Автор урока : Шупинская Марина Евгеньевна, учитель начальных классов г.Казани МОУ «Гимназии № 6»
2 урок из цикла «Устное народное творчество»
Тема : Скороговорки, пословицы, поговорки
Цели : познакомить с пословицами, поговорками, скороговорками как жанрам устного народного творчества; развивать речь и эмоциональную сферу ребёнка; воспитывать уважительное отношение к народному творчеству
Оборудование : таблички со словами : пословица, поговорка, скороговорка, сборники «Русские пословицы и поговорки», у каждого на столах тексты
Ход урока:
Актуализация знаний
Учитель : Какие жанры устного народного творчества вы знаете ?(учитель выставляет таблички со словами : потешки, прибаутки, пестушки, небылицы, загадки)
— С каким жанром познакомились на прошлом уроке? Загадайте соседу по парте свою загадку, которую приготовили дома. Если она вам понравилась выучите её наизусть и загадайте всему классу.
— На какие темы могут быть загадки?
— Что означает выражение «Устное народное творчество»?
2. Изучение нового. Знакомство со скороговорками
Учитель : Сегодня мы познакомимся с новыми жанрами устного народного творчества. Прочитайте записи на доске :
От топота копыт пыль по полю летит.
На дворе трава, на траве дрова,
Раз дрова, два дрова, три дрова.
— Кто знает, как называются эти записи ? (скороговорки)
— От какого слова произошло название «скороговорка»?
— Для чего люди составляют скороговорки?
— Найдите на доске скороговорку и приготовьтесь читать её 3 раза без остановки: Проворонила ворона воронёнка.
Чужим умом жить – добра не нажить
Пристал как банный лист.
— Кто готов прочитать скороговорку 3 раза без остановки? (заслушать несколько человек)
— Кто готов доказать, что это скороговорка ?
— Для чего составлена эта скороговорка?
— Какие скороговорки вы знаете ?
— Давайте сделаем вывод: для чего нужны скороговорки?
Н СКОРОГОВОРКА
Знакомство с пословицами
— Первая фраза- это скороговорка. Как же называются другие фразы?
— Какая фраза чему- то поучает ?( Чужим умом жить- добра не нажить.)
— Чему она поучает
— Давайте прочитаем фразы и объясним их смысл.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Крепкую дружбу и водой не разольёшь.
Земля освещается солнцем, а человек знанием.
Не одежда красит человека, а его добрые дела!
Где труд, там и радость.
— Чему они поучают?
— Кто знает, как называются эти фразы ? (пословицы)
На доске : Пословица недаром молвится .
— Что означает эта пословица?
— Что такое пословица?
Учитель : Владимир Иванович Даль , знаток пословиц, составитель сборника «Пословицы русского народа» дал им такое определение : «Пословица — это коротенькая притча, суждение, приговор, поучение. Кто её сочинил , неведомо никому, но все её знают и ей покоряются». Русские пословицы придумывали крестьяне, рубаки, охотники, рабочие. Одни пословицы очень древние и не забываются и их часто вспоминают, другие же люди забыли и они исчезли из языка. Говорят: «Новое время –новые песни». Так же новое время имеет и свои пословицы. Пословицы, как и загадки, придуманы на разные темы.
— Давайте прочитаем несколько пословиц и определим их тему. На листах записаны пословицы, разделённые на 2 части , ваша задача собрать их. Работаете в парах.
там и победа. | |
Где смелость, | а стоять не велит. |
Добро не умрёт, | а потехе час. |
Мороз не велик, | торопись делом. |
Где труд, | а зло пропадёт. |
Не спеши языком, | один раз отрежь. |
Семь раз отмерь, | там и радость. |
— Какую из этих пословиц придумали портные ? (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)
Учитель : Давайте сделаем вывод . Для чего нужны пословицы?
Н ПОСЛОВИЦА
Знакомство с поговорками
— Как же назвать эту фразу : Пристал как банный лист ?
— Она чему- то учит, воспитывает ? (нет) Что она означает ? (надоел)
— Как звучит выразительнее : надоел или пристал как банный лист? Почему ?
— Как звучит выразительнее : кто-то пришёл неожиданно или свалился ка снег на голову ? Почему ?
Учитель : Такие фразы называются поговорками. Они очень похожи на пословицы, НО у них нет законченной мысли. Говорят : «На всякого Егорку живёт поговорка». Давайте попробуем различить пословицы и поговорки. На столах у вас листы с записями. Подчеркните половицы красным карандашом, а поговорки зелёным.
Их водой не разольёшь.
Труд человека кормит, а лень портит.
За всё браться- ничего не сделать.
Мы сами с усами.
Первым блин комом.
Терпенье и труд всё перетрут.
Проверка : Кто сможет зачитать все пословицы? Все ли с этим согласны? Чему учит каждая из этих пословиц ? Кто готов зачитать поговорки? Все ли с этим согласны? О чём говорит каждая поговорка?
Учитель : Давайте сделаем вывод . Для чего нужны поговорки?
Н ПОГОВОРКА
Подведение итогов
— С какими жанрами устного народного творчества мы познакомились на этом уроке?
6. Домашнее задание
Отгадать пословицу и записать её: — о – ч – л д – л — г – л – й — м – л — !
Найти ещё 2 пословицы.
Можно предложить игры с пословицами из книги В. Волиной в конце урока или после уроков во время продлённой группы.
Пословицы шутят
Пословица, мы тебя знаем,
Но не такою ты была,
Неужто буква озорная
Вновь чьё- то место заняла?…
Два сапога тара. (пара)
Ус хороша, а два лучше .(ум)
Трус кормит, а лень портит. (труд)
Терпенье и пруд всё перетрут. (труд)
Первым клин комм. (блин)
Мы сами с ушами. (усами)
В здоровом теле здоровый пух. (дух)
Крутиться кк булка в колесе. (белка)
2.Отгадать пословицы по двум словам.
Дело- потеха. (Делу время, потехе час.)
Труд- лень (Труд кормит, а лень портит)
Отмерь- отрежь (Семь раз отмерь, один отрежь)
Не спеши- торопись (Не спеши языком, торопись делом.)
3. Поле чудес
Де –а- — — — о д — о — — а е т,
А — — — — — а — — — а е т . (Декабрь год кончат, а зиму начинает)
4. Кое- что о порядке
С В РЯ РЕ РЕ МЯ БЕ ДО ЖЁТ К ПО
5. Составь пословицу
(Белые ручки чужие труды любят)
Слоговица
Перед вами сло-го-ви-ца
В ней пословица таится.
Отправляйся в путь –дорогу,
Делай шаг от слога к слогу.
Всю пословицу прочти,
Не запутайся в пути.
Из оставшихся слогов можно сложить другую пословицу.
МОС ЛАСЬ КВА И ЗУ НЕ СРА
(Волков бояться, в лес не ходить. Не сразу Москва строилась.)