люби живое».
В своей деятельности я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников. Учащиеся моего класса имеют средний уровень техники чтения (все ученики читают в соответствии с нормами), на каждом уроке я создаю условия для формирования выразительного чтения.
Тип урока:урок изучения и первичного закрепления нового материала с групповыми формами работы. Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 3 класса начальной школы.
Цели урока следующие:
Познакомить с творчеством В.И. Белова, с особенностями произведения «Ещё про Мальку»;
Работать над навыками чтения, вырабатывать умения работать с текстом;
Развивать словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект, грамотную доказательную речь;
формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности;
воспитывать добрые чувства.
Задачи:
формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения в соответствии с требованиями государственного общественного стандарта по предмету для начальной ступени школы;
повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;
знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;
развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;
воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.
При планировании урока имела в виду, что по уровню развития интеллекта высокий имеют 5 человек, средний — 15 человек, низкий 5 человек, есть дети с низкой концентрацией внимания. Часть детей воспринимает информацию более полно, если есть наглядная опора. Есть дети, которые с трудом включаются в работу.
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, работа с учебником способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы.
Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по сюжетной линии произведений на основе их субъективного опыта, создавала проблемные ситуации, домашнее задание ученики выполнят по группам, для восприятия материала работал активный визуальный ряд, активно использовался на уроке учебник.
Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся общеучебных навыков. Использовались разнообразные виды чтения (чтение слушание, первичное, перечитывание, выразительное, вслух, про себя).
Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.
Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности школьников, как на уроке, так и во внеурочное время.
Для эмоционального восприятия материала я использовала детские книжки, межпредметные связи, что послужило опять же для формирования целостного представления о теме формирования целостного представления о теме
Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: к детям я доброжелательна, стремлюсь создать ситуацию успеха, поэтому считаю, что у нас с детьми установлена атмосфера взаимопонимания, дети работают в условиях психологического комфорта, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. С целью предупреждения утомления мною была проведена физминутка.
Смею делать вывод, что урок цели достиг, т.к. дети показали хорошее усвоение материала, все задания выполнены правильно большинством учащихся, ошибки, допущенные некоторыми детьми связаны с невнимательностью.
Настрой на работу.
— Давайте настроимся на работу и проговорим чистоговорку:
Каждый день- всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Проверка домашнего задания.
-На прошлом уроке чтения мы познакомились с произведением В. И. Белова.
— Как он называется?
(Малька провинилась)
— Где происходит действие?
( В маленькой деревушке, расположенной на берегу реки)
-Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? (Чувства доброго отношения ко всему живому, доброе отношение к детям)
-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством В. И. Белова, знатока деревенской жизни, доброго человека, талантливого писателя.
Есть такое чудо:
Край, навек любимый,
Над рекой под клёном
Отчий дом родимый…
Видя это чудо,
Сердце жарко бьётся,
В жизни это чудо —
Родиной
Зовётся!..
-Давайте прочитаем это стихотворение хором, соблюдая все знаки препинания.
-Что хотел автор выразить этим стихотворением, о чём он думал?
-Как перекликается это стихотворение с биографией В. И. Белова? (Василий Иванович всякий раз возвращался в роднуюТимониху, здесь он любил отдыхать, ходить по родным с детства местам, общаться с деревенскими жителями)
-Что особенного запомнилось вам из жизни писателя? (Военное детство, ранний трудовой опыт, жизнь в деревне Тимониха)
2. –Прежде, чем мы продолжим знакомство с творчеством Белова, я хочу проверить, как вы выполнили домашнее задание.
1 группа-вам надо было внимательно прочитать этот рассказ и пересказать понравившийся эпизод. 2 человека из 1 группы рассказывают и объясняют, почему они выбрали именно этот отрывок.
2 группа-вы должны были написать мини-сочинение на тему, что могла переживать Малька, когда забирали её щенков.
3.-Работа над новым материалом. На доске написано название произведение.
1)-Ребята прочитайте название. Ваши предположения. Можно ли по названию рассказа предположить о чём или о ком пойдёт в нём речь и кто будет главным героем данного произведения? (Выслушать предположения детей)
-Скажите, а почему рассказ назван «Ещё про Мальку»? (потому что на прошлом уроке мы читали рассказ про Мальку)
-Вспомните, какое время описывалось в первом рассказе. Посмотрите на иллюстрацию данную к тексту. Действия этого произведения тоже будут происходить зимой? (Нет).-Почему? (Ребята говорят о том, что на рисунке видно, что наступила весна)
-Ваши предположения, что могло произойти весной с Малькой? (Ведь она зимой бегала в соседнюю деревню через реку, а теперь льда нет, может быть Малька будет перебираться по лаве или её будут возить на лодке)
2)-В рассказе много трудных, непонятных слов, это связано с тем, что жизнь в деревне отличается отгородской, есть слова, которые обозначают чисто «деревенские понятия». (Проводится словарная работа)
Лава-два стесанных бревна, перекинутых с одного берега на другой
Плёсо-глубокий участок реки
Верши-плетённая рыболовная сеть
Низина-низменное место
Обормот-грубый и пустой человек, бездельник
Обомлел-оцепенел, ослаб от неожиданности, обмер
Походу работы над произведением вы должны будете представить образ Мальки, а так же других героев, которые встретятся в ходе чтения, в конце урока вам надо будет составить словесный портрет героев данного произведения.
3)–Положите перед собой «словарь настроений». Вы послушаете рассказ и подчеркнете, те слова, которые соответствуют вашему первому впечатлению о прочитанном.
Словарь настроений
Бодрое, ласковое, сочувствующее, мрачное,
весёлое, мечтательное, счастливое, хмурое,
возвышенное, нежное, тихая радость
волшебное, шутливое, тоскливое,
грустное, печальное, уютное,
задумчивое, солнечное, тревожное
Первичное чтение учителем и подготовленными учениками.
Несколько человек читают словарь своих настроений и объясняют, почему выбрали данные слова.
–К какому жанру относится это произведение? (рассказ)
-Почему вы так решили? (Все события происходят в реальной жизни)
-Ребята, подтвердилась ли наши предположения о том, кто является главным героем этого рассказа?
-Что нового вы узнали про Мальку? (Хорошая мать, любит своего щенка и готова даже в непогоду накормить своё дитятко)
-Давайте сравним этот рассказ и предыдущий. Связаны они как-то между собой, чем? (тема, герои)
-А почему это всё-таки разные рассказы? (Каждый из них повествует о разных событиях в жизни главных героев)
5)-Ребята назовите имена главных героев.
Дети называют главных героев, учитель вывешивает портреты Мальки, Фёдора. По ходу работы над произведением около портретов надписываются слова, характеризующие героев.
Работа по содержанию.
-Как часто бегала Малька в деревню? Давайте подтвердим ваши слова, прочитав первый абзац. (Чтение абзаца хором)
-Какими словами вы можете охарактеризовать Мальку. (Любит своего ребёнка, не забывает об обязанностях матери)
-Прочитайте второй абзац самостоятельно.
-Какие изменения произошли в природе за ночь?
-Как меняется настроение автора к концу 2 абзаца? (Радость от изменений в природе сменилась тревогой за Мальку)
-Почему автор начал переживать, ведь ещё ничего не случилось? (Автор понимал, что Малька все равно побежит к своему ребёнку).
4. Ф/М
Солнечные зайчики играют на земле
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей!
Вот, вот, вот-левей, левей!
Убежал на потолок. Скок!
5. –Ребята, найдите в третьем абзаце вопросительное предложение. Так что же дальше? На доске написаны варианты ответов. Выберите правильный вариант.
1) Малька оказалась на льдине.
2) Малька видимо изо всех сил плыла наперерез струям, но её несло всё быстрее.
3) Малька испугалась широкой быстрой реки и холодной воды.
4) Малька, выбиваясь из сил, с головой окунулась в воду.
-Давайте подтвердим ваши ответы чтением отрывка. Как вы предполагаете прочитать эту часть, почему? (Это самое напряжённое место в рассказе, поэтому голосом дети должны показать свои переживания)
— Какие слова для характеристики Мальки вы возьмёте из этой части? (Храбрая, бесстрашная, сильная, материнский инстинкт настолько силён, что она не побоялась водной стихии)
-Кто помог Мальке? Что встречается в этой части? (Прямая речь)
-Прочитайте этот отрывок в парах, один читает слова автора, другой читает слова Фёдора. (Одна пара прочитает прямую речь вслух)
-Итак, у нас появился новый герой, какими словами вы можете охарактеризовать этого человека? (Добрый, готов прийти на помощь, хотя и сам мог пострадать, смелый, потому что несмотря на такую погоду вышел на лодке для того, чтобы помогать людям перебираться с одного берега на другой)
-Ребята, вы описали Фёдора, как доброго человека, а он ругает Мальку. (Фёдор ругал Мальку потому что сильно переживал за неё, он ругал её не со зла и слова он потом говорит добрые «Матушка»)
-Давайте дополним портреты наших героев словами, которые встретились в данном абзаце. (Учитель дописывает слова в столбики)
-Итак, ребята, мы подошли к концу урока. Давайте вспомним задание, которое мы должны были выполнить. (Нарисовать словесный портрет главных героев этого рассказа)
6. –Я предлагаю объединиться в группы
1 группа- вам надо нарисовать портрет Мальки и дать её характеристику.
Опишите Мальку, какая она? (Малька- это…)
Почему Мальке дали такую кличку? (Малькой её назвали потому, что…)
Какие события заставили вас поволноваться? (Малька бегала…)
Мы думаем, что Малька… Какая?)
2 группа- вам надо рассказать про Фёдора.
Опишите Фёдора, каким вы увидели его на рисунке? (Наша группа приготовила…)
Зачем Фёдор ездил на лодке? (Фёдор хотел поставить…)
Что такое верши? (Верши это…)
Свидетелем чего стал Фёдор? Фёдор увидел…)
5. Почему Федя не остался равнодушным к судьбе Мальки? (Мы думаем, что Федя…)
3 группа- выберите из предложенных поговорок те, которые подходят к теме нашего рассказа.
Вариант 1
Где труд, там и радость.
Крепкую дружбу и водой не разольёшь.
Добрый человек добру и учит.
Нет друга лучше, чем родная матушка.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Вариант 2
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Делу время, а потехе час.
Друзья познаются в беде.
Добрый человек добру и учит.
Нет друга- ищи, а нашёл- береги.
Вариант 3
Вежливость открывает все двери.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Нет друга- ищи, а нашёл- береги.
Крепкую дружбу и водой не разольёшь.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Вариант 4
Лето протопали, осень прохлопали, а тут и снег на голову.
Сердце матери лучше солнца греет.
Красив тот, кто красиво поступает.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Добрый человек добру учит.
Вариант 5
Бояться не надо, надо умом раскинуть.
При солнышке тепло, при матери добро.
Чтение- вот лучшее умение.
На смелого собака лает, а трусливого- кусает. 5.Друзья познаются в беде.
7. Учащиеся выходят к доске и рассказывают о главных героях.
-Скажите, почему данные рассказы о простой маленькой собачке включили в наши учебники? Чему учат нас произведения Белова? (Любви к своим близким, к животным)
-С чем можно сравнить любовь Мальки к своему щенку? (С материнской любовью)
-Да правда, ведь Белов показал на примере этой маленькой бесстрашной собачки, любовь матери к своему ребёнку.
-Ребята, а вы можете своими примерами показать, как ваши мамы любят вас.
8. Вывод: человек будет добрее и лучше, если по прежнему останется неравнодушен ко всему живому- будь то синица, постучавшаяся в замороженное окно, одинокий кустик на дороге, или собака, стремящаяся покормить своё дитятко, несмотря на разлившуюся реку… Об этом и напоминает писатель.
-Я предлагаю вам прочитать и другие рассказы Белова (на доске выставка его книг)
-Изменилось ли теперь ваше настроение?
-Молодцы, я рада, что вам понравилось работать на уроке.
9. Д/з
-Ребята, а как вы думаете, что могло произойти с Малькой дальше?
-Я предлагаю вам написать дома мини сочинение на эту тему. А кто желает можно придумать или найти загадки про собак.
Приложения
Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 г. в деревне Тимониха Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Из детства, отрочества и юности ему запомнились прежде всего постоянный голод – и любовь к чтению.
После окончания сельской школы-семилетки (1949 г.) Белов уехал в город Сокол, где в школе фабрично-заводского обучения получил специальность столяра и плотника. Работал столяром, мотористом в леспромхозе, электромонтером. После службы в армии работал на заводе в городе Молотове (теперь Пермь).
В 1956 г. вернулся на Вологодчину и стал сотрудником районной газеты «Коммунар». К этому времени относятся его первые публикации в различных районных изданиях – стихи, очерки, статьи. По совету писателя-земляка Александра Яшина Белов посылает свои стихи в Литературный институт и проходит творческий конкурс. Из-за вечной нужды, отсутствия постоянного жилья и места работы он только к этому времени смог окончить вечернюю школу и получить аттестат.
В 1958 г. Белов был избран первым секретарем Грязовецкого райкома комсомола. Но не проработав и года, подал заявление об уходе в связи с вызовом на учебу в Москву. С 1959 по 1964 г. он учится в Литературном институте. В 1961 г. в журнале «Наш современник» опубликована повесть «Деревня Бердянка», тогда же появилась книга стихов «Деревенька моя лесная».
В 1963 г. Белов принят в Союз писателей СССР. Окончив институт, он возвращается в Вологду, где постоянно живет до сих пор.
В 60-х годах публикуется ряд произведений Белова: «На Росстанном холме», «Весна», «За тремя волоками».
Ярким образцом русской «деревенской прозы», принесшим автору широкую известность и открывшим путь в центральную печать, стала повесть «Привычное дело» (1966) В 1968 г. в журнале «Новый мир» появилась повесть «Плотницкие рассказы», а в 1969 – повесть «Бухтины вологодские» (бухтиной вологжане называют шутку, прибаутку, острое словцо, побасенку). Творчество Белова становится одним из самых дискутируемых. Амплитуда оценок – от восторженности до яростного отрицания.
В 70-е гг. Белов публикует повести, составившие цикл «Воспитание по доктору Споку», в которых резко противопоставлены городской и деревенский жизненные уклады. Городскую жизнь Белов видит как неестественную и безнравственную.
В 1978 г. опубликован роман «Кануны (хроника конца 20-х гг.)», повествование о жизни доколхозной северной деревни.
В 1979–1981 гг. появляется книга «Лад. Очерки о народной эстетике», состоящая из небольших эссе, каждое из которых посвящено какой-то стороне крестьянского быта. Белов говорит о повседневных занятиях и обычаях, об особенностях восприятия различных времен года, о растениях и животных в крестьянском обиходе – в общем, о природной гармонии народной жизни.
В 1981 г. Белов награжден Государственной премией СССР («за создание высокохудожественных произведений»). С начала 1980-х гг. он входит в правление Союза писателей РСФСР, затем СССР, становится секретарем правления Союза писателей РСФСР. В 1982 г. он получил орден Трудового Красного знамени, в 1984 г. – Орден Ленина. Его повести, рассказы, детские книги широко издаются. Пьесы «Над светлой водой», «По 206-й», «Бессмертный Кощей» идут в театрах страны. Основные их темы – необходимость сохранения народных (в основном – деревенских) традиций, народной памяти, размышления о смене поколений, о том, с какими потерями происходит эта смена, как разграбление природных богатств, разрушение образа жизни связаны с разрушением нравственности.
В 1987 г. выходит роман «Все впереди», где автор вновь обращается к своей любимой мысли о мнимости, неподлинности всей системы городской жизни. Очередной раз произведения Белова оказываются в центре полемики.
С 1989 по 1992 гг. Белов был депутатом, в 1990–1991 гг. – членом Верховного Совета СССР.
В 90-х годах публикуются продолжения романа «Кануны» – «Год великого перелома» и «Час шестый (хроника 1932 года)». Трилогия в целом – это взгляд писателя на коллективизацию, ее последовательное и яростное осуждение.
В 1991–1993 гг. издательство «Современник» выпускает пятитомное собрание сочинений Белова. В 1995 г. в журнале «Русский Север» появляется продолжение «Бухтинвологодских» – «Бухтины вологодские завиральные (перестроечные)».
В 90-е гг. Белов получил несколько литературных премий. Однако печатается он теперь реже, чем в доперестроечные времена, и, в основном, в изданиях «патриотического» направления – журналах «Москва», «Наш современник», газете «Завтра» и т.п., а также в вологодских изданиях.
В 1992 г. Белов удостоен Ордена благоверного князя Даниила Московского III степени, а в 2002 г. – Ордена Преподобного Сергия Радонежского III степени. В 1997 г. ему было присвоено звание Почетного гражданина города Вологды.
В 2003 г. писатель получил Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 2004 г. ему была присвоена Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства.
За годы своей литературной работы Белов выпустил более шести десятков книг, суммарный тираж которых (по подсчетам 1998 г.) – более 7 млн. экземпляров. Его произведения переведены на многие языки.
Белов не оставляет публицистику, ратует за сохранение русского языка, русской природы, национального уклада жизни и национальных ценностей. Сегодняшние взгляды его достаточно радикальны.